Возрастные особенности воспитания двигательных навыков и качеств

 

Освоение и совершенствование двигательных навыков неизменно приводит спортсменов и тренеров к пониманию зависимости этого процесса от уровня развития двигательных (физических) качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

Начинающий спортсмен при овладении техникой прыжка в высоту, конечно, может попытаться копировать движения мастера, сравнивая его и собственные видеозаписи. Результат легко предсказуем: если он будет выполнять разбег с той же скоростью, что и мастер, то силы мышц его толчковой ноги в последнем шаге разбега при отталкивании не хватит для перевода горизонтальной скорости в вертикальную. То же самое можно сказать и о необходимости развития остальных физических качеств: та или иная техника движений спортсмена базируется на их определенном развитии.

По мере возрастания спортивного мастерства двигательные качества становятся все более специализированными. Этот термин означает высокие требования к воспитанию такого сочетания физических качеств, которое более всего (как ключ к замку) подходит к особенностям вида спорта, упражнения или спортивного амплуа. Специалистам известна и более узкая специализация двигательных качеств: взрывная сила, скоростная выносливость и т.п. В таблице 3 приведена возрастная динамика воспитания важнейших двигательных качеств и навыков у школьников 1 – 9 классов.

Таблица 3

Возрастные особенности воспитания двигательных