Методологическая основа методики преподавания иностранных языков

Методы исследования используются для получения научных данных о закономерностях обучения иностранным языкам, об эффективности используемых учебных материалов, способов и форм учебно-воспитательного процесса. Методы исследования представляют собой научно разработанные способы получения фактического материала и теоретических знаний об объекте, они являются своего рода правилами действия в познании (Е.И. Пассов).

Методы исследования принято делить на общие и специ­альные. Применение первых носит достаточно универсальный характер, хотя их использование в каждой научной дисципли­не должно отражать особенности этой дисциплины. Специаль­ные же методы обучения характеризуют особенности той дис­циплины, в которой они применяются.

Методы исследования принято подразделять на две группы:

а) методы, применяемые на теоретическом уровне, - абстрагирование, анализ и синтез, сравнение, дедукция и индукция, моделирование, экстраполирование;

б) методы, применяемые на эмпирическом уровне, - анализ научно-методической литературы, научное наблюдение, обобщение опыта преподавания, беседа, опытное обучение, проб­ное обучение, анкетирование, тестирование, хронометрирование, статистический анализ результатов работы.

Методы, применяемые на теоретическом уровне, направлены на выявление существенных связей и закономерностей педагогических явлений и про­цессов, установление сходства и различий между ними, их систематизацию на основании существующих научных при­знаков.

Методы, применяемые на эмпирическом уровне, направ­лены непосредственно на объект исследования, на изучение внешних характеристик изучаемых явлений и процессов. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для получения выводов и рекомендаций методического характера, важных для повы­шения качества учебного процесса и формируемых на его основе методических теорий.

В практике научно-исследовательской работы методы на эмпирическом и на теоретическом уровнях находятся в тес­ном взаимодействии, поскольку эмпирический и теоретический уров­ни познания неразделимы. Эмпирическое познание невозмож­но без теоретического размышления, построения научной ги­потезы, использования в ходе исследовательской работы приемов анализа и синтеза. В то же время любая теория опи­рается на практику, объективно существующую реальность, в нашем случае - процесс обучения языку. Эмпирические и тео­ретические элементы познания составляют единый процесс и присутствуют в каждом научном исследовании в органичес­ком единстве друг с другом. В то же время в методических ис­следованиях особенно значимы методы, используемые на эм­пирическом уровне, ибо с их помощью проверяется эффектив­ность разрабатываемых приемов преподавания и способов овладения языком.

Далее рассматриваются методы исследования, получив­шие наиболее широкое применение в методике преподавания языков.

Есть основные и вспомогательные методы исследования:

К основным методам относятся:

1) Критический анализ научно-методических источников (отечественных и зарубежных авторов).

2) Изучение и обобщение позитивного опыта работы учителей.

3) Научное наблюдение. Это наиболее распространенный метод исследования на эмпирическом уровне, в результате применения которого исследователь фиксирует ход урока или поведение его участников. Наблюдение только тогда представляет научную ценность, когда подчинено определенной цели. Целью же наблюдения может быть ход урока, его отдельных фрагментов, проверка эффективности используемых на занятиях приемов обучения и др. Результаты наблюдения фиксируются и становятся предметом обсуждения и анализа. Во время педагогической практики именно наблюдение является наиболее эффективным способом проверки приобретенного студентами опыта преподавания, знаний, навыков и умений, полученных в курсе методики. Результаты наблюдений фиксируются студентами в «Дневнике педпрактики» и становятся предметом обсуждения на последующих занятиях.

4) Пробное обучение, в ходе которого учитель, опираясь на собственный опыт, без глубокого и тщательного изучения проблемы осуществляет поиск, в результате которого подтверждается или опровергается выдвинутая вначале гипотеза.

Методический эксперимент занимает особое место среди методов исследования. Методический эксперимент представляет собой специально организованный процесс обучения иностранному языку, в ходе которого исследователь вызывает изучаемое явление с помощью изменения отдельных условий, приемов, средств обучения. Реализация эксперимента связана с выдвижением гипотезы.

Гипотеза – это предположение, в котором содержатся новые, еще не проверенные наукой утверждения, которые можно проверить с помощью известных или новых методов исследования.

В методике обучения иностранным языкам виды эксперимента выделяются по трем признакам: 1) по значимости исследования – разведывательный и основной / базовый; 2) по условиям проведения – естественный и лабораторный; 3) по сложности организации – односерийный и многосерийный, однофакторный и многофакторный.

В эксперименте следует рассматривать четыре составных части:

1) варьируемые переменные величины, к которым относится все, что в ходе эксперимента преднамеренно подвергается изменению (например, приемы обучения, используемые в разных группах, если ставится цель проверить эффективность таких приемов);

2) неварьируемые переменные величины группы А, то есть субъективные неварьируемые: это, с одной стороны, разнообразные признаки личности учащегося, а с другой стороны, - личности учителя;

3) неварьируемые переменные величины группы Б, то есть объективные неварьируемые, к которым относится все то, что в данном опыте считается неизменным (например, учебный материал, состав группы, способы обучения);

4) финальные переменные, то есть окончательные данные эксперимента.

Эксперимент реализуется в четыре фазы(по М.В. Ляховицкому).

Первая фаза – организация – охватывает целый ряд моментов, наиболее значимым из которых является разработка гипотезы.

Вторая фаза – реализация – предусматривает осуществление идей, изложенных в гипотезе.

Третья фаза – констатация – представляет собой выявление количественных и качественных характеристик результатов, их соответствующую обработку.

Четвертая фаза – интерпретация – объяснение причин полученных результатов и доказательство их надежности.

Следующим этапом будет внедрение результатов эксперимента в практику преподавания.

Проведение методического эксперимента предполагает использование тестов (срезов). Различают предэкспериментальный, текущий, завершающий и отсроченный срезы. Цель этих срезов - выявление исходного, текущего или конечного уровней обученности, т.е. владение навыками или умениями в том или ином виде речевой деятельности. Результаты срезов подвергаются анализу, на основании чего делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.

6) Опытное обучение основывается на проведении массового обучения по предлагаемой исследователем методике и проходит обычно в нескольких школах на протяжении длительного времени. Служит средством внедрения в практику обучения научно обоснованных рекомендаций. Целью применения метода является массовая апробация новых приемов и методов обучения, лучших форм организации учебного процесса, усовершенствования учебно-наглядных пособий и т.д. Оно подобно эксперименту, так как направлено на проверку гипотезы, но представляет в распоряжение исследователя суммарные приближенные показатели, однако это компенсируется массовым характером результатов исследования.

Основные методы исследования тесно связаны со вспомогательными методами исследования. Вспомогательные методы исследования, как правило, не используются самостоятельно, а в дополнении к основным методам.

1) Тестирование очень широко используется в современном методическом исследовании. С помощью теста можно зафиксировать результаты обученности учащегося и определить начальные, промежуточные и конечные результаты периода обучения иностранному языку. С помощью этих тестов устанавливают, насколько эффективны использованные приемы и средства.

2) Анкетирование заимствовано методикой у социологии. С его помощью изучают точку зрения учеников, учителей, родителей относительно какого-либо вопроса. В процессе анкетирования лицу или группе лиц предлагается ответить устно или письменно на вопросы: открытые (предлагается свободный ответ) или закрытые (ответ заключается в выборе из нескольких предложенных утверждений). Данный метод исследования достаточно субъективен и приобретает черты относительной объективности только тогда, когда анкетирование осуществляется в массовом порядке, то есть при большом охвате анкетируемых. Широкое распространение получило анкетирование среди студентов в конце учебного года с целью оценки качества преподавания и учебного процесса в целом.

3) Метод интервью направлен на определение отношения определенной группы людей к определенному явлению. Ответы фиксируются, а затем сопоставляются и анализируются.

4) Статистический метод. К таким методам относятся приемы и способы расчетов, с помощью которых количественные показатели, полученные в ходе эксперимента, могут быть обобщены и приведены в систему. С этой целью используются методы математической статистики. Результаты обработки полученных данных при этом могут быть представлены в цифровой, табличной и графической формах. Объективность и точность оценки экспериментального исследования значительно возрастают благодаря статистической обработке его результатов.

5) Беседа (например, с участниками эксперимента) может служить важным средством, дополняющим представления исследователя об изучаемом объекте. Беседа может быть как самостоятельным, так и вспомогательным методом исследования. В условиях педагогической практики во время беседы обсуждаются цели урока, приемы обучения, фиксируются мнения об эффективности проведенного занятия, оценивается мастерство преподавателя. Успешное применение беседы предполагает: а) наличие продуманного плана беседы; б) умения исследователя получать интересующие его сведения не только путем непосредственного наблюдения в ходе беседы, но и косвенно; в) умения исследователя уточнять интересующие его факты в процессе беседы; г) наличие у исследователя близкого личного контакта с исследуемым, установленного еще до беседы.

6) Хронометраж (хронометрирование) – фиксация на пленку хода учебного процесса и последующий замер времени, отводимого на определенную деятельность. Благодаря хронометражу удается проводить замеры времени, отводимого на речевую деятельность учителя и учеников, определять сроки выполнения заданий, устанавливать темп устной речи, рассчитывать соотношение учебного времени, отводимого на разные виды учебной деятельности и т.д.