Античный период.

Античный период развития протосоциологических знаний охватывает I тыс. до н.э. - IV в. н. э. Наиболее характерные его особенности в политико-социальных учениях древних Египта, Двуречья, Индии, Китая, Рима, Греции. Главными были вопросы политического управления, функционирования власти и правосудия.

Первых социологов античности называют социальными философами.

Одним из самых известных античных обществоведов является Платон, настоящее имя - Аристокл (427 - 347 до н.э.). Размышляя над тем, каким должно быть идеальное государство, утверждал, что большинство людей лишь благодаря собственным усилиям не могут приблизиться к совершенству, что влечет необходимость в государстве и законах.

Идеальное государство, по мнению Платона, создается не в интересах индивида или отдельного слоя, а ради целого, то есть самого государства, вне которой индивид существовать не может.

В античности "общество" и "государство" не различались, оба понятия употреблялись как синонимы.

Платон в труде "Государство" подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на 3 класса:

- высшее; состоящий из мудрецов, что управляют государством;

- средний включает воинов, охраняющих государство от смуты и беспорядки.

- низкий; там числились ремесленники и крестьяне.

Чтобы высший класс не злоупотреблял властью, его нужно лишить частной собственности, которая развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых, что ведут суровый образ жизни.

Государство Платона - это идеократия. Ради социальной справедливости он предлагал отменить семью как социальный институт и подчинял семейные отношения людей государстве. . считал, что индивидуального счастья его государство не предусматривает - члены идеального государства счастливы вместе.

Аристотель (387-322 до н. э.) считал, что первым элементом любой исторической единицы родовая община. Государство является объединение родовых общин.

Другой основной элемент любой исторической государства - рабство. Ни одно государство, за Аристотелем, немыслима без господ и рабов.

Аристотель считал, что

- опора порядка - средний класс. Кроме него существуют:

- богатая плутократия;

- лишен собственности пролетариат.

Государство лучше всего управляется в том случае, если:

1. Масса бедняков не была отстранена от участия в управлении;

2. Эгоистические интересы богатых ограничены;

3. Средний класс более многочисленное и сильнее, чем два других.

Аристотель учил, что:

- Несовершенство общества исправляется не сравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенства, а до выравнивания шансов.

- Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не жалуются друг на друга, так как каждый занят своим делом. Если в обществе есть такие, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, а получает много.

Греческая мысль античного периода воспринимала и изображала человека как существо, созданную для жизни в государстве. Человек идентифицировать с гражданином - взаимозависимым, неразрывным элементом в обществе.