Вопросы к экзамену по дисциплине «Теории обучения и воспитания»

http: /www.mega.book.ru

 

8 Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

- компьютерное и мультимедийное оборудование;

- видео- аудиовизуальные средства обучения;

- электронная библиотека курса;

- ссылки на интернет-ресурсы.

Указанные технические средства обучения позволят сделать лекцию более насыщенной, интересной и разнообразной. Они позволяют заменить карты на бумажных носителях, подготовить к лекции видеоряд, таблицы, схемы. Электронная библиотека курса дает возможность на семинарских занятиях работать с документами. Ссылки на интернет-ресурсы позволят более глубоко изучить конкретную тему, а их использование при подготовке к занятиям даст выигрыш во времени.

 

Контрольные вопросы

1. История как наука. Понятие «исторический источник». Классификация исторических источников. Вспомогательные исторические дисциплины.

2. Методы исторического познания. Функции исторического познания. Формационный и цивилизационный подход к изучению истории

3. Социально-экономический и политический строй древнерусского государства в IХ – ХII вв. Культура Киевской Руси.

4. Причины и исторические последствия феодальной раздробленности на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская феодальная республика.

5. Установление ордынского ига на Руси. Борьба русского народа с монголо-татарами. Оборона северо-западных земель от немецких и шведских завоевателей в ХIII в.

6. Предпосылки преодоления феодальной раздробленности в Северо-Восточной Руси. Возвышение Московского княжества в ХIV – первой трети ХV вв.

7. Иван III и его деятельность по формированию русского централизованного государства.

8. Царствование Ивана Грозного и его оценка в исторической литературе.

9. «Смута» - конца ХVI начала ХVII вв. в России. Борьба русского народа против польских и шведских интервентов. Воцарение династии Романовых.

10. Перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную во второй половине ХVII вв.

11. Реформы Петра 1 и их влияние на развитие России.

12. Эпоха дворцовых переворотов в России.

13. «Просвещенный абсолютизм» в России. Государственная деятельность Екатерины II.

14. Внутренняя политика Александра I. Попытки реформирования государственного устройства России.

15. Отечественная война 1812 г. и ее значение.

16. Движение декабристов и его оценка в исторической литературе.

17. Кризис феодально-крепостнических отношений в России во второй четверти ХIХ в. Внутренняя и внешняя политика Николая I.

18. Отмена крепостного права в России. Значение крестьянской реформы 1861г.

19. Буржуазные реформы 60-70-х гг. ХIХ в. в России и их значение.

20. Особенности социально- экономического развития России в 60-90 гг. ХIХ в.

21. Общественное движение в России во второй половине ХIХ в.

22. Рабочее движение в России в 60-90-е годы ХIХ в. Распространение марксизма. Первые социал-демократические кружки и организации.

23. Образование революционных партий в России. Их программные и тактические установки.

24. Первая российская революция. Ее причины, характер, особенности. Основные этапы и значение.

25. Образование либеральных и монархических партий в России, их программные и тактические установки.

26. Столыпинские преобразования. Общественно-политическое и экономическое развитие России в 1907-1914 гг.

27. Россия в первой мировой войне.

28. Общественно-политическая ситуация в России в условиях первой мировой войны. Складывание общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г.

29. Политическая борьба в России в марте октябре 1917 г. Октябрьское вооруженное восстание. Приход большевиков к власти. Первые преобразования советской власти.

30. Гражданская война в России (1918-1920 гг.).

31. Политика «военного коммунизма», ее причины, механизм, последствия.

32. Новая экономическая политика: сущность, противоречия, итоги.

33. Индустриализация в СССР, ее итоги и социально-политические последствия.

34. «Сплошная коллективизация», ее экономические и социально-политические последствия.

35. Образование СССР. Национальная политика и межнациональные отношения в 20-30 гг.

36. Культурное строительство в 20-30-е годы. Идеологизация духовной жизни в СССР.

37. Внутрипартийная борьба в 20-е годы. Формирование режима личной власти Сталина. Сущность и проявления тоталитарной системы в СССР (20-30 гг).

38. Внешняя политика СССР в предвоенные годы. Советско-германские отношения в 1939-1941 гг.

39. Великая Отечественная война советского народа (1941-1945 гг.). Основные этапы. Источники, значение и цена победы.

40. Изменения в мире после второй мировой войны. Внешняя политика СССР во второй половине 40-х- начале 50-х гг.

41. Сложности перехода СССР к мирному строительству. Восстановление народного хозяйства и его развитие в годы 4-5 пятилеток (1946-1955 гг.)

42. Попытки либерализации политической системы СССР после смерти Сталина. Н.С.Хрущев и его реформы (1953-64 гг.)

43. Нарастание застойных явлений в экономике и социально-политических сферах СССР в 70-х и первой половине 80-х гг.

44. Внешняя политика СССР в 60-е – первой половине 80-х гг. ХХ столетия.

45. «Перестройка» в СССР: цели, основные направления, причины неудач.

46. Распад СССР и его последствия. Межнациональные отношения на Современном этапе.

47. Проблемы и тенденции социально-экономического и политического развития России на современном этапе (1991- настоящее время).

Вопросы к экзамену по дисциплине «Теории обучения и воспитания»

1.Дидактика как наука. Соотношение дидактики и педагогики, дидактики и методики обучения.

2. Концептуальные основы процесса обучения. Процесс обучения (понятие, принципы, закономерности, структура, содержание, методы, средства, результат).

3.Содержание образования: подходы к определению сущности, принципы и критерии отбора, структура.

4.Федеральный государственный стандарт: методологические основы, логика учебного процесса, требования к условиям организации и результатам процесса обучения.

5.Учебные программы. Учебники и учебные пособия, общедидактические требования к структуре и содержанию.

6.Сущность и классификация методов обучения в современной дидактике, условия их оптимального выбора.

7.Система форм организации обучения в современной школе

8. Средства обучения и их классификация.

9. Концептуальные основы процесса воспитания. Процесс воспитания (понятие, структура, содержание, методы, средства, результат).

10.Понятие о концепции обучения. Концепция объяснительно-иллюстративного обучения.

11. Теория проблемного обучения.

12. Концепция развивающего обучения по Л.В.Занкову.

13. Концепция развивающего обучения по В.В.Давыдову-Д.Б.Эльконину.

14. Концепция личностно-ориентированного обучения.

15. Концепция программированного обучения.

16. Концептуальные основы процесса воспитания. Процесс обучения (понятие, функции,принципы, закономерности, структура, результат).

17.Целеполагание в воспитательном процессе. Содержание воспитания в современной школе.

18.Сущность методов воспитания и их классификации. Приёмы воспитания.

19.Методы убеждений.

20.Методы организации жизнедеятельности детей.

21.Возвратно-оценочные методы воспитания. Условия оптимального выбора метода воспитания.

22.Сущность формы воспитательной работы и их классификации.

23.Понятие о концепции воспитания. Концепция гуманистического воспитания.

24. Концепция личностно-ориентированного воспитания.

25.Концепция системного построения воспитательного процесса( В.А.Караковский).

26.Системно-ролевая теория формирования личности (Н.М.Таланчук).

27.Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова).

28.Концепция воспитания ребёнка как человека культуры (Е.В. Бондаревская).

29.Концепция педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания (О.С. Газман).

30. Концепция воспитания на основепотребностей человека (В.П.Созонов).

31. Концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности (М.И.Рожков, Л.В.Байбородова).

32.Концепция коллективного воспитания (И.П.Иванов).

33.Концепция самовоспитания школьника (Г.К.Селевко).

34. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

35. Методологическая культура педагога.

 

 

а) основная литература:

1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация. Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.И.Загвязинский. -М.: ИЦ «Академия», 2007.-192 с.

2. Краевский, В.В., Хуторской, А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.В.Краевский,А.В.Хуторский. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

3. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания/Л.И.Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 576 с.

б) дополнительная литература:

1. Бордовская, Н.В., Реан ,А.А. Педагогика: Учебное пособие/Н.В.Бордовская,А.А.Реан. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: ИЦ «Академия», 2006. - 336 с.

3. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов/Н.Ф.Голованова. - СПб.: Речь, 2005.-317 с.

4. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Л.И.Гриценко. - М.: ИЦ «Акадамия», 2005. - 240 с.

5. Косарецкий ,С. Г. Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе: учимся взаимодействовать с родителями // Народное образование. – 2010. - № 7. - С.249-254.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.

7. Концепцияфедеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с.

8. Кукушин ,В. С. Теория и методика воспитательной работы : учеб. пособие/В.С.Кукушин. – Ростов н/Д. : МарТ, 2002. – 315 с.

9. Общая педагогика. Учебное пособие для ВУЗов/ В.И. Загвязинский, И.Н Емельянова. – М.: Высшая школа, 2008. – 391 с.

10.Осмоловская, И.М. Дидактика: Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений/И.М.Осмоловская. - М.: ИЦ «Академия», 2006. - 240 с.

11. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 604 с.

12. Поташник, М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие/М.М.Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2008. - 272 с.

13. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные подходы и технологии: сб. метод. разработок / сост. Т. Б. Абразевич ; ред. В. М. Лизинский. - М.: Педагогический поиск, 2010. - 240 с.

14. Смирнов, С.А. Педагогика: теории, системы, технологии: учебн/С.И.Смирнов. 8 изд. – М.: Академия, 2008.-512с.

15. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/Е.Н.Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160с.

16. Шишкина ,Н. Диагностики для изучения детского коллектива // Воспитательная работа в школе. – 2008. – № 4. – С. 91—92.

17. Ясницкая, В. Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика : учеб. пособие для вузов по пед. спец. ( ОПД.Ф.02 – Педагогика)/ под ред. А. В. Мудрика. – М.: Academia, 2004. – 349 с.