ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

Изучение конструкции и определение основных параметров двухступенчатого цилиндрического редукто ра

Цель работы:

1. Изучить назначение и конструкцию натурного редуктора

2. Определить параметры зубчатых передач редуктора.

3. Ознакомиться с регулировкой подшипниковых узлов.

4. Ознакомиться с особенностями обслуживания редуктора в эксплуатации (проверка уровня масла и залив масла и т.п.)

Краткие теоретические сведения:

Цилиндрическим редуктором называется механизм, состоящий из цилиндрических зубчатых передач, выполненных в виде отдельного агрегата и служащий для понижения угловых скоростей и увеличения вращающего момента.

В зависимости от числа ступеней редукторы подразделяют на одно-, двух- и многоступенчатые (рис. 4.1, 4.2).

По относительному расположению валов в пространстве различают горизонтальные и вертикальные цилиндрические редукторы. При малых общих передаточных отношениях применяют одноступенчатые редукторы. Передаточное число целесообразно выбирать не более 6,3 (предпочтительно до 5). Они обеспечивают передачу вращающего момента .

 

 

Рис 4.1 Одноступенчатый цилиндрический редуктор.

Наибольшее распространение в наше время имеют двухступенчатые горизонтальные редукторы, выполненные по развернутой схеме (рис. 4.2, а). Они наиболее просты, имеют наименьшую ширину, но несимметричное расположение колес на валах приводит к повышенной концентрации нагрузки по длине зуба.

Соосные редукторы (рис. 4.2 б) имеют малые габариты по длине, что является его основным достоинством.

а) б)

Рис. 4.2 Редукторы двухступенчатые цилиндрические.

В данной работе рассматривается редуктор Ц2У-100-16-IYI (рис. 4.2, а)

Обозначение расшифровывается следующим образом:

Ц2У – редуктор цилиндрический двухступенчатый, узкий, горизонтальный;

100 – межосевое расстояние тихоходной ступени, мм;

16 – передаточное отношение редуктора;

I – вариант сборки редуктора;

YI – климатическое исполнение и категория размещения (для районов с умеренным климатом).

 

Рис. 4.3 Двухступенчатый цилиндрический редуктор

Изучаемый редуктор состоит из литого корпуса, в котором размещены быстроходная (Б) и тихоходная (Т) зубчатые цилиндрические передачи. Обе передачи выполнены косозубыми, что уменьшает габариты редуктора и повышает плавность его работы. Шестерня (1) быстроходной передачи выполнена заодно с быстроходным валом (7), а колесо (2) установлено на промежуточном валу (9). Шестерня (3) тихоходной передачи также изготовлена заодно с промежуточным валом (9), а колесо (18) установлено на ведомом валу (13) редуктора. Крутящий момент от колеса (2) валу (9), а также от колеса (18) валу (13) передается через шпонки (25) и (16). Для предотвращения осевых смещений колес (2) и (18) валы (9) и (13) имеют с одной стороны буртики (утолщения вала). С другой стороны ступицы колес упираются непосредственно во внутренние кольца подшипников качения.

В рассматриваемом редукторе применены конические радиально-упорные подшипники (4), (11) и (15), служащие опорами валов (7),(9),(13). Они закрыты врезными (закладкой) крышками (6),(8),(12),(21),(23),(27) и нажимными дисками (5),(10),(14). Со стороны выхода валов (7) и (13) из редуктора крышки (6) и (12) выполнены сквозными и имеют войлочные уплотнения. Назначение последних – препятствовать попаданию механических частиц в полость и исключить вытекание смазки через кольцевой зазор между валом и отверстием крышки.

С противоположной стороны редуктора крышки (21),(23),(27) снабжены винтами (22),(24),(26), которые предназначены для регулирования подшипниковых узлов.

Корпус редуктора имеет горизон тальную плоскость разъема, проходящую через оси всех валов, и состоит из основания (20) (корпуса) и крышки, скрепленных винтами (19). Для центрирования крышки относительно корпуса редуктора имеется два цилиндрических штифта (17). Корпус имеет сливное отверстие для слива масла. Залив масла осуществляется через смотровое окно, закрываемое крышкой с отдушиной. Отдушина служит для выравнивания давления в редукторе. Контроль уровня масла производится жезловым маслоуказателем. Уровень масла установлен таким образом, чтобы зубья колеса (2) быстроходной передачи погружались в масло на величину не более двух модулей. Подшипники качения смазываются разбрызгиванием той же смазкой. На быстроходном и промежуточном валах подшипники (4) и (11) со стороны зубчатых колес закрыты шайбами (28) и (29), защищающими подшипники от излишней смазки.