В дошкольных образовательных учреждениях

 

 

1.1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Культурой считается все то, что создано руками и разумом человека, весь искусственный мир явлений, отличный от природы, который не может существовать без человеческого ухода и заботы. Слово «культура» (kultura – лат.) обозначает «возделывать», «обрабатывать». Изначально смысл слова «культура» указывал на то, что отличается от естественного, имеющегося в природе. В России данное слово не использовалось и заменялось словами «просвещение», «воспитание», «образованность» и даже «гуманность». В том смысле, который сейчас придается слову «культура», оно применялось в немецкой философской и исторической литературе и обозначало либо господство человека над природой на основе знаний и ремесел, либо духовность и образованность человека.

В современном использовании термина «культура», в его широком понимании, обозначаются сферы социальной жизни: нормы, обычаи, социальные институты; в более узком значении термин «культура» обозначает сферы духовности: творчество, искусство, интеллектуальную деятельность.

Термин «физическая культура» используется для обозначения феномена физической культуры как сложного социального явления. В специальной литературе этим термином обозначают часть совокупной культуры социума, а также как процесс и как результат овладения ценностями такой отрасли культуры, как «физическая». Заниматься физической культурой (физкультурой – разговорное) означает осуществлять деятельность, направленную на совершенствование морфофункциональных, то есть физических и психических природных способностей и качеств человека в их единстве и гармонии.

Сфера физической культуры опирается и создает сама ценности общества, которые обозначаются как ценности физической культуры, которые подразделяются на материальные и духовные. К материальным ценностям физической культуры относят: материально-технические условия для занятий физической культурой, материальные льготы для занимающихся, физическую составляющую человека – телосложение, работоспособность, двигательные способности, проявляющиеся в физических качествах, физическое развитие, двигательные умения и навыки, а также здоровье человека. К духовным ценностям физической культуры относят достижения науки, произведения искусства, посвященные физической культуре.

Таким образом,физическая культура – это часть культуры общества и человека, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе общественно-исторической практики, направленная на совершенствование физической, психической социальной и духовной сущностей человека, формирование его как личности.

Физическая культура является важной составляющей общей культуры каждого человека, основой полноценного и разностороннего воспитания и развития детей. Как любому виду культуры, культуре физической присуща творческая составляющая, которая предполагает посредством творческой двигательной деятельности совершенствование телесности человека, формирование у него двигательной культуры. К физической культуре человека приобщают с раннего детства. В помощь семье создана сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), которые посещают более 60% детей от их общей численности в возрасте от 3 до 7 лет. Физическая культура в ДОУ включена составной частью в специально организованный педагогический процесс дошкольного образования. При этом все мероприятия физической культуры считаются приоритетными для всей образовательной работы с детьми в ДОУ и проводятся подготовленными для такой работы специалистами. В систему подготовки специалистов для ДОУ введен специальный предмет, раскрывающий особенности приобщения ребенка к физической культуре – «Теория и методика физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях» (ТМФК в ДОУ).

Этот предмет является научной и учебной дисциплиной, имеющей теоретическую и концептуальную основы. Как наука ТМФК в ДОУ изучает общие и частные закономерности физической культуры ребенка. Теория физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях представляет собой динамичную систему современных знаний и научных положений, отражающих общие закономерности физической культуры и физической культуры детей дошкольного возраста, закономерности управления физическим развитием и физическим образованием детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях. Объектами исследования в теории физической культуры являются педагогические факторы, субъект исследования – человек, ребенок, особенности его физического воспитания как процесса приобщения к ценностям физической культуры, особенности развития ребенка и возможности управления процессом развития. Теория физической культуры в ДОУ изучает цель, задачи и средства физической культуры, историю становления и развития

науки о физической культуре ребенка. Методика[1] физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях изучает особенности формирования движений ребенка и его психофизических качеств, методику формирования знаний о физической культуре у детей дошкольного возраста, методику приобщения детей к здоровому образу жизни средствами физической культуры, особенности проведения различных организационных форм физической культуры в ДОУ, планирования работы по физической культуре с детьми, а также формирования, сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Как учебный предмет «Теория и методика физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях» направлена на формирование знаний основ теории и методики физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) у специалистов по адаптивной физической культуре, профессиональных умений, которые позволят осуществлять функционирование физической культуры в ДОУ и будут способствовать полноценному физическому воспитанию ребенка, обеспечивать физическое и общее развитие ребенка.

Предмет «Теория и методика физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях» связан с такими науками, как анатомия и физиология, педагогика и психология, в том числе и с частными психолого- педагогическими науками, изучающими ребенка раннего и дошкольного возраста; связан со специальной педагогикой и психологией. Знание основ этих наук подводит к лучшему пониманию воздействия физических упражнений на организм ребенка, что поможет подбирать их соответственно возрастным особенностям детей, а также в соответствии с отклонениями и нарушениями в развитии и состоянии здоровья ребенка.

Подготовка специалистов по адаптивной физической культуре не может быть достаточной без знания основ теории и методики физической культуры в ДОУ с учетом современных требований общества к воспитанию и развитию человека.

Содержанием физической культуры детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях являются физические упражнения, игровая двигательная деятельность, двигательный режим, средства гигиены, природные факторы, знания о физической культуре и здоровом образе жизни.

Содержание физической культуры дошкольников было определено на основе многолетних исследований специалистов и закреплено в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985, 1987, 2005), а также в альтернативных общеобразовательных и парциальных программах для дошкольных образовательных учреждений.

Содержание физической культуры детей дошкольного возраста, закрепленное программами, способствует формированию основ физической культуры ребенка, которые выражены в сформированном интересе к занятиям физическими упражнениями и потребности в укреплении здоровья средствами физической культуры, в основах здорового образа жизни, адекватных возрастным особенностям детей дошкольного возраста, в крепком здоровье, достаточном физическом развитии, в сформированных двигательных умениях и навыках, в достаточном уровне развития двигательных способностей, оптимальном двигательном стереотипе ребенка как экономичном комплексе движений тела, присущем индивиду; сформированных знаниях о физической культуре, здоровье и здоровом образе жизни, мотивах к занятиям физической культурой, освоенных способах и умениях осуществлять доступную детям физкультурно-оздоровительную, рекреативную и спортивную деятельность.

Однако не во всех программах достаточно четко определены основы физической культуры дошкольников, что ведет к дальнейшему поиску наиболее оптимального содержания физической культуры детей первых семи лет жизни и отбору эффективных средств и методов работы с детьми. Так, дискутируются вопросы оптимизации физической нагрузки для детей с целью обеспечения необходимой физической подготовленности, развития физических качеств детей, построения процесса физического воспитания в целом.

С. О. Филипповой, В. А. Гуляйкиным, К. А. Ежевской, Б. А. Никитюк и другими отмечается, что в физическом воспитании дошкольников проявляются следующие тенденции:

1. Направленность только на формирование двигательных умений и навыков в ущерб развитию двигательных способностей, что сказывается на физической подготовленности и состоянии здоровья дошкольников.

2. «Спортизация» физической культуры дошкольников, то есть превращение физкультурных занятий с детьми в тренировочные, что ведет к нарушению физического и психического развития детей, насильственному стимулированию моторного развития. Кроме того, как отмечал еще И. А. Аршавский, двигательная активность, являющаяся основным фактором обеспечивающим рост и развитие ребенка, не должна вызывать физиологичесий стресс.

3. Отказ в физическом воспитании дошкольников от регламентации формирования двигательной сферы детей и придание физической культуре детей развлекательной направленности, что ведет к тому, что дети перестают получать удовольствие от естественной двигательной активности.

4. Предлагается замена традиционных занятий физической культурой на подвижные игры, что ведет к дисгармоничности физического развития, так как дети не вовлекаются в целенаправленный процесс разносторонней физической подготовки.

5. Чрезмерное увлечение занятиями физической культурой только на свежем воздухе без учета климатических факторов и экологических условий местности, что приводит к увеличению заболеваемости детей.

Содержание физической культуры дошкольников должно учитывать региональные особенности и общие подходы к физической культуре детей и отражаться в определении базовой и вариативной частях программных документов для дошкольных образовательных учреждений.

Теория и методика физической культуры в ДОУ как научная и учебная дисциплина рассматривает и опирается на следующие понятия: физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенство, физические упражнения, двигательная деятельность, двигательная активность, спорт, физкультурное движение.

Следует отметить, что само слово «понятие» обозначает логически оформленную общую мысль» о классе предметов, явлений, идея чего-либо… Представление о чем-либо; знание, понимание чего-либо… Уровень понимания чего-либо; совокупность взглядов на что-либо» (Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. М., 2004. С. 575).

Понятийный аппарат предмета «Теория и методика физической культуры в ДОУ» формировался в разные исторические периоды развития общества, а само содержание понятий уточнялось и изменялось по мере развития науки о физической культуре и физической культуре ребенка. Овладение этими понятиями позволит понимать специальную литературу по физической культуре ребенка, а также сформировать профессиональную речь педагога.

Понятие «физическая культура» было рассмотрено в первом вопросе лекции, но определение этого социального явления можно представить в более упрощенном виде: физическая культура –это совокупность материальных и духовных ценностей социума, используемых для физического совершенствования людей (Б. А. Ашмарин, Л. П. Матвеев, А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненкова и др.).

Физическое воспитаниеявляется педагогическим процессом, направленным на формирование телесных форм и функций организма ребенка, на развитие движений и психофизических качеств, на формирование двигательных умений и навыков, а также на формирование оптимального двигательного стереотипа ребенка как наиболее приемлемой для индивида системы движений в статике и динамике. Посредством целенаправленного физического воспитания ребенок приобщается к физической культуре, формируется его личная физическая культура, а в конечном итоге – физическая культура общества. Физическое воспитание входит составной частью в сферу физической культуры.

Физическое образование – это одна из сторон физического воспитания, процесс и результат овладения знаниями в области физической культуры, овладения двигательными умениями и навыками, а также телесной рефлексией. Проблема формирования знаний и на этой основе представлений ребенка о физической культуре является достаточно актуальной проблемой физического воспитания ребенка. У детей следует формировать доступные каждому периоду дошкольного детства знания о физических упражнениях и их пользе, о названиях и предназначении инвентаря и оборудования, о безопасности на занятиях физической культурой, о содержании и правилах подвижных игр. Следует формировать разнообразные движения ребенка, осознанность их выполнения и формировать способности чувствования параметров движений.

Физическое развитие –это процесс изменения форм и функций организма ребенка, которые будут обусловливать работоспособность и проявление двигательных способностей.

Представленные в энциклопедических изданиях определения термина «развитие», трактуют его как необратимое, закономерное и направленное изменение существующих материальных и идеальных объектов. При этом процесс развития только тогда им является, когда имеется проявление трех его свойств: необратимости, закономерности и направленности к позитиву.

Физическое развитие трактуется в узком и широком смысле. В узком смысле под этим термином понимают изменение антропометрических (показатели телосложения) и биометрических (функциональные, физиологические) показателей. В более широком смысле физическое развитие понимается и как процесс развития двигательных способностей, а в целом о физическом развитииможно говорить как о совокупности всех телесных и функциональных возможностей организма, соответствующих определенному периоду развития индивида (ребенка). Процессом физического развития можно управлять, учитывая законы наследственности, возрастные особенности, а также закон единства организма и среды, в соответствии с которым важными факторами, определяющими развитие ребенка, являются не только биоэкологическая среда, но и социальная, в более узком смысле последней – двигательная среда. С позиций закона упражняемости ребенку следует обеспечивать повторяемость необходимой двигательной деятельности, что также позволит обеспечить полноценное функционирование органов и систем в соответствии с законом единства форм и функций организма.

Физическая подготовленность – это уровень развития двигательных умений, навыков и двигательных способностей, определяемый программно-нормативными требованиями с учетом возрастного этапа жизни индивида.Для детей дошкольного возраста имеются специальные требования к физической подготовленности, представленные в программах для ДОУ.

Слово «совершенство» означает высшую степень развития каких-либо положительных качеств, полноту всех достоинств (Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. М., 2004.). Поэтому, исходя из такого толкования,Физическое совершенствоопределяется как идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни общества на определенном историческом этапе его развития(Б. А. Ашмарин,В. С. Кузнецов, Н. И. Пономарев, Ж. К. Холодов, Э. Я. Степаненкова и др.). Физически совершенным можно считать ребенка здорового, имеющего гармоничное физическое развитие, нормальную осанку, способного легко и безболезненно адаптироваться к новым для него условиям, имеющего достаточный, для каждого периода дошкольного детства, уровень физической и умственной работоспособности.

Физические упражнения –это двигательные действия и состоящие из них виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания (Б. А. Ашмарин, Н. Н. Кожухова,В. С. Кузнецов, Л. П. Матвеев, Н. И. Пономарев, Ж. К. Холодов, Э. Я. Степаненкова и др.). В данном термине слово физические означает, что двигательные действия выполняются с помощью нервно-мышечного аппарата человека; а слово упражнение означает направляемую повторяемость двигательных действий. Поэтому физическое упражнение понимается и как двигательное действие, и как многократное выполнение этого двигательного действия. Физические упражнения имеют определенный эффект воздействия на организм человека, заключающийся в совокупности физиологических сдвигов, в усилении функционирования органов и систем. Физические упражнения оказывают оздоровительное, образовательное и воспитательное (формирующее личность) действие.

Двигательная активность –это видовая потребность человека в движении, которая проявляется в выполнении двигательных актов. Может быть достаточной, избыточной, оптимальной, недостаточной (гипокинезия); зависит от возраста, уровня физического развития, тренированности организма и ряда других факторов(Ю. Н. Вавилов, Э. Н. Вайнер, Н. Н. Кожухова, Н. А. Фомин).

Двигательная активность –это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка, подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя (Э. Я. Степаненкова).

Двигательная деятельность –деятельность,характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

Спорт –составная часть физической культуры, выражающаяся в виде специально направленной деятельности на достижение в каком-либо избранном виде физических упражнений высоких результатов, иногда наивысших, проявляющихся в процессе соревнований.

Физкультурное движение –это специальная форма социального движения, имеющего целью содействие повышению уровня физического воспитания населения и развитию спорта. Опирается на целенаправленную деятельность государственных и общественных организаций, народных масс по развитию физической культуры и спорта.

1.2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

 

Современной наукой установлено, что своеобразное приобщение к физической культуре существовало уже в первобытном обществе, поскольку имелась насущная потребность в хорошем уровне физического развития при подготовке детей к самостоятельной жизни. В древних африканских племенах специально обучали детей грудного возраста ходьбе, с трехлетнего возраста детей уже учили стрелять из маленького лука, а также и поведению на охоте. В древних северных племенах физическая подготовка включалась в воспитание мальчиков, а девочек готовили к занятиям домашним хозяйством, и они не занимались физическими упражнениями. Также детей закаливали с раннего возраста, и это сохранилось до конца XIX века у народов, населяющих Крайний Север и Сибирь. Детей приобщали к рыболовству, охоте, использовались подвижные игры, включающие стрельбу из лука, метание различных предметов и прыжки.

В островных государствах – Цейлон, Индонезия – детей привлекали к добыванию пищи, что требовало от них хорошей физической подготовки.

Детей австралийцев с раннего возраста учили плавать, с детьми проводились игры с дротиками и мячом.

В древних американских племенах детей с раннего возраста вовлекали в процесс физической подготовки, а в пятилетнем возрасте мальчики посвящались в воины, проходя различные физические испытания.

В родовом обществе физическое воспитание осуществлялось на более высоком уровне. У многих народов к физической культуре приобщали не только мальчиков, но и девочек. Основными физическими упражнениями для детей были действия и игры с охотничьими орудиями. У австралийцев, американских индейцев проводились различные обряды, связанные с переходом детей из одной возрастной группы в другую. Эти обряды сопровождались демонстрацией различных физических упражнений, требовавших проявления силы, ловкости, выносливости, умений владеть оружием. Проводились состязания в ходьбе, беге, прыжках, метаниях предметов, в плавании, гонках на лодках, играх с мячом.

Спарта (древнегреческий полис в Пелопонессе) была одним из первых государств, уделявших большое внимание физическому воспитанию ребенка. В спартанском обществе существовал контроль государства над воспитанием ребенка с первых дней жизни. После рождения ребенка приносили в Совет старейшин для оценки физического здоровье, что определяло дальнейшую судьбу ребенка. Здорового младенца возвращали счастливым родителям, а больного, слабого отдавали в рабство или воспитывали в специальных домах. Существовала также легенда, что больных новорожденных детей спартанцев бросали в пропасть.

До семилетнего лет ребенок находился в семье и его физическим воспитанием, закаливанием занималась семья. С семилетнего возраста мальчиков очень сурово воспитывали в общественных домах. Главное внимание в их воспитании уделялось физическому развитию. Чтобы мальчики были более выносливыми, их скудно кормили, они ходили босыми и без одежды.

Основными занятиями по физическому воспитанию мальчиков являлись охота, обрядовые танцы. Проводились многочисленные состязания по бегу, прыжкам, метаниям диска и копья, по борьбе.

В Спарте родители проявляли заботу и о физическом развитии девушек, которые наравне с юношами, участвовали в военных действиях. Девушки также занимались бегом, борьбой, метали диск и копье. Это делалось для того, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы они могли рожать здоровых детей.

Таким образом, в физическое воспитание в древней Спарте вовлекали и мужчин и женщин. Женщины Спарты гордились тем, что их дети вырастали мужественными и смелыми людьми благодаря физическому совершенству.

Таким образом, спартанское воспитание было направлено на улучшение физического развития. Умственное же воспитание являлось частным делом семьи каждого спартанца.

Историк древности Геродот описал мужественное воспитание женщин у скифов. Так, к примеру, женщина должна была уничтожить хотя бы одного врага, лишь тогда ей разрешалось иметь мужа.

В Древней Греции значительное внимание вопросам физического воспитания уделяли философы. Так, Аристотель (384–322 г. до н. э.) писал в своих трудах о взаимосвязи физического и психического состояния организма. Он утверждал, что разные состояния человека: гнев, радость, печаль – сказываются на состоянии мышц. Он считал, что движение – это жизнь, поэтому физическое воспитание должно предшествовать умственному, он подчеркивал важность гигиены, движений и закаливания ребенка. Говорил о том, что продолжительное физическое бездействие ослабляет и истощает человека.

В Древней Греции физическое воспитание имело классовый характер. Известный философ древности Платон (427–347 гг. до н. э.) так охарактеризовал воспитание в Афинской системе: «Воспитание и наставление начинается с самых первых лет существования и продолжается до конца жизни. Выучив ребенка игре на кифаре, учителя знакомят его с творениями выдающихся поэтов-песнотворцев. Эти произведения они поют под звуки инструмента и приучают свои души к ритму и гармонии, благодаря чему они научатся быть более благородными для слова и дела, ибо вся человеческая жизнь нуждается в гармонии и ритме. Потом они посылают детей к учителю гимнастики, чтобы таким образом лучше приспособить их тела к мужественной жизни и чтобы, благодаря телесной слабости, у них не появлялось малодушия во время войны или в каких-либо других случаях. Таким образом, поступают те, которые имеют средства, те, кто богат. Их дети раньше начинают свое образование и оканчивают последними»[2]. Если в Спарте воспитание строилось на классовом подходе, то афинянина воспитывали как всесторонне образованного человека, который получал умственное, эстетическое и физическое воспитание, в отличие от спартанца, которого учили быть лишь выносливым воином.

В Афинах мальчика с семи лет отдавали в школу, но жил он с родителями. Учащиеся посещали поочередно существовавшие частные школы в городе. Так, в грамматических школах их обучали чтению и письму, в музыкальных – пению и игре на музыкальных инструментах, в гимнастических – детей обучали различным физическим упражнениям.

Воспитание в Афинах не было жестоким по сравнению со Спартой. В соответствии с законами Афин, родители должны были проявлять основную заботу о воспитании детей. При этом, если родители не давали сыну необходимого воспитания, то он имел право не содержать их в старости. Физическая подготовка детей в Афинах осуществлялась в государственных школах, так называемых гимнасиях, которые имели специальные здания, спортивные площадки. Организация таких учреждений свидетельствовала о заинтересованности государства в подготовке верных ему граждан как своей опоры против рабов и внешних врагов. В гимнасии («гимнос» — нагой) могли поступить все желающие, кроме рабов. Преподаватели гимнастики обучали детей отдельным физическим упражнениям (борьбе и др.), наблюдали за влиянием этих упражнений на организм, следили за соблюдением гигиенических правил. Преподаватели гимнасий должны были быть хорошими педагогами и знать основы медицины того времени. Дети свободных крестьян, ремесленников и рыбаков не имели возможности получить образование, а девочки не получали физического воспитания, подобного спартанскому. Они обучались только ведению домашнего хозяйства. Уже тогда греки понимали, что занятия физическими упражнениями способствуют более совершенному физическому развитию человека, но физическое воспитание, в первую очередь, преследовало цель создания мощного государства.

В начале IV в. до н. э. в Афинах создают наемные профессиональные войска, которые заменили гражданское ополчение из числа свободных граждан. Это обстоятельство сразу же отразилось на физическом воспитании. Физические упражнения стали более легкими и применялись скорее для отдыха, чем для воспитания выносливости и силы. В своих трудах древнегреческий философ Платон отметил, что физическое развитие человека совершенствует его душу.

Развитие медицины, переход ее на научную основу способствовал и совершенствованию системы физического воспитания. Так, древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.) представлял физическое воспитание как занятие разнообразными физическими упражнениями, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию тела. Он рекомендовал заниматься гимнастикой, бегом и борьбой зимой, а летом – меньше заниматься этими упражнениями, совсем не бегать, но обязательно гулять в прохладе. Рекомендовал чередовать бег с борьбой для того, чтобы утомленная часть тела могла отдохнуть, согреться, укрепиться. Многие рекомендации Гиппократа получили впоследствии научное подтверждение.

Физическое воспитание в Риме значительно отличалось от традиционного греческого, хотя и в Греции, и в Риме воспитание было направлено на подготовку воинов. До 16 лет юноша воспитывался в семье, а главным воспитателем своего ребенка был отец. Физическое воспитание носило трудовой характер. Дети работали в поле, участвовали в охоте вместе с родителями, что способствовало приучению их к условиям суровой жизни, развивало физически, закаливало организм. Юноши много занимались бегом, метанием различных тяжелых предметов, таких, как диск, копье, занимались борьбой, фехтованием, различными играми, в том числе с мячом; мальчики из знатных семей занимались верховой ездой. Девочек готовили для ведения домашнего хозяйства, поэтому физические упражнения с ними проводились в виде игр и в основном в раннем возрасте.

В странах Древнего Востока физическая культура носила, в основном, военную направленность. Применялись военные упражнения, а также плавание, борьба, верховая езда, фехтование на палках, акробатические упражнения. У детей развивали силу, ловкость, выносливость. В странах Древнего Востока зародились лечебные и профилактические упражнения.

В период раннего средневековья большую роль в регламентации жизни людей, в воспитании детей играла католическая церковь. Она установила свое господствующее положение в области воспитания и образования, проповедовала аскетизм, все телесное объявлялось греховным. Церковью был нанесен большой вред всем видам воспитания, в том числе и физическому. Воспитание простого народа было направлено на подготовку к труду. Воспитание мальчиков из феодальных семей готовило рыцаря, поэтому все игры, все упражнения носили военный характер. С 7 лет мальчики воспитывались дома мужчинами, а с 10-летнего возраста мальчика посылали учиться к главнейшим рыцарям. Главными методами обучения в этот период были показ и тренировка в различных упражнениях. Каждому обучаемому необходимо было овладеть рыцарскими добродетелями, среди которых были фехтование, верховая езда.

В период позднего Средневековья начинается борьба народа с дворянской и религиозной системой воспитания. Одновременно начинают быстро развиваться промышленность и торговля, постепенно складывается класс буржуазии и купечества. Возникает и развивается новая идеология –учение гуманистов, появляются и новые представления о физическом воспитании. Возрождается опыт физического воспитания древности, направленный на гармоничное развитие человека. Вновь обретает ценность красота тела человека, атлетически развитого.

Великие художники эпохи Возрождения Альберти, Леонардо да Винчи отражают красоту живых женщин, которые были натурщицами, восхищаются красотой окружающего мира, считая, что человек – самое прекрасное творение природы. Леонардо да Винчи (1452–1519) совершил значительные исследования в области биомеханики, тем самым заложил фундамент для дальнейшего развития физического воспитания как науки.

Итальянец Витторино де Фельтре (1378–1446), работая при дворе итальянского феодала, создал для детей своего правителя и его придворных школу, названную им «Домом радости», в которой впервые ученикам была предоставлена возможность получать как умственное, так и физическое воспитание в виде игр, разнообразных физических упражнений: фехтования, плавания, верховой езды.

Французский гуманист, писатель Франсуа Рабле написал книгу «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой высмеял средневековую систему воспитания и предложил свою. В ней он большое значение уделил физическому воспитанию. Он рекомендовал использовать игры и упражнения древних греков, а также и те, которые использовались крестьянами, горожанами и дворянами. Он обратил внимание на необходимость чередования физических упражнений с умственными занятиями, прогулками, разумными развлечениями. Рабле считал важным физическое совершенствование и укрепление здоровья каждого человека, воспитание жизнерадостности, обеспечение физической закалки, приучение детей к гигиене и выполнению всех физических упражнений без принуждения, чтобы дети испытывали при этом радость. Он считал, что физическая нагрузка окажется полезной лишь в том случае, если она будет постепенно увеличиваться. Рекомендовал постепенное усложнение упражнений.

Пропагандировал физическое воспитание французский философ Мишель Монтень (1533–1593). Он считал равноценными сторонами человека физическое и умственное воспитание.

Новый этап развития науки о физическом воспитании заложили англичанин Томас Мор (1478–1535) и итальянец Томмазо Кампанелла (1568–1639). В своих книгах, построенных на утопических идеях о фантастических государствах, основанных на принципах справедливого общества, они высказали идею всестороннего воспитания детей для подготовки к труду, служению обществу с помощью труда. Главной целью физического воспитания они считали укрепление здоровья. Воспитание человека, по их мнению, должно начинаться с самого раннего возраста. В своей книге «Город Солнца» Томмазо Кампанелла писал: «По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов; они разделяются на четыре отряда, за которыми наблюдают поставленные во главе их четыре ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются их члены. При этом до седьмого года они ходят всегда босиком и с непокрытой головой»[3]. С целью обеспечения физического воспитания детей Кампанелла рекомендовал народные игры, а физически и умственно развитого человека он считал образцом совершенства.

Необходимо отметить труд итальянского гуманиста, врача Иеронима Меркуриалиса (1530–1606) по гимнастике «Искусство гимнастики». В своем труде он описал многие известные ему физические упражнения и методику их применения. Меркуриалис поделил упражнения на 3 группы. Так, в 1-ю он включил упражнения для укрепления здоровья, во 2-ю – военные упражнения, в 3-ю – атлетические упражнения, необходимые для подготовки к публичным выступлениям и к участию в соревнованиях. . Меркуриалис широко пропагандировал гимнастику, считая ее прекрасным средством воспитания «божественно храбрых людей». Как врач, он считал, что гимнастические упражнения способны изменять конституцию человеческого тела, исправлять природные и приобретенные дефекты тела. Этим трудом И. Меркуриалиса пользовались в течение 200 лет.

Выдающийся чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский, который жил на рубеже средних веков и Нового времени (1592–1670), в своем труде «Великая дидактика» при рассмотрении вопросов воспитания детей дошкольного возраста уделил значительное внимание физическому воспитанию. В основу своей педагогической системы он положил принцип природосообразности, в соответствии с которым ребенок соотносился с частью космоса и природы. Природное, естественное в ребенке определяет уровень его самостоятельности и активности. Поэтому для правильного воспитания необходимо изучать природу и следовать ее законам. Он считал, что для полноценного развития личности прежде всего необходимо укрепить свой организм. Только крепкий и здоровый человек может развить свои способности. Он отмечал, что без физического воспитания невозможно нормальное духовное развитие. Больной не может стать всесторонне развитым человеком. В книге «Мир чувственных вещей в картинках» он представил формы физического воспитания, указал, что независимо от происхождения ребенка его можно воспитать всесторонне развитым, физически крепким человеком. Многие положения своего педагогического опыта он изложил в книге «Энциклопедия видимого мира».

Коменский считал, что формирование человека должно начинаться в раннем детстве, а все усвоенное в этом возрасте запоминается особенно прочно. Человек, по мнению Коменского, – это гармония тела и души. При этом тело его устроено с изумительным искусством, где первым двигателем является сердце как источник жизни и действий, от которого все остальные члены получают движение. Само движение вызывается силой, которой является мозг и с помощью нервов, как шнуров, он притягивает и отпускает остальные колеса (члены организма). Разнообразие деятельности организма внутри и вне заключается в соразмерности пропорции движений. Так, в душевных движениях главной движущей силой является воля; а рычаги, которые приводят ее в движение, – это желания и страсти, склоняющие волю в какую-либо сторону. Он считал, что разум человека является рычагом, который открывает движение, замыкает его и определяет нужную его меру.

Я. А. Коменский указал на системы физических упражнений и подвижных детских игр. Рекомендовал вначале показывать каждое упражнение, чтобы дети могли выполнять его без опасности для своей жизни. Взгляды Коменского были высоко оценены прогрессивными людьми его времени и более поздних периодов.

В эпоху Нового времени вопросам физического воспитания большое внимание уделял Джон Локк – английский философ-материалист (1632– 1704), который считал, что воспитание должно обеспечить крепкое физическое развитие. По его мнению, чем сильнее и закаленнее тело, тем легче человек справляется со всеми своими недостатками. Чем слабее тело, тем меньшей волей человек обладает, тем меньше у него возможностей достичь желанной цели. Д. Локк указывал, что сила воли может укрепляться путем закаливания и физического развития. Поэтому он считал необходимым начинать физическое воспитание с первых дней жизни человека, рассматривал его как самое первое воздействие взрослых на детей.

В своих сочинениях выдающийся французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712–1778) тоже значительное место отводил физическому воспитанию. Он говорил о том, что физическое воспитание следует начинать с первых дней жизни человека. Основой физического воспитания считал детские подвижные игры и физические упражнения, в том числе и с преодолением естественных препятствий. Только на собственном двигательном опыте, по его мнению, ребенок должен был понять пространство и время, тяжесть, сопротивление и другие категории внешнего мира. Руссо считал, что женщина тоже должна получить физическое воспитание. Он рекомендовал не держать девочек в закрытом помещении, без свежего воздуха, предлагал вовлекать их в подвижные игры на свежем воздухе и ежедневные прогулки.

Своеобразные взгляды на физическое воспитание имел швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), выдвинувший теорию, согласно которой человек рождается с заложенными в нем определенными способностями. Поэтому целью воспитания он считал развитие этих способностей путем упражнений. Вместе с тем он считал, что в течение жизни человек не может развить никакие способности, если задатков их не были заложены в нем при рождении. Это его ошибочное представление умаляло роль живой практики в воспитании человека. Однако во взглядах Песталоцци были и прогрессивные мысли о воспитании, в том числе и о физическом. Так, им был разработан аналитический метод физического воспитания; при выполнении физических упражнениях он предлагал постепенный переход от более простых их форм к более сложным. Движения в суставах он относил к простым, или элементарным, движениям Основой физического воспитания он считал гимнастические упражнения, связанные с нагрузкой на суставы. Песталоцци положил начало искусственно созданным упражнениям, которые давали возможность достичь необходимого результата в более короткие сроки. Большое значение в физическом воспитании детей он уделял народным играм и забавам. Предложенные им гимнастические упражнения получили широкое распространение в странах Западной Европы.

Своеобразные взгляды на воспитание высказал в своих работах Шарль Фурье (1772–1837). В своих трудах он подчеркнул мысль о сочетании умственного и физического воспитания в процессе труда, утверждая, что «воспитание имеет целью осуществлять полное развитие физических и умственных способностей, применять их все, даже развлечения, к производительному труду»[4].

Роберт Оуэн (1771–1858), великий социалист-утопист, высказывал мысли о всестороннем развитии человека. Оуэн предполагал, что в новом развитом обществе «первоочередной задачей всегда будет предоставление всем ее членам наилучшего физического, нравственного и умственного воспитания». Оуэн считал физическое воспитание основой всего последующего воспитания всесторонне развитого человека. Одним из главных принципов будущего совершенного общества ставил принцип сохранения здоровья. По его мнению, лишь здоровье, физическое совершенство и умственное воспитание принесут истинное счастье всему человечеству. Оуэн был убежден, что воспитание может сделать человека физически совершенным, может воздействовать на его физическую природу. Он считал, что «физические упражнения, введенные для усовершенствования природных склонностей, укрепления здоровья и силы отдельных людей, составят часть системы образования и воспитания детей. Таким образом, дети, развлекаясь, будут приобретать в раннем возрасте привычки, которые помогут им сделаться в старшем возрасте хорошими защитниками своей страны, если потребуется, защищать ее; по всей вероятности, на них можно будет положиться гораздо больше, чем на людей, физическое, умственное и нравственное воспитание которых было менее тщательным»[5].

Теодор Дезами, французский социалист-утопист (1803 – 1850), писал, что для физического совершенствования нужна длительная систематическая работа, которая обеспечивает формирование двигательных навыков[6]. Дезами был сторонником раннего физического воспитания, которое, по его мнению, необходимо проводить с учетом возраста, пола и обязательно сочетать с процессом труда. Дезами предлагал подготавливать мальчиков и девочек по разным программам, основываясь на физиологических особенностях организма.

Вопросам физического воспитания большое внимание уделял французский публицист Этьенн Кабе (1788–1856) Его взгляды на физическое воспитание отличались своей прозорливостью. Он высказал мысль, что заботу о человеке следует начинать еще с периода внутриутробного развития. Эта задача вполне современна и сегодня. Первые шаги в физическом воспитании ребенка он возлагал на матерей грамотных, знающих основы воспитания, которым они должны обучаться на специальных курсах. Эти знания матери должны включать вопросы, относящиеся к кормлению ребенка и отнятию его от груди, прорезыванию зубов, обучению ходьбе, его питанию, одежде и купанию, к развитию и усовершенствованию каждого его органа, так как «пределы усовершенствования человеческого рода еще неизвестны»[7]. Кабе был убежден, что физическое воспитание приносит пользу, когда оно всесторонне и не отрывается от воспитания умственного и нравственного.

В физическом воспитании он придавал большое значение вскармливанию ребенка грудью матери, занятия дома и в школе гимнастикой для усовершенствования всех частей тела. Особое значение он придавал различным детским играм, которые развивают грациозность, силу и здоровье. Он считал, что при подобном воспитании каждое новое поколение будет становиться более совершенным. Кабе полагал, что нужно заниматься теми упражнениями, которые чаще применяются в практической жизни и более целенаправленно влияют на приобретение необходимых навыков. Он писал: «Хорошо ходить, бегать, прыгать во всех направлениях, карабкаться, взбираться, спускаться, плавать, ездить верхом, танцевать, кататься на коньках, фехтовать, проделывать, наконец, военные упражнения, – все эти упражнения и игры укрепляют тело и совершенствуют его»[8].

Среди всех видов физической нагрузки Кабе особое предпочтение отдавал ходьбе, играм и гулянью на воздухе. Он считал, что наряду с физическим дети должны получать и гигиеническое воспитание с раннего возраста, соблюдать чистоту, обслуживать себя. Это должно стать одной из первых обязанностей. Кабе считал обязательным прививать ребенку с ранних лет любовь к родителям, ко всем старшим, желание помогать своим ближним. Все это должно делать человека нравственным, лишенным чувства эгоизма и честолюбия, уважительно относящихся к другим людям. Такое воспитание формирует патриотов своей родины, хороших супругов, отцов и матерей. Общий процесс воспитания, по его мнению, не может быть полным без эстетического воспитания. Кабе желал, чтобы все дети учились музыке и пению.

Под влиянием идей Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и других мыслителей о воспитании здорового, физически и всесторонне развитого подрастающего поколения создаются школы нового направления (филантропины) и кружки гимнастики, но национальные системы физического воспитания стали создаваться лишь после наполеоновских войн начала XIX в. Причиной этому была физическая неподготовленность войск Наполеона.

Одним из создателей немецкой системы физического воспитания был Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759–1839) – выдающийся немецкий теоретик и практик. Он дал научное обоснование гимнастике и методике ее проведения. Так, выделив субъективную гимнастику, он считал, что она устанавливает гармонию между телесными и духовными силами человека. Объективная гимнастика, по его мнению, направлена на приобретение полезных для жизни навыков. Гутс-Мутс считал, что гимнастика укрепляет мышцы, оживляет кровообращение, закаляет, развивает мускулы и тело, формирует навыки наиболее ловких и эффективных движений, совершенствует органы чувств. Гутс-Мутс рекомендовал широко использовать различные снаряды для лазания, метания, выполнять строевые упражнения и гимнастические игры. Он написал самоучитель по плаванию, учебно-методические рекомендации по играм. Гимнастику по его книгам преподавали не только в Германии, Дании, Швейцарии, Англии и Голландии.

В конце ХIХ – начале ХХ в. появилась система гимнастики для детей с момента рождения до четвертого или пятого года жизни, создателем которой был И. Мюллер. Она вызвала много споров, особенно со стороны врачей и сторонников других систем воспитания. Эта система состояла из восьми мускульных упражнений, усложняющихся в соответствии с возрастом ребенка. В нее было включено купание и десять упражнений, сопровождающихся массажем. Эти упражнения были предназначены как для мальчиков, так и для девочек. Мюллер утверждал, что «сила и разум каждого народа развиваются из телесного здоровья ребенка». Говоря о гимнастике для детей, он писал: «Растирание тела после ежедневного купания отлично действует даже на грудных детей, и такие манипуляции очень нравятся детям. Они улыбаются и чувствуют себя довольными, когда им разминают конечности или живот»[9]. Мюллер рекомендовал в работе с детьми широко использовать упражнения в дыхании по способу Сильвестра и Шефера, статические позы, вращения туловища со сгибанием в стороны; кружение рук и ног, «ходьбу на руках» и другие упражнения. Мюллер в своей системе ставил цель – дать в сжатой и конкретной форме программу физических упражнений, доступную каждому ребенку. Это была одна из первых зарубежных систем физических упражнений для детей от рождения до 4–5 лет.

Создателем французской системы физического воспитания был Франциско Аморосу (1770–1848). В первую очередь эта система гимнастических упражнений носила военно-прикладной характер и не была приспособлена даже для введения ее в школы.

Вклад в теорию физического воспитания детей внес Жорж Демени (1850–1917), французский физиолог и педагог, автор гимнастической системы физического воспитания. Его система включала использование упражнений на растяжку, расслабление, движения под музыку и была рассчитана на непрерывные занятия в течение многих лет. Она не давала мгновенных результатов, что не устраивало французское правительство, поощряющее готовность молодежи к военной службе, а не к психофизическому совершенству.

Создаются и другие европейские системы физического воспитания. Так, создателями по инициативе правительства шведской системы физического воспитания стали Пер Линг (1776–1839) и его сын Ялмар Линг (1820–1886). Как основатели этой системы, они считали, что необходимо применять только те упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Были выделены четыре группы гимнастики: военная, педагогическая, врачебная и эстетическая. Педагогическая гимнастика, разработанная Я. Лингом, проводилась в рамках урочной системы, включала в себя упражнения в ходьбе, прыжках, равновесии, дыхательные, на снарядах, была ориентирована на школу.

Создаются школы и кружки любителей гимнастики и спорта в ряде других стран, ориентированные, главным образом, на школьников или молодежь.

Основоположник системы дошкольного общественного воспитания Фридрих Фребель (1782–1852) положил в его основу принципы педагогики И. Песталоцци. В 1837 г. Ф. Фребель основал первое учреждение для детей дошкольного возраста, которое он назвал «Детский сад». Это учреждение он считал первой ступенью в системе общественного воспитания детей. В своей книге «Воспитание человека» Фребель высказал мысли о том, что воспитание должно способствовать развитию в человеке всех его задатков. Для этого детей необходимо вовлекать в различную деятельность, способствующую развитию ребенка. При этом в первую очередь должно обеспечиваться развитие физическое с помощью ритмических движений, игр и упражнений с мячом.

Важную роль физическому воспитанию детей дошкольного возраста отводила Мария Монтессори (1870–1952) – итальянский педагог и врач. Она считала, что дети должны заниматься гимнастикой, чтобы нормально развиваться физически. По ее рекомендациям в дошкольных учреждениях на занятиях включались упражнения в маршировке, для развития пальцев, дыхательная гимнастика, гимнастика для губ и языка, упражнения на воздухе с мячом, ракетками и другими предметами. Она рекомендовала в качестве оборудования для гимнастических залов использовать качели, ступеньки, веревочные лесенки. Одним из основных условий полноценного физического развития детей она считала режим дня.

В странах Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, в которых распространен буддизм, существуют и сейчас различные системы психофизической тренировки. Как древняя религия, буддизм оказал разностороннее влияние на духовное и историческое развитие таких стран, как Индия, Китай и других стран Азии. В философском трактате «Бхагавад-гита», написанном примерно за тысячу лет до н. э., впервые упоминается гимнастика йога. Истоки йоги происходят из периода жизни древних племён, населявших Древнюю Индию (около 5000 лет назад). Индийская философия считает, что Вселенная проникнута Высшим Духом, а душа человека – это частица Высшего Духа. Система йоги учит, как с помощью тренировки тела, ума, духа человек может соединиться с Высшим Духом. Йога является методом успокоения ума, направления энергии в нужные каналы. Когда ум человека под контролем, то человек получает покой и энергию для духовного роста. Учение йоги строилось на вере в таинственную жизненную энергию, которая находится у человека в нижней части позвоночника, где в соответствии с традиционной индийской медициной находится один из самых важных нервных центров. Этот центр может пробуждаться при выполнении определённой системы упражнений. Тогда жизненная сила поднимется в верхние части человеческого тела, чтобы соединиться с абсолютом, что является целью занятий йогой.

В йоге путь духовного совершенствования предполагает восемь ступеней:

1. Яма – эта ступень общих требований.

2. Нияма – дисциплина.

3. Асана (позы).

4. Пранаяма – управление дыханием.

5. Пратьяхара – освобождене ума от власти чувств и от внешних объектов.

6. Дхарана – концентрация внимания, памяти, терпение.

7. Дьяхана – медитация, созерцание объекта, вникание в сущность объекта сосредоточения.

7. Самадхи – состояние сверхсознания, наступающее при глубокой медитации.

На пути физиологического очищения и совершенства существенное место отводилось хатха-йоге – комплексу физических и этических норм. В переводе с санскрита «Ха» означает «солнце», что символизирует жизненную силу, бодрость, энергию; «тха» – это «луна» как бледное их отражение, как единство двух противоположных начал. Составная часть хатха-йоги представлена физическими упражнениями, в том числе дыхательной гимнастикой, с целью управления физическими и психическими функциями организма.

Несмотря на свой древний возраст, йога и в наши дни чрезвычайно популярна на Востоке. Увлеченность йогой широко распространена в разных странах мира, но следует помнить, что йога – это не только наука о теле, это прежде всего учение о душе. Йога не предполагает занятий с детьми до 7 лет, и в Индии ребенок первый опыт психофизического совершенства получает в семье. Сейчас имеются некоторые зарубежные публикации по йоге для детей (авторы – создатели Бэби-йоги – Свами Вишну-девананди, Х. Кеннет и др.). Элементы физиологической йоги (асаны, дыхательные упражнения пранаямы, методы контроля жизнедеятельности организма, воздействия на эмоциональное состояние) используются в ряде дошкольных образовательных учреждений в рамках занятий физической культурой.

В Китае традиционным видом физических упражнений является ушу. В переводе с китайского ушу означает «путь воина», «боевое мастерство», «искусство воина». Ушу имеет различные виды упражнений, которые можно выполнять с оружием и без него, с партнером или самому. Этот вид упражнений включает элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат: удары ногой, рукой, броски, захваты, падения, выпады, рубящие и колющие действия. В ушу боевое искусство переплетено с видами художественной деятельности, связано с музыкой, хореографией. Танцевальные элементы помогают вырабатывать естественность и пластику движений. Нашло в ушу и отражение жизни природы, сложились движения, подражающие зверям, птицам, насекомым, что способствует настрою на определенные эмоциональные переживания. В итоге мастерство воина превращалось в культурный и природный феномен. Существуют многообразные «стили» ушу. Условно выделяют две группы ушу: внутренние и внешние стили. Внутренние стили – это больше гимнастика, чем вид борьбы. Хотя их упражнения предполагают наличие противника, но «бой» имеет условный характер, движения при этом мягкие, грациозные, похожие на танец. Внешние стили – это силовые, твердые, содержащие прыжки, удары ногами, кувырки, броски. Как система упражнений ушу возникла из потребности подготовки к труду и военному делу. В Китае ушу – это семейная традиция, тайны которой строго охраняются и соблюдаются.

Использование различных восточных систем физических упражнений в российских дошкольных учреждениях требует проведения специальных исследований поэтому и не может быть рекомендовано в качестве обязательных упражнений.

Следует отметить, что в последние годы ХХ столетия и первое десятилетие XXI в. наблюдается проникновение общечеловеческой культуры в национальные системы физического воспитания, в том числе и дошкольные, что способствует их взаимообогащению.

 


1.3. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА

В ЦАРСКОЙ РОССИИ

Дошкольные образовательные учреждения являются учреждениями первой ступени образования. Дошкольное воспитание (образование) было введено в систему народного образования России в начале XX в. целью общественного воспитания ребенка с первых месяцев его жизни. Оно было направлено на всестороннее развитие ребенка[10].

На основании древнерусских письменных и иных источников выявлено, что физическая культура в России основывалась на народном воспитании, которое осуществлялось всей родовой общиной. В период первобытнообщинного строя (VI–VIII вв.) наши древние предки имели целую систему средств физического воспитания, которая включала разнообразные упражнения и народные игры. Широко использовались с целью закаливания целебные свойства воды: купание и плавание, парная баня с обливанием холодной водой, купание в проруби – такие процедуры использовались с грудного возраста. В Древней Руси существовала своя возрастная периодизация детей. Так, до трехлетнего возраста ребенка называли «дитя»; с трех лет до семи детей называли «молод» (мальчик или молодой); с семи лет до двенадцати – «чадо», а с двенадцати до 16 лет – «отрок».

С 3 лет мальчика уже сажали на коня, и это был первый ритуал – «постриг». В 6–7 лет мальчиков начинали воспитывать мужчины. В первых воспитательных учреждениях – «домах молодежи» – мальчики воспитывались 3–4 года. Основой воспитания было укрепление физической подготовки. Для этого проводились всевозможные испытания, мальчики терпели голод, холод, жару, бессонницу; их обучали охотничьим приемам, борьбе. Завершалось такое обучение поединком с учителем. Отдельно готовили детей к служению в княжеской дружине, и приоритет отдавался военным упражнениям: верховой езде, владению холодным оружием, борьбе; широко применялись бег, лазание; развивали у детей силу, ловкость, выносливость. Девочек в основном готовили к ведению домашнего хозяйства, хотя им не запрещалось участвовать в играх и забавах.

По мере развития общества менялось использование физических упражнений простыми людьми и знатью. Так, среди простого люда широко были распространены состязания в беге, прыжках, стрельбе из лука, борьбе, кулачных боях, верховой езде. Проводились игры в городки и горелки. Зимой ходили на лыжах. Знатные люди использовали в физическом воспитании верховую езду, фехтование на шпагах, рапирах, саблях, стрельбу из лука. Многие упражнения являлись частью языческой культуры, и в 1648 г. они были запрещены под влиянием духовенства царем Алексеем Михайловичем. В период царствования Петра I многие из народных физических упражнений стали использоваться вновь.

Впервые вопросы физического воспитания детей были отражены в книге «Гражданство обычаев детских», написанной во второй половине ХVII в. В этот период времени известный государственный деятель Ф. М. Ртищев (1626–1673) организовал училище при Андреевском монастыре на Воробьевых горах и пригласил в школу Епифания Славинецкого, который и стал одним из первых теоретиков физического воспитания в России. Свои мысли о воспитании Е. Славинецкий изложил в седьмой главе своей книги «Гражданство обычаев детских». В книге он пропагандирует игры, которые развивали бы одновременно ум и тело ребенка. Е. Славинецкий считал, что игры должны создавать у ребенка хорошее настроение, они – «ограда» от умственного утомления и разумный отдых.

Игра должна способствовать развитию в детях сообразительности, ловкости и силы. Он ценил игры и за то, что в них ребенок приобретает полезные навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), некоторые личностные качества (чувства товарищества, взаимовыручки и уважения друг к другу). Игра рассматривалась им как средство, способствующее вырабатке терпения, выдержки, способности в будущем переносить тяготы жизни и физические страдания. Интересно и то, что Епифаний Славинецкий сопровождал предлагаемые им игры унизительными штрафами, накладываемыми на проигравшего: подметание пола, поднесение воды победителю, надевание позорного венка из лопухов и т. п., что не всегда способствовало созданию должного морального климата среди детей.

В период царствования Петра I физическое воспитание в России стало носить государственный характер. Он впервые ввел обязательное посещение школы дворянскими детьми. Поощрительное отношение Петра I к физическому воспитанию способствовало появлению в России теоретиков, которые научно обосновали его значимость для физической подготовленности детей. Сподвижник Петра I, государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович, государственный деятель и русский историк В. Н. Татищев и другие выступали за то, чтобы физическое воспитание стало частью всего воспитания. Опыт физического воспитания детей был обобщен в уникальном произведении «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества» (1717), где была подчеркнута важность всестороннего воспитания личности в семье и школе.

М. В. Ломоносов, великий русский ученый, педагог (1711–1765), придавал большое значение физическому развитию для обеспечения здоровья человека. Он рекомендовал больше двигаться и заниматься физическим трудом. Эту свою мысль он выразил в следующих словах: «Поспешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестьянах пахотною работою, в купечестве – дальнею ездою по земле и по морю, военным — экзерцициею и походами»[11]. Эти идеи М. В. Ломоносова о необходимости и важности постоянного движения для совершенствования физического развития продолжил И. Л. Данилевский, который считал необходимым укреплять тело ребенка с детства. Он подчеркивал, что без оздоровления физическими упражнениями в детстве сердце не перенесет тяжелые испытания в зрелом возрасте. И. Л. Данилевский придавал большое значение единству умственного и физического воспитания и отмечал, что здоровье ребенка во многом зависит от закалки.

Интересные мысли о физическом воспитании детей от рождения до юношества высказывал известный просветитель, представитель либерального дворянства XVIII в., педагог И. И. Бецкой (1704–1795). Он считал движения главными в обеспечении физического развития ребенка и рекомендовал приучать детей почаще быть на воздухе. Он рекомендовал разнообразные подвижные игры, бег, прыжки, танцы для разностороннего физического развития, а дождь или солнце не должны этому мешать. И. И. Бецкой писал, что «склонность, которую вселяет к игре и увеселению природа в детские годы, – главные средства к умножению здоровья и к укреплению телесного сложения»[12].

И. И. Бецкой считал важнейшим делом воспитание и преобразование общества. В своей книге «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества» дал такие рекомендации:

«– С великим попечением охранять младенцев от стужи при начале их жизни.

– Содержать их, како возможно, чисто: сие весьма стараться всеми способами, чтоб дети были на вольном воздухе, который бы всегда свободно в покоях переменяться мог.

– При отнятии от груди, разумеется, около девяти месяцев или после, приваживать их ходить. Для свободного выправливания ног надобно им чаще быть развязанными и сколько возможно держать их с утра до вечера на вольном воздухе.

– Лучше младенцу учиться ходить самому собою, а не на помочах, от которых, кажется, нет пользы.

– Обучать их всему играючи и, сколько возможно, без принуждения.

– Понеже забава, веселость и игра суть главные средства к укреплению здоровья, того для не надлежит поступать с детьми сурово, когда и случится делать им выговоры без свирепства и злобы, дабы большим страхом не навредить их остроты природной.

– Приучать детей быть на воздухе, как на холодном, так и на теплом, во время большого их движения, а лишняя в том бережливость им весьма вредна.

– Труды и вольный воздух укрепляют в детях телесное сложение, умножают веселье и от всех будущих недостатков предохраняют, напротив того, от лености и худого воздуха вырастают они тако слабы, что весь свой век в болезнях препровождают.

– Равномерно приучать их более стоять, нежели сидеть, да и то на деревянном стуле, можно заставлять ходить большими шагами, держа голову прямо, плечи назад, не выпячивая брюха».

Можно отметить, что на первое место в воспитании детей преддошкольного и дошкольного возраста И. И. Бецкой выдвигал физическое воспитание.

Развитие русской науки, культуры, педагогики, анатомии, медицины способствовало и дальнейшему развитию научно-педагогических основ физического воспитания. Н. И. Новиков – русский просветитель (1744– 1818). Он впервые развил идеи, касающиеся всеобщего физического воспитания как части общего воспитания. В своих педагогических трудах рассматривал три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное, а главной из всех забот он считал попечение о своем теле. Говоря о необходимости физического воспитания, считал, что оно должно начинаться с первых дней жизни человека, с его младенческого возраста. Процесс физического воспитания должен продолжаться до полного сформирования организма. Он уделял особое внимание закаливанию и контролю за правильной осанкой детей.

Академик, профессор анатомии А. П. Протасов впервые в России в конце ХVIII в. вводит понятие «физическое воспитание» и обосновывает в своих работах необходимость движений для сохранения здоровья.

Его современник ученый-медик Н. М. Максимович-Амбодик выступал за необходимость обеспечения гармонического воспитания детей. Он считал, что уже с первых дней после рождения вместо тугого пеленания ребенку должна быть предоставлена максимальная возможность для движений. Он писал, что «тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниет». Поэтому для воспитания здоровых, физически развитых людей Н. М. Максимович-Амбодик рекомендовал закаливание детей, приучение их к холоду и другим «воздушным переменам». Важное значение он придавал играм детей. «Никогда не должно мешать детям, – писал он,– в их забавах и упражнениях. Они могут играть, резвиться, прыгать, веселиться. Сама природа вселяет в неповинных детей сию склонность к игре и забавам»[13]. Н. М. Максимович-Амбодик указывал, что каждый возраст имеет свои особенности и поэтому воспитание детей, в том числе и физическое, нужно выстраивать индивидуально. Он считал, что требования к детям всегда должны быть соразмерны сложению их тела, возрасту, способностям, крепости, силам телесным и получаемой ими пище.