Административное право: сущность и значение, связь с другими отраслями права

 

1. Алексеев С. С. Правоведение. Т. 2. М. - 2003.

2. Завадская Л. И. Концепция закона: отрицание // Теория права: новые идеи (третий выпуск). М. - 2003.

3. Коваленко А. И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М.: Исток. 2004.

4. Комаров С. А. Общая теория права. Саранск. 2004.

5. Российское административное право: учебник / под ред. Габричидзе. М.: «Норма», 2002.

6. КоАП. 2004.

 

Содержание

 

1. Административное право: сущность и значение, связь с другими отраслями права…………………………………………………………………..3

2. Субъекты административно – правовых отношений: виды, содержание полномочий………………………………………………………………………10

3. Административная ответственность………………………………………..12

4. Акты государственного управления………………………………………...13

Литература……………………………………………………………………….15

Административное право: сущность и значение, связь с другими отраслями права

 

Административное право представляет собой совокупность пра­вовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отно­шений» составляющих предмет этой отрасли права[1, c. 231]. При этом предмет административного права отвечает на вопрос: что, какие обществен­ные отношения регулируются нормами данной отрасли права, а метод административного права отвечает на вопрос: как, каким образом эти нормы выполняют свое регулирующие воздействие[1, c. 232].

Однако прежде чем говорить о предмете и методе административ­ного права, необходимо показать его сущность, предназначение, целе­вую направленность, т.е. самое главное, что характеризует эту отрасль права.

Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому адми­нистративное право называют правом управления или управленчес­ким правом, ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное; или «публичное», управление. Такое понимание сущности административного права было обще­принятым на протяжении десятилетий. Однако в современных усло­виях сущность административного права должна быть дополнена вто­рым и, может быть, самым важным элементом. Административное право теперь все в большей мере призвано регулировать обществен­ные отношения, возникающие между личностью и государством, меж­ду гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.

В этой связи огромное значение имеют цели, достижению которых служит административное право.

Назовем три такие цели[5, c. 184]:

Во-первых, административное право обеспечивает рамки правовых стандартов, внутри которых должно осуществляться управление го­сударством и обществом. Это значит, что органы исполнительной власти и их должностные лица осуществляют свою деятельность толь­ко в рамках установленных законом полномочий, это означает недо­пустимость, выхода за их пределы.

Во-вторых, административное право должно обеспечить оптималь­ный уровень управления государством и обществом с использованием административно-правовых институтов, например государственной службы» административной ответственности. Это значит, что хорошее администрирование должно осуществляться экономно, эффективно и рентабельно использовать имеющиеся ресурсы. Такой уровень дости­жим лишь при открытости, прозрачности, возможности обжалования при принятии и исполнении принимаемых решений.

В-третьих, административное право призвано обеспечить законное и справедливое обращение с гражданами, создание необходимых ус­ловий для реализации прав и свобод личности в управлении. Органы исполнительной власти и их должностные лица обладают большой властью в отношении граждан. Получение многих благ (лицензии, со­циальные льготы, пенсии, право заняться бизнесом и т. д. и т. п.) зави­сит от администрации. Основная цель здесь — государство, органы исполнительной власти, должностные лица должны обращаться с людьми справедливо, их права, свободы и законные интересы должны уважаться.

Изменения сущности административного права связаны, прежде всего, со становлением Российской Федерации как демократического федеративного правового государства.

Суть изменений, которые здесь происходят, состоит в том, что ранее административное право представляло собой совокупность в основ­ном подзаконных актов, т.е. постановлений правительства, актов ми­нистерств и ведомств приказов, инструкций, наставлений, уставов, положений, которые нередко не только подменяли закон, но и допол­няли, изменяли, а подчас и сводили его на «нет». Как можно заметить, теперь основные вопросы функционирования исполнительной власти регулируются на основе законов, нормативных указов Президента РФ. Уже приняты таможенный, налоговый, бюджетный, воздушный, водный и некоторые другие кодексы, носящие преимущественно ад­министративно-правовой характер. Принят новый Кодекс РФ об ад­министративных правонарушениях, вступивший в силу с 1 июля 2002 года.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-право­выми нормами.

Предмет административного права включает в себя пять составля­ющих его частей. Во-первых, это общественные отношения, возникаю­щие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления го­сударственного управления на всех его иерархических уровнях[5, c. 187]: от Пре­зидента РФ до администрации государственных предприятий, учреж­дений и организаций. Здесь имеется в виду, прежде всего, внешняя деятельность органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления, для осуществления которой они собст­венно и созданы, а именно организации экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.

Во-вторых, это внутриорганизационные отношения, возникающие во всех государственных органах, которые в основном одинаковы, по­хожи, однотипны независимо от того, где они осуществляются: в ор­ганах исполнительной власти, законодательных или судебных. Эти от­ношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность, поощрение, материально-техничес­кое обеспечение и т.п. Вся эта деятельность носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами административ­ного права.

В-третьих, к предмету административного права относится функ­ционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей Российской Федерации от имени государства, будучи наделен государственно-властными полномочиями федераль­ного характера. При атом контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не только с точки зрения законности при­нимаемых актов и совершаемых действий, но и их целесообразности, чем коренным образом отличается от общего надзора органов проку­ратуры. Меры, принимаемые общегосударственным контролем, носят дисциплинарный характер, включая отстранение нарушителей от работы (должности). Ранее этот вид контроля имел различные назва­ния - Рабоче-крестьянская инспекция, Министерство государствен­ного контроля, партийно-государственный контроль, народный контроль. В последние годы он был упразднен. Однако государственная необходимость в такого рода контроле очевидна и начинает воссозда­ваться в виде Контрольного управления Администрации Президента РФ.

В-четвертых, предмет административного права охватывает деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Суть в том, что, являясь органом правосудия, суд «судья) тем не менее руководствуется нормами Кодекса об административных правонарушения. Возможно, эта сфера деятельности :удов к судей со временем превратится в административную юстицию, :уды будут называться административными.

В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесе­ны общественные отношения, возникающие в, деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия. Например, исполнительным органом местного самоуправления переданы государственные полномочия в области пожарной безопасности, народным дружинам переданы неко­торые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка. Естественно, подобная деятельность общественных объединений регулируется нормами администра­тивного права.

Метод административного права, характеризующий способ регулирующего воздействия на общественные отношения, отличается рядом особенностей. Он включает в себя иерархичность, т.е. выполнение предписаний, приказов, команд, требований, запретов вышестоящих органов и должностных лиц нижестоящими[3, c. 285].

Следует отметить и такую особенность метода админи­стративного права, как безоговорочная, лишенная какой-либо диспозитивности обязательность выполнения установленных эозооном пра­вил, норм, стандартов, требований, запретов и иных предписаний. Причем эта обязательность может касаться всех граждан, например общеобязательность соблюдения правил поведения в общественных местах, правил перехода улиц либо только специальных субъектов административного права — водителей автомототранспорта, военнослу­жащих, охотников, должностных лиц и т.д.

Если суммировать все сказанное о методе административного права, то его можно определить как метод «власти и подчинения», приказа и исполнения, команды и выполнения. Данный метод адми­нистративного права является приоритетным, преобладающим, пре­валирующим. Но не единственным. Не все отношения в сфере испол­нительной власти построены по схеме «власть — подчинение, т.е. по вертикали.

В административном праве существует немало ситуаций, когда не­обходимо регулировать возникающие так называемые горизонтальные общественные отношения, стороны которых находятся на одном ие­рархическом уровне, например два министерства — МПС России и МВД России. Здесь отсутствует подчиненность, юридический статус характеризуется полным равенством и ни о каком одностороннем властвовании не может быть и речи.

Вот тогда и возникает потребность в иных методах администра­тивно-правового регулирования, в качестве которых выступают взаи­модействие, согласование, координация, соглашение, административ­ный договор и др.

Нормы административного права в Российской Федерации опре­деляют порядок создания, реорганизации и упразднения органов ис­полнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию исполнительных органов местного самоуправления, и по­рядок их взаимодействия с органами государственной власти.

Нормы административного права устанавливают, кроме того, по­рядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объек­тов — предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их вза­имоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирова­ния, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

Конкретизируя и дополняя нормы конституционного права, нормы административного права определяют многие права и обязанности граждан, механизм их реализации и защиты от нарушений. Нормы административного права участвуют в установлении правового стату­са общественных объединений, органов общественной самодеятель­ности. Нормы этой отрасли регулируют государственную службу, при­чем не только в органах исполнительной власти, но и во всех госу­дарственных и муниципальных органах.

Административное право регулирует не только публичную управ­ленческую деятельность, но и управляемую деятельность. Пример тому — Правила дорожного движения, правила поведения в общест­венных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирую­щие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и приме­няют меры государственного принуждения за их нарушение.

Нормы административного права определяют, какие деяния (дей­ствие или бездействие) являются административными правонаруше­ниями, устанавливают виды и меры административной ответственнос­ти за их совершение, порядок производства по делам о таких право­нарушениях.

В научной литературе высказывалось мнение, что административ­ное право регулирует и общественное управление. В этом утвержде­нии есть доля истины[4, c. 111]: государство иногда наделяет общественные объединения» органы общественности публичными полномочиями «внешнего» характера. Но восновном общественное управление ре­гулируется не законодательством, а уставами общественных объеди­нений.

Административное право не регулирует внутреннее управление в частных фирмах, ассоциациях, концернах и т.д. Их высшие органы сами устанавливают свои системы управления, свои порядки, которые, однако, не должны противоречить законодательству.

В Российской Федерации действует большое число различных юридически обязательных правил. Одни из них адресованы всем гражданам, другие — работникам тех или иных отраслей хозяйства и социально-культурной деятельности» третьи — должностным лицам, занимающим определенные должности. Это правила поведения в об­щественных местах, правила дорожного движения и пользования раз­личными видами транспорта, правила охраны труда и техники без­опасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противо­пожарные правила, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружаю­щей среды, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных ве­ществ, правила паспортной системы, воинского учета, пограничного режима, таможенные правила и т. д.

Выполнение таких правил затрагивает интересы государства, пред­приятий, учреждений, организаций и граждан. Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает людям нормально отдыхать. Безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям. Нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к по­вреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог. Нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.