Исследование жизненного цикла товара

При практическом освоении техник анализа, основанных на модели жизненного цикла товара-продукта, надо проводить анализ не усредненных траекторий абстрактного продукта-товара, а только достаточно достоверных траекторий жизни данного конкретного товара на данном конкретном рынке.

Для исследования жизненного цикла товара необходимо иметь данные по спросу на данный товар и значение прибыли от его реализации.

Здесь возможны две ситуации: первая – получены положительные результаты по рассматриваемому продукту в результате проведенного анализа, а результаты исследования жизненного цикла свидетельствуют о том, что данный конкретный продукт-товар попадет из стадии зрелости к упадку. В этом случае стоит пересмотреть положительное решение по данному продукту.

Вторая ситуация – по результатам предварительного анализа, конкретный товар-продукт не попал в продуктовый профиль ни на текущий год, ни на стратегическую перспективу. Вместе с тем, результаты исследования жизненного цикла свидетельствуют, что он находится в стадии зрелости и в обозримой перспективе может принести максимальную прибыль. В таком случае необходима качественная корректировка соответствующего продуктового профиля.

2. Выявление возможностей и угроз со стороны макро- и мезосреды.

2.1. Выявление возможностей и угроз для продукта организации с учетом политико-правовых, социокультурных, экономических и политических факторов (РЕSТ-анализ).

Осуществляется с учетом тех факторов, которые могут быть рассмотрены как возможности и угрозы для продукта организации. Составляется матрица профиля среды. Осуществляется взвешенная оценка выявленных возможностей и угроз и определяется их реальное соотношение.

2.2. Выявление возможностей и угроз для продукта организации со стороны конкурентов, покупателей, поставщиков, фирм из других отраслей выпускающих товары-заменители.

Анализ конкурентов на этом этапе является определяющим.

Главные конкуренты – конкуренты, претендующие на роль лидера.

Основные конкуренты – конкуренты, имеющие на рынке позиции, сопоставимые с позицией вашей организации.

Хорошим инструментом для проведения данного анализа является составление карты стратегических групп, которая позволит выявить долю рынка, занимаемую тем или иным конкурентом.