Главная функция науки — познание объективного мира с целью его изучения и при возможности совершенствования.
Понятие науки нужно рассматривать с трех основных позиций. Во-первых, с теоретической, как систему знаний, как форму общественного сознания; во-вторых, как определенный вид общественного разделения труда, как научную деятельность, связанную с целой системой отношений между учеными и научными учреждениями; в-третьих, с позиций практического применения выводов науки, то есть ее общественной роли.
Возникновение науки тесно связаны с процессом разделения общественного труда. И хотя слово "ученый" возникло лишь в первой половине XIX столетия, эта сфера человеческой деятельности намного раньше стала особым занятием определенных лиц.
Предметом науки являются взаимосвязанные формы движения материи или особенности их отражения в сознании людей. Именно материальные объекты природы определяют существование многих областей знаний, которые объединяются в три большие группы наук:
1) естественные (физика, химия, биология и др.);
2) общественные (экономические, филологические, исторические и др.);
3) науки о мышлении (философия, логика, психология и др.).
Наука является основной формой познания мира. Она создается для непосредственного выявления самых важных сторон всех явлений природы, общества и мышления. Каждая наука предусматривает создание единой логически четкой системы знаний о той или иной стороне окружающего мира. Систематизация научных знаний является адекватным отображением, воспроизведением структуры объекта в системе научных знаний о нем. Итак, наука представляет собой знания, сведенные в систему.
Опираясь на глубокие знания объективных существенных связей действительности, наука выявляет объективные тенденции развития естественных и общественных процессов. Благодаря этому она становится средством предвидения последствий человеческой деятельности, раскрывает методику принятия решений в этой деятельности. Поэтому самой важной задачей науки является предвидение будущих изменений в природе и обществе.
Одновременно следует отметить, что не все знания, сведенные в систему, адекватны науке.
Важной чертой науки является также ее активный поисковый характер. Она должна постоянно меняться и развиваться, находить новые решения и результаты. Наука указывает людям, как сделать то, что они хотят сделать. Если наука не выявляет рациональных путей решения практических задач, то она не может отвечать нуждам, которыми обусловлено ее развитие. Вот почему наука является не только системой научных знаний, объясняющих мир, но одновременно и средством, методом его изменения и преобразования. Любая наука является диалектическим единством теории и метода. Без метода она немыслима, так же, как и без теории.
Не существует никакой абсолютной науки, то есть науки, оторванной от нужд материальных отношений и производства. Есть единая наука, которая возникла на основе практической деятельности людей и применяется в процессе этой деятельности.
Разделение наук на исследовательские (теоретические) и прикладные относительно. Объясняется это тем, что теоретические науки более отдалены от непосредственного применения их результатов на практике, поскольку они занимаются поиском и открытием новых закономерностей (например, экономическая теория). Прикладные науки более связаны с производством, потому что их целью является разработка экономически выгодных способов внедрения выводов теоретической науки.
Проявление характерных свойств науки в обществе дает возможность дать определение науки как формы общественного сознания. Многие из у науки.
Проявление характерных свойств науки в обществе дает возможность дать определение науки как формы общественного сознания. Многие из ученых высказывают мысль, что наука раскрывается или как система знаний, или как метод, или как прикладная математика. Например, Леонардо да Винчи утверждал, что нет никакой достоверности там, где невозможно применение методов математических наук или объединение с ними. Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой.
Итак, только диалектико-материалистичный подход к науке, к выявлению ее основных особенностей дает возможность наиболее правильно и точно дать определение науки.