Вопрос 4. Характеристика света в помещении.

Во времена, когда единственным видом человеческих жилищ были крытые стоянки первобытного стада, вопрос освещения решался просто. В пещере или хижине обязательно имелся костёр-очаг. Дневной свет допускался через входное отверстие и сверху, сквозь потолочный дымоход. В холодное время года естественное освещение почти отсутствовало. Таким образом, уже в примитивных жилищах первобытного человека существовало как естественное, так и искусственное освещение. Естественное подразделялось на верхнее (дымоход) и боковое (входное отверстие). Искусственное было центральным (очаг) и боковым (факел).

Образ жилого помещения зависит не только от способа расстановки мебели, но и от освещения. Солнечный свет из окна, потолочные люстры и настенные бра, открытый огонь камина – вместе или порознь – помогают многие века создавать в доме желаемую атмосферу. Благодаря освещению предметы обстановки вступают в новые пространственные взаимоотношения. Их контуры могут растворяться или, напротив, становиться чёткими, контрастными и фактурными: что-то отодвинется в тень, старая мебель приобретает грацию, потрескавшиеся стены становятся таинственными. Так свет каждый вечер создаёт «свою сказку».

Источники света характеризуются множеством параметров. Один из них – цветовая температура. По цвету свет делится на «тёплый» и «холодный». Эти свойства определяются цветовой температурой источника света, цветофильтром осветительного прибора, а также цветом и фактурой отражающих поверхностей.

Очень важным элементом создания настроения является характеристика спектра, излучаемого лампой. Чем выше температура накаливания и чем больше в спектре голубого цвета, тем более чёткое восприятие предметов фиксируется глазом. Такой же эффект дают и большинство флуоресцентных источников света. А вот низкотемпературные лампы придают интерьеру расплывчатый, загадочный флер. При дефиците голубого, глаз не способен быстро фокусировать изображение. При его же избытке, предметы получают излишнюю резкость.

1. Вольфрамовая спираль обычной лампы накаливания светится тёплым светом вечернего Солнца (2000 – 2500°С).

2. Галогенные лампы развивают более высокие температуры – 2900 – 3300°С.

3.Люминесцентные лампы горят светом яркого полуденного солнца. Их излучение не связано с нагревом – это свечение паров металлов в электрическом разряде, которое преобразуется в видимый свет люминофором. Свечение люминофора – «холодное», родственное северному сиянию и свету светлячков.

В излучении люминесцентных ламп, независимо от их типа, всегда есть избыток синих или зелёных лучей. И это нужно учитывать при планировании светового решения интерьера.

Яркий солнечный свет подсознательно ассоциируется с производственной деятельностью и в большей степени уместен на фабрике или в офисе. В жилом интерьере люминесцентные лампы используются редко, да и то лишь в специальных случаях (например, для освещения растений).

В дизайне интерьеров используют все виды потоков света в пространстве:

· Точечный свет. Световой поток исходит из локализированной точки, находящейся либо на потолке, либо на среднем или нижнем уровне (настольная лампа, бра, торшер и т.д.). Точечный свет бывает направленным и ненаправленным, в зависимости от назначения светильника. Например, при разработке настольных ламп основные усилия дизайнеров сосредоточены на организации регулируемого точечного света.

· Рассеянный прямой свет ламп с большой светящейся поверхностью, как, скажем, у люминесцентных или шарообразных светильников. Часто используют на кухне.

· Отражённый свет – самый природный и безвредный свет. Всем известно, что лучше читать лёжа на гамаке в саду, чем на раскалённом пляже. В лесу солнечные лучи, «спрыгивая» с листика на листок под разным углом, становятся мягкими, рассеянными и не утомляют глаза. И, наоборот, на открытом пространстве от ярко освещённой странице просто темнеет в глазах. Именно поэтому в большинстве современных светильников ставят системы отражателей. Поток света от лампы сначала бьёт в них, потом отбрасывается на поток и лишь затем рассеивается в пространстве.

 

Свет действительно способен сыграть в интерьере очень значительную роль. С его помощью можно расставить необходимые акценты, выделить функциональные зоны. По-разному освещённая, одна и та же комната будет менять свой облик до неузнаваемости. Наконец, даже всю композицию интерьера можно построить исключительно на освещении.

Для оценки качества источников света специалисты используют такие характеристики, как световой поток, освещённость поверхности, сила света, яркость, цветность, светоотдача и целый ряд других. Помещение может казаться удобным или неудобным в зависимости от уровня освещённости и цветности излучения источников света.

Прихожая. В прихожей нежелателен только мягкий полумрак. Конечно, он может присутствовать, но в то же время здесь должна быть возможность все ярко осветить. Прихожая выполняет утилитарную функцию, и количество света в соседних помещениях должно быть сравнимым. Именно прихожая определяет общее впечатление от квартиры. С помощью света можно увеличить маленькое помещение и расширить узкое, сделав прихожую уютной и светлой. Кроме общего освещения добавьте местное. Оно необходимо для освещения зоны зеркала. Чтобы отражение было хорошо видно, свет должен равномерно направляться от зеркала, не создавая бликов и теней. Лучше всего освещать зеркало двумя светильниками с обеих сторон примерно на уровне головы, но мы сделали .....

Гостиная. Здесь необходимо обеспечить достаточный уровень фонового света (даже если используется местное освещение). Он должен помочь избежать глубоких теней в дальних уголках. Задача освещения – представить гостиную в самом выигрышном (парадном) виде. Кроме общего освещения необходимо учесть местное освещение в функциональных зонах. В кругу света вы будете чувствовать себя уединенно, и ничто не сможет отвлечь вас от книги. Прекрасным дополнением к удобно расположенным осветительным приборам является возможность регулировать интенсивность их света. И помните – для создания в комнате комфортной и уютной атмосферы необходимо не менее трех источников света с разной интенсивностью, расположенных на разных уровнях.

Кухня. Здесь освещение преимущественно функциональное. Фоновый свет желателен, но главное – не оставить в темноте основные рабочие места: плиту, мойку и разделочный стол. Удобно также поместить светильники внутрь полок (шкафов). Для этого подойдут гибкие источники, регулируемые независимо друг от друга. Плита снабжена вытяжкой и монтируется к ней. Из-за специфики кухни часто рабочие поверхности располагаются под верхним рядом кухонных шкафов, которые при общем освещении отбрасывают тень. Поэтому дополните общее освещение, поместив ряд светильников под нижней плоскостью шкафов, чтобы свет непосредственно падал на рабочие поверхности. У светильников должны быть замкнутые абажуры, иначе свет будет падать вам в лицо. В напольных шкафах могут разместиться маленькие светильники, автоматически включающиеся при открывании дверец. Общее освещение в кухне может осуществляться с помощью подвесного светильника, спускающегося над обеденным столом. Источник света должен находиться чуть выше уровня глаз, не попадая прямо в них.

Ванная комната. Ванная комната должна быть ярко освещена, этот эффект создает радостное и праздничное настроение. Фоновое освещение может создаваться как верхним, так и несколькими боковыми источниками. Если зеркало используется для нанесения макияжа, лучше использовать лампы накаливания, не искажающие цвета. Используйте светильники с полностью закрытыми абажурами из матового стекла.

Кабинет. Очень важно грамотно организовать свое рабочее место. При правильном освещении вы сможете работать дольше, не уставая, и не будете рисковать испортить себе зрение. Надо учитывать, что условия освещенности ночью должны максимально соответствовать дневным. При работе на компьютере крайне нежелательны блики. Если вы занимаетесь рисованием, позаботьтесь об осветительном приборе достаточной яркости, который будет передавать цвета без искажений. Для этих целей прекрасно подходит белый свет.

Спальня. Это одно из самых подходящих помещений для игры с полутонами. Здесь необходимо общее освещение, но свет не должен быть направлен вниз.