Единство обучения воспитания и развития в процессе физического воспитания. Дидактические принципы.

 

Процесс обучения детей в физическом воспитании строится на общедидактических принципах, которые представляют собой наиболее важные педагогические положения. Эти принципы выражают методические закономерности единого педагогического процесса: воспитания и обучения. Дидактические принципы в сфере физического воспитания определенным образом конкретизируются и дополняются специальными положениями, отражающими особенности физического воспитания.

Принцип сознательности и активности (в дошкольной теории физического воспитания еще и самостоятельности).

Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно сами воспитуемые относятся к делу. Понимание смысла разучиваемых двигательных действий, заданий педагога, активно заинтересованное их выполнение способствуют более успешному обучению, творческому использованию приобретаемых знаний, умений и навыков, повышают результативность двигательных действий. Разработал этот принцип применительно к физическому воспитанию П. Ф. Лесгафт. Смысл физического образования он видел не только в содействии развитию физических сил человека, но и в том, чтобы каждый мог научиться пользоваться ими с наименьшим трудом и в меньший промежуток времени мог производить сознательно наибольшую физическую работу. Лесгафт высказывался против механического заучивания движений, считал необходимым подготовить обучаемого ко всякой работе, воспроизводимой по слову, избегая имитаций, проявляя в действиях самостоятельность и волевые усилия.

Принцип сознательности и активности находит свое выражение в следующих требованиях:

1) Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий.

Предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. У детей мотивы заниматься физическими упражнениями с педагогической точки зрения случайны или малосущественны. Педагог должен раскрывать занимающимся подлинный смысл физкультурной деятельности и, опираясь на первоначальные мотивы, раскрыть сущность занятий физическими упражнениями. Это будет способствовать и развитию устойчивого интереса. Реализация принципа сознательности и активности в том и заключается, чтобы показать цель занятий и в данный момент, и в перспективе.

Задания педагога в физическом воспитании выполняются в виде конкретных физических упражнений. Педагог должен донести до сознания детей не только то, как их выполнят, но и почему выполняются эти упражнения. Степень осмысления здесь зависит от возрастных особенностей и уровня подготовленности занимающихся. Следует стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений. Хотя физические упражнения являются произвольными движениями, сама по себе необходимая степень их осмысления не появляется. В процессе формирования двигательных навыков происходит автоматизация движений. Она не должна быть механической. Ведущая роль в корректировке действий принадлежит педагогу. И на успех реализации этого положения влияет самооценка движений. Для этого необходимо использовать методы, способствующие развитию у обучаемых самооценки и самоконтроля.

Необходимо воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям.

Предметом изучения и основным средством развития способностей в физическом воспитании является активная двигательная деятельность. Осваивая даже известные виды движений, каждый создает их как бы заново в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Оставаясь ведущей фигурой педагогического процесса, педагог должен способствовать проявлению развития творческого отношения к занятиям и стимулировать его. Уже с самого начала обучения необходимо воспитывать умение самостоятельно решать двигательные задачи, рационально использовать средства физического воспитания. Для этого следует сообщать знания в области физического воспитания, прививать простейшие навыки самоконтроля.

Физические упражнения по своему содержанию, по своей специфике связаны с чувством радости, бодрости и другими положительными эмоциями. При разумной организации занятий действие этого фактора усиливается и может стать одним из важных моментов в пробуждении и развитии интереса. Но нельзя опираться только на этот фактор и придавать всем занятиям развлекательный характер. Иногда неизбежны однотипные утомительные движения и важно научить понимать их важность и необходимость.

В развитии активности занимающихся играют существенную роль систематическая оценка и поощрение доступных успехов.

Принцип систематичности и последовательности является обязательным для всех мероприятий, используемых в детском саду (соблюдение режима, закаливание, формирование двигательных навыков).

Принцип систематичности раскрывается в положениях, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, в последовательности занятий, взаимосвязи между различными сторонами их содержания, потому так важна непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом. Физическое воспитание должно быть непрерывным процессом, охватывающим все периоды жизни.

Изменения в организме (функциональные и структурные), происходящие в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, то есть претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий. Поэтому оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь тогда, когда процесс физического воспитания непрерывен, то есть не имеет перерывов, вызывающих неоправданные утраты. Такая непрерывность обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха.

В результате занятий физическими упражнениями происходит следующее:

1) рабочая фаза, то есть фаза, охватывающая отдельное занятие и нагрузку, даваемую на нем. Она сопряжена с повышенной функциональной активностью органов и систем организма. Ближайший эффект от занятия – наступление утомления, предпосылки формируемых двигательных навыков;

2) фаза относительной нормализации характеризуется возвращением ряда функциональных показателей к исходному уровню;

3) фаза суперкомпенсации, т. е. сверхвосстановления. Организм не просто возмещает затраты, а компенсирует их с избытком. Это основа отставленного, трансформированного эффекта. Если за отдельным занятием следует перерыв, то этот эффект утрачивается, наступает

4) редукционная фаза. Возвращается к исходному уровню работоспособность. Усвоенные движения сохраняют форму обычно более длительное время.

Отсюда видно, почему ставится такое требование принципа систематичности, как недопустимость длительных перерывов. Если перерывов нет, то эффект от каждого последующего занятия как бы наслаивается и суммируется – возникает кумулятивный эффект системы занятий, т. е. возникают относительно стойкие перестройки функций и структур организма, которые составят основу физической подготовленности.

Повторяемость и вариативность отдельных упражнений, последовательность их на занятиях и в течение какого-то либо времени объясняются тем, что без этого невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки. Кроме того, это необходимо, чтобы обеспечить морфофункциональные перестройки в организме.

Последовательность занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания. Оптимальная последовательность тесно связана с доступностью. Намечая пути физического воспитания, следует исходить из возрастных возможностей занимающихся.

Биологические предпосылки для использования различных средств физического воспитания складываются неодновременно. Раньше проявляются функциональные возможности, определяющие координацию и быстроту движений, позже – силовые качества, а еще позже – предельные проявления выносливости. Но процесс физического воспитания не должен быть однобоким. Важна всесторонность. Можно только несколько акцентировать различные его стороны в связи с закономерностями возрастного развития. Идти от изученного к новому и к последующему. Направленность нагрузок следует поддерживать такую: силовые, скоростные, на выносливость или скоростные, силовые, на выносливость – как внутри занятий, так и в циклах занятий. У дошкольников силовые нагрузки должны быть направлены на укрепление различных мышечных групп.

Принцип постепенности заключается в выполнении новых заданий, более трудных, чем старые; в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ним нагрузок. Принцип выражается в следующих положениях:

● Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. При этом характерная группа – повышение сложности упражнений, нарастание их силы и длительности воздействия. Переход от более легких форм двигательной деятельности к более сложным необходим для решения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя овладеть широким кругом жизненно важных умений и навыков. При этом важно и то, что человек овладевает все новыми координациями и тем самым совершенствует свою двигательную деятельность. Наряду с усложнением форм движений должны возрастать компоненты физической нагрузки. Это еще диктуется и закономерностями развития физических качеств (от привычной нагрузки не происходит изменений в организме). Следует отметить, что воспитание волевых качеств немыслимо без преодоления все возрастающих трудностей.

● Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок. К условиям повышения требований в процессе физического воспитания следует отнести: посильность заданий, последовательность (преемственность и взаимосвязь), регулярность занятий и оптимальное сочетание нагрузок с отдыхом. Большое значение имеет прочность приобретаемых навыков и адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств.

● Переход к более сложным, трудным упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам. При этом динамика нагрузок должна быть постепенной. Из форм постепенного повышения нагрузок выделяют: прямолинейно-восходящую, ступенчатую, волнообразную. Еще И. П. Павлов подчеркивал, что постепенность и тренировку следует считать основным физическим правом в педагогике.

Принцип наглядности – оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических приемов обучения. Этот принцип основывается на том, что познавательная деятельность представляет собой комплекс чувственно-мыслительных процессов в единстве с практикой. В процессе обучения эти компоненты постоянно взаимодействуют. Наглядность является необходимой предпосылкой освоения движений и поэтапным условием совершенствования двигательной деятельности. Практическое познание начинается с живого созерцания. Образ изучаемых движений формируется с помощью зрения, слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц и т. д. Показания этих различных органов дополняют и уточняют образ. Чем богаче чувственный образ, тем быстрее и легче формируются двигательные умения и навыки.

По мере освоения движений различные органы чувств функционируют, все более тесно взаимодействуя и образуя как бы единый комплексный анализатор. Существует ряд методов избирательного воздействия на функции различных анализаторов.

Непосредственная и опосредованная наглядность должна быть взаимосвязана. Опосредованную наглядность нельзя недооценивать, так как с помощью ее можно пояснить детали и механизмы движения, которые не воспринимаются при показе. Особое значение имеется между связью чувственного образа и образного слова. При этом слово должно связываться с представлениями, в частности с двигательными. Роль слова в качестве опосредованной наглядности возрастает вместе с расширением двигательного опыта.

Широкое использование различных форм наглядности способствует повышению интереса к занятиям, пониманию и облегчению выполнения заданий, приобретению прочных знаний, умений, навыков.

Принцип доступности и индивидуализации имеет особое значение, так как на занятиях физическими упражнениями важные функции организма подвергаются интенсивным воздействиям физических нагрузок. Кроме того, необходим учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и на этой основе определение посильных для него заданий. Суть этого принципа раскрывается через следующие основные положения:

Определение меры доступного. Это зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, с другой – от объективных трудностей, которые возникают при выполнении конкретного упражнения (координационная сложность, интенсивность упражнения, длительность усилий и др.). Доступность можно определить как полное соответствие между возможностями и трудностями. Нахождение и соблюдение этой меры – одна из важных и сложных проблем физического воспитания. Для ее решения важно знать функциональные возможности организма на различных этапах возрастного развития, границы колебаний этих возможностей, которые обусловлены половыми и индивидуальными особенностями, а также внешними факторами. Необходимо иметь точные данные о тех требованиях, которые предъявляются организму различными средствами и методами физического воспитания, и важно уметь практически правильно соотнести их с возможностями данного занимающегося.

Для правильного определения меры доступного педагог должен исходить из программного материала и нормативных требований, которые установлены на основе научных данных и обобщения практического опыта. В советской системе физического воспитания уже созданы обоснованные программы для всех групп населения, начиная с раннего детского возраста. Оптимальные же нормы нагрузок определены пока не полностью (лишь ориентировочно). Но даже самые совершенные программы не освобождают педагога от необходимости поиска доступного в соответствии с особенностями своих воспитанников.

Доступность обязательно предполагает посильную меру трудностей, которые могут успешно преодолеваться с помощью мобилизации физических и духовных сил занимающихся.

Методическими условиями доступного являются:

а) преемственность физических упражнений;

б) правило – от известного к неизвестному или от основного к неосновному;

в) постепенность;

г) правило – от простого к сложному, от легкого к трудному;

д) под индивидуализацией понимается такое использование средств, методов и форм занятий, при котором осуществляется индивидуальный подход к обучаемым и создаются благоприятные условия для их развития. Индивидуальные различия наблюдаются в особенностях освоения движений, в различиях реакции организма на нагрузку, в динамике адаптационных перестроек.

Проблема индивидуализации решается на основе сочетания общеподготовительного и специализированного направлений в области физического воспитания. Общеподготовительное (по программам детского сада, школы и т. д.) дает обязательный минимум жизненно важных двигательных умений и навыков, знаний, связанных с ними, и достижение определенного уровня разностороннего развития физических качеств. Индивидуализация в этом направлении осуществляется с помощью методов обучения и воспитания. Она выражается в дифференцированном определении учебных заданий и путем их выполнения, определение норм нагрузки, способов ее регулирования.

Индивидуализация выражается не только в учете индивидуальных особенностей, а также в том, чтобы улучшать врожденные задатки.

Все приведенные принципы по своему содержанию тесно связаны и частично совпадают, так как они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который, по существу, является единым и лишь условно может быть представлен в свете отдельных принципов.

Таким образом, комплексный подход к процессу обучения, в физическом воспитания, подход, при которой происходит обучение, воспитание и развитие, способствует формированию всесторонне развитой личности. При этом необходимо опираться на принципы всестороннего формирования личности ребенка.