Цели освоения дисциплины
На рубеже 19 и 20 вв. капитализм в России вступает в монополистическую стадию, стадию империализма. В ходе его развития создались необходимые предпосылки для социалистической революции. Концентрация и централизация производства и капиталов достигли той степени, когда их обобществление и переход в руки народа стали насущной общественной необходимостью. Империализм крайне обострил противоречия, свойственные капитализму. Выросла и сила, способная разрешить эти противоречия, — российский пролетариат, который под руководством большевистской партии, объединив вокруг себя все трудящиеся и угнетённые массы России, сверг в октябре 1917 капитализм и открыл новую, социалистическую эру в истории человечества.
Вопросы для домашнего задания
1. Причины отмены крепостного права в России
2. Позиции крепостников, либералов и революционных демократов в крестьянском вопросе.
3. Буржуазные и крепостнические черты реформы 1961 г.
4. Изменения социальной структуры общества
5. Особенности развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности
6. Формирование монополистического и государственного капитализма
7. Основные черты империалистической стадии развития капитализма в России
Вопросы по тестам:
1. Когда произошло становление капиталистического уклада в России:
1. 1. Во второй половине XVII века
1. 2. В XVIII веке
1. 3. После отмены крепостного права в 1861 году
2. Когда в России впервые стали внедряться мануфактуры:
2. 1. В конце XVII века
2. 2. В начале XVIII века
2. 3. В XIX веке.
3. Когда в России начался промышленный переворот:
3. 1. В начале XVIII века.
3. 2. В начале XIX века.
3. 3. В начале XX века.
4. Когда было отменено крепостное право, и начался подъем сельского хозяйства в Российской империи:
4. 1. В 1861 году.
4. 2. В 1863 году.
4. 3. В 1867 году.
5. Когда капиталистическая система в Российской империи, достигнет апогея в развитии:
5. 1. В конце XIX века.
5. 2. В начале XX века.
5. 3. В конце XX века.
6. Когда произошел большевистский переворот в России, нанесший удар по капитализму:
6. 1. 8 марта 1917 года (по новому стилю).
6. 2. 8 ноября 1917 года (по новому стилю).
7. Что представляет собой империалистическая система:
7. 1. Монополистическую стадию развития капитализма.
7. 2. Полное подчинение слоя производителей (или - пролетариев), власти капитала.
7. 3. Высшую стадию развития капитализма
Программа по отечественной истории
Шестова Т.Ю. Кальсина А.А.
Цели освоения дисциплины
Цельдисциплины - сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:
• понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;
• знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
• воспитание нравственности, морали, толерантности;
• понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
• понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
• способность работы с разноплановыми источниками: способность к эффективному поиску информации и критике источников;
• навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
• умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
• творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
• основные направления, проблемы, теории и методы истории;
движущие силы и закономерности исторического процесса;
место человека в историческом процессе, политической
организации общества;
различные подходы к оценке и периодизации всемирной и
отечественной истории;
основные этапы и ключевые события истории России и мира с
древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной
и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Уметь:
• логически мыслить, вести научные дискуссии;
• работать с разноплановыми источниками;
• осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
• получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
• преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
• формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
• извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Владеть:
• представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
• навыками анализа исторических источников;
• приемами ведения дискуссии и полемики.