Вектор изменения социального образа современной женщины

Все, как известно, познается в сравнении. Для того чтобы узнать динамику и направленность изменения социального амплуа женщины в современных условиях, необходимо рассмотреть его под разными углами зрения, с различных позиций, глазами различных субъектов восприятия. Только в случае сопоставления нескольких проекций одного и того же явления, вещи, процесса можно получить объемное изображение, позволяющее адекватно узнать и понять его. Рассмотрим женский социальный портрет под двумя углами зрения. Первый вектор задан временем: мы сопоставим результаты опросов репрезентативной выборки жителей Могилёвской области 1994 года и 2005 года. Второй ракурс рассмотрения женского социального портрета будет построен на сравнении реальных и идеальных образов современной женщины, зафиксированных в общественном сознании наших современников с помощью социологической анкеты. Результаты нашей попытки увидеть четырёхмерное изображение социального облика современной женщины представлены на таблице 2.6.

 

Таблица 2.3.1 Сопоставление реального и идеального образов современной женщины в сознании молодёжи (по итогам опросов в 1994 году и в 2005 году), в %

Центральные категории социальных образов Реальный образ Идеальный образ
1994 год 2005 год 1994 год 2005 год
Доброта, семейственность 46,5 52,0 50,4 50,1
Красота, элегантность 12,5 7,5 8,9 18,5
Общительность 10,0 13,8 4,9 8,8
Деловитость, предприимчивость 8,5 6,9 11,8 6,9
Здоровье и сила 7,5 6,6 10,1 9,4
Сексуальность 6,5 4,7 2,9 9,9
Ум, рациональность 4,5 10,5 7,5 11,3

 

Сравнительный анализ реального и идеального проекций женских ценностно-нормативных портретов позволяет сделать некоторые небезынтересные выводы. Во-первых, наметилась тенденция к увеличению социального «спроса» на следующие смысложизненные ориентации современной женщины. Повысился ранг:

- фамилистской ориентации, которая с большим отрывом лидирует (рост значимости на 3,9 пункта);

- деловитости и предприимчивости - с четвёртого места на второе (рост значимости 3,3 пункта);

- рациональности - с седьмого места на пятое (рост значимости на 3 пункта);

- физического здоровья - с пятого места на третье (рост значимости 2,6 пункта).

И в то же время даже молодежная супружеская среда не поддерживает стереотипы женского поведения, акцентирующие общительность, красоту и сексуальность. Ранг этих ценностей женского идеального образа по сравнению с реальным понизился:

- общительности - с 3-го на 6-е место (падение значимости на 5,1 пункта);

- красоты - со 2-го места на 4-е (падение значимости на 3,6 пункта);

- сексуальности - с 6-го места на 7-е падение значимости на 2,6 пункта).

Повышение ранга того или иного качества в структуре идеального женского образа указывает на направление развития социальной роли женщины. Динамика, темпы этого развития определяются по разнице соответствующих значений в структуре реального и идеального образов. Приведенные выше данные более чем красноречивы.

Еще более продуктивно четырехмерное изображение социального облика современной женщины, представленное на таблице 2.7.

Таблица 2.7. Сопоставление реальных и идеальных образов современной женщины в сознании молодых жен и мужей (кол-во ответов в %)

Центральные категории социальных образов Мужчины Женщины
О жёнах (реальный образ) Об идеале женщины О себе (реальный образ) Об идеале женщины
Здоровье и сила
Деловитость, предприимчивость
Доброта, семейственность
Красота
Ум
Сексуальность
Общительность

 

Мы получили 4 проекции образа современной женщины. Два измерения реального образа (оценка мужьями своих жен и самооценка женщин). И два измерения ее идеальных образов: глазами мужчин и женщин. Их сравнение и позволит нам получить уточненную по половому признаку информацию о направленности и темпах изменения структуры социального образа современной женщины. Рассмотрим каждую характеристику совокупного образа женщин в отдельности.

Здоровье и физическая сила. Оценка мужьями состояния здоровья и физической силы жен почти в 3 раза превышает уровень самооценки самих женщин. В структуре идеального образа, напротив, женщины придают здоровью гораздо большее значение, чем мужчины. Троекратное превышение оценки здоровья в идеале, по сравнению с фактом, указывает на актуальность проблемы сохранения здоровья и физического развития женщины. По сравнению с идеальным образом славянской женщины прошлого века, когда в невесте ценилась сила и способность к работе [18. C. 242], сегодня рейтинг эти полезных в домашнем хозяйстве качеств сильно снизился.

Деловитость, предприимчивость. В связи с этой чертой социального образа современной женщины наблюдается диаметральная противоположность ожиданий со стороны мужчин и женщин. Мужчины хотели бы видеть своих идеальных женщин почти в три раза менее деловитыми и предприимчивыми, чем они есть в действительности (с 8% оценок этой черты у реальных жен до 3 % - в идеале). Сами же женщины, напротив, претендуют на более активные роли в сфере бизнеса: в структуре идеального образа эта черта составляет 20%, что более чем в два раза превышает их собственную самооценку по данному параметру). В этом противоречии заключено зерно многих супружеских конфликтов, о которых мы более подробно говорили выше. Кроме того, двукратное увеличение предпринимательских амбиций женщин является, на наш взгляд, отражением глобальной исторической тенденции женской эмансипации. Этому вопросу посвящен специальный параграф.

Образ хранительницы домашнего очага, верной супруги и доброй матери. Эти данные необходимо сопоставить с предыдущими цифрами, поскольку первые являются зеркальным отображением вторых. Здесь та же диаметральная противоположность ожиданий мужчин и женщин, но знаки этих ожиданий поменялись на обратные. Мужчины ждут от женщин больше душевной теплоты, а те считают себя в действительной жизни слишком добрыми даже для идеала. Превышение мужского "спроса" над "предложением" женщин этого типа является следствием двух противоположных видений роли женщины в обществе. Мужчины все еще в большинстве своем остаются приверженными традиционно патриархальному образу женщины - хранительницы домашнего очага, а женщины все больше отвыкают от этой роли и рассматривают семью как тяжкие вериги, мешающие им полнее реализовать себя на общественном поприще.

 

Сами же добрые мужчины в женщине хотят видеть, прежде всего, хранительницу домашнего очага, верную супругу и добрую мать. За этот образ женщины среди них высказались 85% человек, в то время как деловые мужчины сделали такой выбор лишь в 33% случаев. Мужчины-бизнесмены чаще всего предпочитают иметь дело с сексуальными женщинами (19% выборов), а добрые мужчины отдали им лишь 4% голосов.

 

Красота, изящество, элегантность. Цифры, относящиеся к этой черте женского социального образа, парадоксальны. Они вскрывают вопиющее несоответствие между индивидуальным поведением женщин, направленным на всемерное подчеркивание красоты, с одной стороны, и ее реальной социальной значимостью для мужчин - с другой. Ведь мужчины, ради которых, собственно, и демонстрируется внешняя красота женщины, ставят это ее качество лишь на третье место в структуре идеального образа современной женщины после доброты и ума. Впрочем, наши молодые современницы всего лишь повторяют ошибки своих прабабушек, которые заманивали парней нарядной одеждой, а те ценили в девушках смирение, доброту и хозяйственность [18. C. 240]. Похоже на то, что и предпочтения мужчин с тех давних пор не сильно изменились. Вторая сторона парадокса заключается в тенденции снижения "веса" красоты в идеальном облике женщины. Связано это, очевидно, с усилением роли женщины в экономике, политике, науке и искусстве, что требует выдвижения на первый план других ее качеств и свойств.

Ум. Мужчины и женщины в данном случае единодушно признают, что идеальная женщина должна быть умнее, чем она есть на самом деле. Вот только притязания женщин в области интеллекта едва дотягивают до половины уровня ожидания мужчин. А мужчины, между прочим, ставят ум на второе место после женской доброты и семейственности.

Сексуальность. Потребности мужчин в этом качестве женщин превышают как действительный, так и идеальный уровень ожиданий последних. К тому же значимость сексуальности в структуре идеального образа женщины несколько ниже, чем у реальных жен, что свидетельствует о том, то эротическая сфера жизни молодых супругов не оценивается ими как очень важная.

Общительность. Этого свойства личности, как у мужчин, так и у женщин, по их мнению, слишком много. В идеале хотелось бы иметь его поменьше. Причем, намного: в 2 раза. Это говорит о снижении значимости общительности в межличностных интеракциях.

Итак, самый популярный женский образ - это хранительница домашнего очага, верная супруга и добрая мать. Образ женщины, оставшийся в нашей социальной памяти с далеких патриархальных времен, а в глубинах индивидуального сознания - как отсвет счастливого ухоженного детства. Не удивительно, что мужчины несколько чаще высказывались за этот традиционный образ жены-домоправительницы (57% голосов против 43%). Но и сами женщины выбирают этот жизненный сценарий чаще, чем любой другой. Надо, однако, отметить следующую тенденцию: чем моложе женщины, тем меньше среди них желающих хранить тепло семейного очага (при средней цифре по всей выборке 50,4% в группе 20-25-летних женщин таких оказалось лишь 36%).

Среди мужчин высказались за "семейную" женщину почти 60% участников опроса, а среди женщин - только 42,4%. Причем образованные женщины привержены семейным ценностям значительно реже своих менее дипломированных подруг. Только одна из трех выпускниц вузов (34%) пожелала ограничить сферу своего влияния семьей, в то время как среди женщин со средним общим образованием такое стремление преобладает у 56%.

Образ деловой женщины привлекателен для 11,8% участников опроса, из которых подавляющая часть (88%) - женщины. Те немногие мужчины, которые уважают в женщине, прежде всего деловую хватку, имеют, как правило, высшее или среднее специальное образование. И женщины с высшим образованием деловитость в себе ценят в 2 с лишним раза чаще, чем все респонденты, вместе взятые (27% против 11,8%).

Популярность деловой, предприимчивой женщины в нашем обществе пока не слишком велика, уступая образу хранительницы очага в 4 раза. Но было бы большой ошибкой недооценивать роль и значение деловой женщины в жизни общества, в сфере политики и предпринимательства, науки и искусства. Уже сейчас имидж социально активной женщины затмил собой даже женскую красоту. Женщина больше не хочет быть красивой игрушкой в руках мужчины - хозяина ее судьбы. За последние 70 лет наш мужчина перестал быть хозяином даже собственной жизни, а женщина, особенно образованная женщина, почувствовала вкус свободы и власти. Рейтинг деловой женщины стремительно растет, уже сегодня он составляет реальную конкуренцию женскому образу-фавориту, хранительнице домашнего очага.

Образы «домохранительницы» и деловой женщины находятся в таком же отношении друг к другу, как прошлое к будущему, ретроспектива к перспективе. Образ женщины-хранительницы домашнего очага пришел к нам из далекого патриархального прошлого, миновал почти без изменений несколько исторических эпох и споткнулся лишь о гуманизм и равенство полов ХХ века. Как раз в это время и возродился в европейской цивилизации социальный образ женщины - активной участницы экономической, политической, научной и культурной жизни общества. Таким образом, на стороне первой - авторитет социальной памяти, устойчивость многовековых традиций и радость от соответствия устоявшимся ожиданиям мужчины. Вторая опирается на требования прогресса, магию новизны и чувство удовлетворения от социального реванша над "сильным" полом.

За противостоянием этих двух социальных ролей современной женщины стоит борьба двух алгоритмов индивидуального и массового поведения, двух, во многом противоположных, ценностно-нормативных систем, двух типов общественного устройства. Некоторые сюжеты этого противостояния проявились в итогах нашего опроса. Выяснилась, например, тесная взаимообусловливающая связь между социально-профессиональным статусом людей и их мировоззренческими ориентациями. Связь же такова, что, чем сильнее человек интегрирован в сферу интересов капитала (неважно, частного или государственного), тем глубже он проникается этими интересами и, соответственно, его идеологией. Среди домохозяек, а также рядовых работниц промышленности и сельского хозяйства процент голосов в пользу образа деловой женщины составляет лишь от 4 до 6 процентов, а среди женщин-управленцев - 21%, служащих предприятий и госучреждений - 18%, среди представительниц гуманитарной интеллигенции - 15%. Эти цифры могут свидетельствовать о двух типах связи социально-профессионального статуса и мировоззренческой установки. Первая причинно-следственная зависимость такова: идейная установка определяет выбор профессии и общественного положения. Второй тип связи - обратный: сознание формирует как бы теоретическое обоснование-оправдание стихийному течению жизни, прибившему человека к тому или иному берегу судьбы. Узнать, какой тип зависимости проявился в предпочтениях наших респондентов, вряд ли возможно без углубленного исследования с использованием инструментария психологической науки. Здесь же мы еще раз подчеркнем тот факт, что вовлеченные в активную общественную жизнь женщины склонны в большей степени культивировать в себе «деловые» качества, часто в ущерб семейной жизни, в то время как домохозяйки, наоборот, чаще игнорируют так называемое общественное поприще ради того, чтобы оставаться хозяйкой и хранительницей домашнего очага.

Деловой стиль, как известно, предполагает известную «жесткость» отношений. Скажем сильнее «деловой» человек асоциален в принципе, по своему определению. Он должен быть индивидуалистом-эгоистом, иначе он не будет деловым человеком и не сумеет заработать много денег, если он бизнесмен; получить хорошее место, если он чиновник; завоевать популярность, если он артист; сделать солидное открытие и добиться его признания, если он ученый. Деловой человек ставит свои интересы (или интересы своего дела, что одно и то же) выше интересов социального окружения, которые не соответствуют его целям. Деловой человек никогда не поймет своего первобытного предка из родового строя, который, убив дичь, считал для себя большой честью отдать лучший кусок своим слабым и менее удачливым сородичам. Тот далекий предок был «человеком социальным», в то время как наш деловой современник – «человек индивидуальный». С точки зрения социологии - это две совершенно различные породы человека. Первая из них постепенно вымирает или трансформируется в социальность иного порядка. Второй тип человека стремительно прогрессирует, вызывая бурные катаклизмы как в глобальном масштабе, перекраивая политическую карту мира, так и в судьбах отдельных людей.