Готовность к деятельности и психическое

Состояние тренера

 

Психическая готовность тренера — это сущест­венная предпосылка эффективности его деятельности. Состояние готовности помогает тренеру успешно выпол­нять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при возникновении непредвиденных препятствий. Готов­ность — решающее условие быстрой адаптации к услови­ям труда, профессионального совершенствования и повы­шения уровня мастерства тренера. Готовность как психическое состояние личности — это внутрен­няя настроенность тренера на определенное поведение при решении спортивных и педагогических задач, уста­новка на активные и целесообразные действия.

Состояние готовности включает (по М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович): а) познавательные компоненты (понимание профессиональных задач, оценка их значи­мости, значение способов решения, представления о веро­ятных изменениях трудовой обстановки); б) эмоциональ­ные компоненты (чувство профессиональной чести и от­ветственности, уверенность в успехе, воодушевление); в) мотивационные компоненты (потребность успешно ре­шать задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны); г) волевые компоненты (мобилизация сил, преодолевав сомнения и т. д.).

К числу важнейших элементов, формирующих состоя­ние готовности, по мнению тренеров-мастеров, относятся: осознание задач учебно-воспитательной работы с юными спортсменами; определение содержания деятельности в соответствии с заданной целью.

Главные общие условия формирования готовности тре­нера к творческому труду: а) самостоятельное и критиче­ское усвоение накопленной человечеством культуры; б) активное участие в решении общественно значимых задач; в) специальное развитие творческого арсенала личности — ее психических процессов.