Базовые экономические понятия: блага, потребности.

 

Потребности –это желания людей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность. Потребности бывают первичные (пища, гигиена и т.д., т.е. поддерживающие физическое состояние и здоровье) и вторичные (развлечения, образование и др., т.е. духовные). Удовлетворенная потребность рождает новую. Возникновение потребностей обусловлено производством – появление новых продуктов вызывает потребность в них. Рост потребностей безграничен, т.е. потребности безграничны.

Блага– это то, что необходимо человеку для удовлетворения потребностей. Блага бывают кратковременного пользования (хлеб, мыло и т.д.), длительного пользования (холодильник, мебель и т.д.) и предметы роскоши (бриллианты, норковые шубы, дорогие автомобили и т.д.).

По степени редкости их делят на экономические (имеются в ограниченном количестве) и неэкономические (общедоступны, например – воздух).

По характеру дальнейшего использования их делят на конечные (не подлежат дальнейшей переработке, немедленно потребляются в неизменном виде) и промежуточные.

Блага также делятся на частные (могут производиться в частном секторе экономики) и общественные (они таковы, что невозможно кого-либо лишить возможности пользоваться ими, кроме того, увеличение числа потребителей общественного блага не отражается на качестве потребления – это дороги, уличное освещение, охрана границы и т.п.) – они производятся исключительно в государственном секторе.

Блага также бывают взаимозаменяемые (субституты) – например, говядина и свинина; и взаимодополняемые (комплименты) – например, ботинки и шнурки, или автомобиль и бензин.

По степени полезности они делятся на блага (хорошие, доставляют наслаждение – положительную полезность), антиблага (плохие, доставляют страдание - отрицательную полезность) и нейтральные блага (вызывают безразличие – нулевую полезность).

Различают также материальные блага, основной вид – товары и нематериальные, основной вид – услуги (образовательная, транспортная и т.д.), в результате которых создаются нематериальные блага – здоровье, хорошее настроение и др.

Экономические субъекты –те, кто участвует в производстве и потреблении благ. Делятся на:

1. Домохозяйство – группа людей, ведущих общее хозяйство, - выступает на рынке как единый покупатель потребительских благ. В статистике это - семья, даже если она состоит из одного человека. На практике используют простое определение: это группа людей, которые закрываются на ночь на общий замок.

2. Фирма (предприятие) – субъект, который является одновременно производителем, продавцом и покупателем. Фирма производит и продает блага, покупая и используя необходимые ресурсы. Цель фирмы – в максимизации прибыли - разности между стоимостью проданных продуктов (выручки) и стоимостью купленных ресурсов (издержек).

3. Государство – особый экономический субъект. Цель деятельности – принести всему обществу наибольшую пользу. Хотя действия отдельных политиков бывают далеки от общественных целей.

4. Общественные организации – субъекты, способные влиять на экономические и политические процессы: профсоюзы, политические партии, объединения потребителей и пр.

 

 

4.Экономические ресурсы и их виды. Ограниченность экономических ресурсов и неограниченность потребностей..

 

Экономические ресурсы – это все то, что используется для создания благ. Их также называют факторы производства.

Ресурсы принято подразделять на 4 группы:

1) Земля – с экономической т.зр. это все естественные ресурсы, или «даровые» блага природы (пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых и др.).

2) Капитал – это произведенные человеческим трудом средства производства (станки, машины, оборудование, транспортные средства и др.), используемые в производстве и доставке товаров и услуг потребителю.

3) Труд – это целесообразная, осознанная деятельность людей, применяемая в производстве и реализации товаров и услуг. Т.е. это любые работы, выполняемые людьми различных профессий. Труд реализуется в рабочей силе, т.е. в способности человека (физической или умственной) к труду. Эти способности надо развивать. Самое главное в жизни человека – это совершенствоваться, а значит, постоянно получать новые знания. Человек – это главный ресурс экономики.

4) Предпринимательская способность – это деятельность отдельного человека или группы людей, направленная на эффективное управление использованием остальных трех групп ресурсов. Это особый человеческий ресурс. Предприниматель: 1) берет на себя инициативу соединения ресурсов в единый процесс производства; 2) принимает новые основные решения и определяет направления деятельности предприятия; 3) он – новатор, т.е. стремится вводить на коммерческой основе новые продукты, технологии, формы организации бизнеса; 4) это человек, идущий на риск – в рыночной системе прибыль не всегда гарантирована, т.е. вознаграждением за его труд вполне могут оказаться убытки.

Все экономические ресурсы ограничены. А значит, ограничена и способность экономики производить продукты. Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска. Экономика сталкивается с проблемой выбора.

Предположим, производится только два товара – масло и пушки. Т.к. ресурсы ограничены и применяются целиком, то любое увеличение производства пушек потребует переключения части ресурсов с производства масла и наоборот. Рассмотрим на примере.

Таблица. Возможности производства масла и пушек при полной занятости ресурсов.

Вид продукта Варианты производства (альтернативы)
A B C D E
Масло, сотни тыс. пачек
Пушки, тыс. шт.

 

Главная идея тут в следующем: в любой момент времени экономика полной занятости и полного объема производства должна жертвовать частью продукта Х (масло). Чтобы получить больше продукта Y (пушек). Т.к. ресурсы редки, то экономика не может увеличивать одновременно производство и Х и Y.

Приведенные данные можно представить графически, в виде кривой производственных возможностей.

 

Каждая точка на этой кривой представляет какой-то максимально возможный объем производства двух продуктов, т.е. некую границу, за пределы которой экономика не может выбраться в короткий промежуток времени. В длительном периоде благодаря НТП, открытию новых месторождений ископаемых, рождению большего числа людей станет возможным производить больше и масла и пушек. И кривая сдвинется параллельно вправо и т.д.

Издержки, от которых следует отказаться, чтобы получить другой продукт, называются вмененными (альтернативными) издержками. В нашем случае количество пушек, от которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительную единицу масла, и есть вмененные (альтернативные) издержки.

Экономисты открыли закон возрастающих вмененных издержек. Согласно ему производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование все большим (возрастающим) количеством другого продукта. Графически это подчеркивается выпуклостью к началу координат кривой производственных возможностей.