Цели освоения дисциплины

На рубеже 19 и 20 вв. капитализм в России вступает в монополистическую стадию, стадию империализма. В ходе его развития создались необходимые предпосылки для социалистической революции. Концентрация и централизация производства и капиталов достигли той степени, когда их обобществление и переход в руки народа стали насущной общественной необходимостью. Империализм крайне обострил противоречия, свойственные капитализму. Выросла и сила, способная разрешить эти противоречия, — российский пролетариат, который под руководством большевистской партии, объединив вокруг себя все трудящиеся и угнетённые массы России, сверг в октябре 1917 капитализм и открыл новую, социалистическую эру в истории человечества.

Вопросы для домашнего задания

1. Причины отмены крепостного права в России

2. Позиции крепостников, либералов и революционных демократов в крестьянском вопросе.

3. Буржуазные и крепостнические черты реформы 1961 г.

4. Изменения социальной структуры общества

5. Особенности развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности

6. Формирование монополистического и государственного капитализма

7. Основные черты империалистической стадии развития капитализма в России

Вопросы по тестам:

1. Когда произошло становление капиталистического уклада в России:

1. 1. Во второй половине XVII века

1. 2. В XVIII веке

1. 3. После отмены крепостного права в 1861 году

2. Когда в России впервые стали внедряться мануфактуры:

2. 1. В конце XVII века

2. 2. В начале XVIII века

2. 3. В XIX веке.

3. Когда в России начался промышленный переворот:

3. 1. В начале XVIII века.

3. 2. В начале XIX века.

3. 3. В начале XX века.

4. Когда было отменено крепостное право, и начался подъем сельского хозяйства в Российской империи:

4. 1. В 1861 году.

4. 2. В 1863 году.

4. 3. В 1867 году.

5. Когда капиталистическая система в Российской империи, достигнет апогея в развитии:
5. 1. В конце XIX века.

5. 2. В начале XX века.

5. 3. В конце XX века.

6. Когда произошел большевистский переворот в России, нанесший удар по капитализму:

6. 1. 8 марта 1917 года (по новому стилю).

6. 2. 8 ноября 1917 года (по новому стилю).

7. Что представляет собой империалистическая система:

7. 1. Монополистическую стадию развития капитализма.

7. 2. Полное подчинение слоя производителей (или - пролетариев), власти капитала.

7. 3. Высшую стадию развития капитализма

Программа по отечественной истории

Шестова Т.Ю. Кальсина А.А.

Цели освоения дисциплины

Цельдисциплины - сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

• понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

• знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

• воспитание нравственности, морали, толерантности;

• понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

• понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

 

• способность работы с разноплановыми источниками: способность к эффективному поиску информации и критике источников;

• навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

• умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

• творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

• основные направления, проблемы, теории и методы истории;

движущие силы и закономерности исторического процесса;

место человека в историческом процессе, политической

организации общества;

различные подходы к оценке и периодизации всемирной и

отечественной истории;

основные этапы и ключевые события истории России и мира с

древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной

и всеобщей истории;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей,

сформировавшиеся в ходе исторического развития;

Уметь:

• логически мыслить, вести научные дискуссии;

• работать с разноплановыми источниками;

• осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

• получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

• преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

• формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

• извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

• представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

• навыками анализа исторических источников;

• приемами ведения дискуссии и полемики.