КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ АППАРАТЫ»

На протяжении нескольких последних лет в учебных планах технических вузов все большее внимание уделяется повышению компьютерной грамотности студентов. Кроме традиционной уже информатики выделяется время на обучение работе с современными программными продуктами – Microsoft Windows, Microsoft Word и т. д., на рассмотрение конкретных примеров использования ПК в профессиональной деятельности. Другим важным способом приобщения широких масс студентов к миру ПК является всяческое поощрение использования компьютеров в процессе обучения – для подготовки и распечатки курсовых и дипломных работ, рефератов, выполнения расчетных заданий, составления программ для решения каких-то конкретных прикладных задач. Ненавязчивое, постоянное и, самое главное, приносящее конкретную пользу общение человека с компьютером лучше всяких лекций, учебников и зачетов помогает освоить машину, привыкнуть к ней и понять ее необходимость для самого себя.

При наличии достаточной технической базы и энтузиазме преподавателей возможно широкое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс на всех его этапах – от обучающих программ, программ, помогающих выполнять расчетные задания и осуществляющие их проверку, до программ тестирования и контроля знаний студентов по всему курсу. Максимальный эффект достигается при осуществлении комплексного подхода – создании программных пакетов, реализующих все приведенные выше функции. Также большую помощь эта методика может оказать при организации заочного обучения – имея доступ к компьютеру и дискету с программой, студент-заочник всегда может самостоятельно найти ответ на ключевые вопросы, ссылки на литературу, выполнить самостоятельно предварительную проверку своих работ и заданий, подготовиться к сдаче экзамена или зачета.

В соответствии с приведенными выше соображениями и на основе анализа работы уже существующего на кафедре «Электротехника, электроника и электромеханика» Дальневосточного государственного университета путей сообщения программного комплекса «Электротехника» представлено формирование информационного банка вопросов по электрическим и электронным аппаратам на основе Автоматизированной Интерактивной Системы Тестирования (АИСТ).

Cодержание задаваемых вопросов призвано обеспечить активное участие студентов в диалоге с компьютером. С этой целью при формировании информационного банка вопросов по дисциплине предлагаются различные варианты тестов к лабораторным работам.

Первый вариант тестов – это многовариантная система вопросов, когда на вопрос компьютера предлагаются несколько ответов. При таком подходе трудно определить, что знает студент, так как велика роль догадки. Кроме того, это не способствует развитию логического и критического мышления, так как предлагает пользователю выбор из уже принятых решений. Эти вопросы составляют не более 10 % информационного банка.

Второй вариант тестов – это вопросы диагностического типа, которые требуют анализа исходной информации и основаны на глубоких знаниях, позволяющих правильно сформулировать ответ..

Третий вариант тестов формируется в виде задач, исходные данные которых позволяют выполнить простые расчетные действия, сохраняя при этом сущность физических явлений. Здесь необходимо знание основных формул, взаимосвязи между параметрами в электрическом аппарате, а также умения выполнить соответствующие преобразования.

Четвертый вариант тестов представляется на экране компьютера в виде вопросов по определению показаний различных электроизмерительных приборов: амперметров, вольтметров, ваттметров и счетчиков. Эта группа вопросов ориентирует студента на знание конструктивных особенностей и схем включения приборов, формирует умение определять цену деления и показания приборов.

В информационном банке около 250 вопросов, охватывающих все разделы данного курса: от основ теории электрических аппаратов до конструктивных особенностей и принципа действия бесконтактных электрических аппаратов.

Применение в учебном процессе по электрическим и электронным аппаратам компьютерных технологий позволяет на основе программного комплекса организовать прием отчетов по лабораторным работам на ЭВМ. Характер тестовых вопросов представлен в прил. 2, 3.

Для реализации диалога с компьютером достаточно выйти на web-сайт университета по адресу http://www/dvgups.ru. Первая страница web-сайта представлена ниже.

 

 

Кликнув мышкой по команде «Студенту», переходим на последующие страницы web-сайта, где указываем специальность, форму обучения, курс, семестр, наименование дисциплины и раздел тестирующего материала.

 

 

 

Далее открываются два окна, в одном из которых вводим фамилию, а в другом – номер зачетной книжки.

 

 

На экране появляется вопрос, а ниже – варианты ответов. Требуется выбрать ответ, кликнув мышкой в соответствующем окне, и на клавишу записать.

 

 

В следующем вопросе требуется указать несколько правильных ответов. В верхней части экрана мнемонические изображения идентифицируют правильные и неправильные ответы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Форма титульного листа отчета по лабораторной работе

 

Государственное Общеобразовательное Учреждение

Высшего Профессионального Обучения

Дальневосточный Государственный Университет

Путей Сообщения

 

 

Кафедра «ЭтЭЭм»

 

Лаборатория «Электронные

и электрические аппараты»

 

 

ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

 

______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Студент___________________________________ Группа__________

 

Дата выполнения________________

 

Руководитель занятия________________________________________

 

 

ХАБАРОВСК

ПРИЛОЖЕНИЕ 2