Ход работы

Лабораторная работа № 2

Тема: Дополнение моделей процессов диаграммами DFD.

Цель работы: построение диаграмм потоков данных (DFD).

 

Ход работы

1. Откройте проект, сохраненный в лабораторной работе №1.

2. Диаграммы DFD можно использовать как дополнение к диаграммам IDEF0 для описания документооборота и обработки информации. Для дополнения модели IDEF0 диаграммой DFD нужно в процессе декомпозиции в диалоге Activity Box Count указать тип диаграммы DFD.

3. Проведем декомпозицию работы «Выполнение запроса». Запросы в систему поступают от пользователей, поэтому запросы от каждой категории будут обрабатываться отдельно. Выделим внешние сущности диаграммы согласно каждой категории пользователей, определяя потоки данных, которыми они обмениваются с системой. Получим диаграмму, изображенную на рисунке 1.

Рисунок 1 - DFD-декомпозиция работы «Выполнение запроса»

4. Выполните описание каждого блока в соответствии с ниже приведенными возможностями, которые предоставляются пользователям системы.

студенту:

· ввод личных анкетных данных;

· просмотр экспертных оценок по отчетным заданиям и результатам тестов;

· прохождение психологических и профессиональных тестов;

· просмотр сводных таблиц и графиков;

· получение и сдача контрольных заданий;

· доступ к справочным материалам (данные из службы удаленного обучения, а именно методическое обеспечение);

· просмотр сообщений и внесение изменений в сообщения доски объявлений;

· поиск вакансии в БД по запросу;

эксперту (преподавателю):

· выставление экспертной оценки, а также изменение ее;

· просмотр других оценок;

· просмотр программы курса и внесение изменений в нее;

· ввод контрольных заданий и назначение их студенту;

· контроль ответов на задания;

· доступ к интеллектуальным ресурсам;

· составление резюме (характеристик);

зав. Отделением (декан):

· просмотр программы курса;

· просмотр динамики успеваемости курса, группы, отдельного студента;

· просмотр сводных таблиц и графиков;

· просмотр экспертных оценок и характеристик преподавателей;

администратору:

· определение прав доступа;

· ввод и корректировка системных данных;

· контроль работы системы;

· осуществление контроля защиты системы от несанкционированного доступа;

· изменение физической модели данных системы;

представителю фирме:

· поиск в БД данных о студенте по запросу;

· просмотр резюме студентов.

5. Согласно описанию системы проведем декомпозицию блока «Обработать запрос студента» (рисунок 2).

Рисунок 2 - Декомпозиция работы «Обработать запрос студента»

6. Все процессы обработки запросов контролируются и выполняются монитором системы, поэтому стрелка-механизм «Монитор системы» будет повторяться на декомпозированных диаграммах. Точка зрения модели, определенная в лабораторной работе № 1, не требует рассмотрения внутренних особенностей функционирования системы, поэтому затуннелируем стрелку «Монитор системы» с тем, чтобы не переносить ее на диаграммы нижнего уровня.

7. Проведем анализ полученных диаграмм. Рассматривая диаграмму, изображенную на рисунке 1, необходимо отметить наличие в ней лишнего блока «Обработать запрос администратора». При составлении первого варианта диаграммы работы были определены исходя из категорий пользователей. Это привело к возникновению конфликта с функциями системы и с точкой зрения на модель. Администратор не обслуживается системой как обычный клиент, он обеспечивает ее мониторинг. Администратор может добавлять пароли, изменять уровень доступа в систему, добавлять нового пользователя и т. д. С точки зрения клиента системы, деятельность администратора является второстепенной, поэтому на всех диаграммах отсутствует описание функций администратора, представляя его влияние как «механизм» для других функций. Поэтому принимаем решение удалить работу «Обработать запрос администратора».

8. Перейдем к анализу диаграммы декомпозиции работы «Обработать запрос студента». Согласно декомпозиции работы «Обработать запрос клиента» после выполнения запроса происходит генерация отчета выбранной пользователем формы и только затем просмотр полученных данных. На диаграмме «Обработать запрос студента» функция начинается со слова «просмотреть». Возникает противоречие. В процессе обработки запроса студента данные должны быть найдены в БД и переданы другому модулю, генерирующему отчеты. Изменим название работы на диаграмме, уточнив при этом потоки данных, составляющие дугу «Найденная информация». Получим второй вариант диаграммы (рисунок 3).

Рисунок 3 - DFD-декомпозиция работы «Обработать запрос студента» (вариант 2)

9. Выполним декомпозицию работы «Обработать запрос декана» (рисунок 4)

Рисунок 4 - Декомпозиция работы «Обработать запрос декана»

 

10. На этой диаграмме тоже наблюдается аналогичное противоречие. Кроме того, из хранилищ, изображающих БД выходит стрелка «Найденная информация», в то время как эта стрелка должна выходить прямо из работ, передавая данные для генерации отчета. Обращение к БД требуется в случае, когда информация необходима для выполнения функции внутри работы. Скорректируем диаграмму, получив новый вариант (рисунок 5).

Рисунок 5 - Декомпозиция работы «Обработать запрос декана» (вариант 2)

11. Выполним декомпозицию работ «Обработать запрос эксперта» (рисунок 6) и обработать запрос фирмы (рисунок 7).

Рисунок 6 - Декомпозиция работы «Обработать запрос эксперта»

Рисунок 7 - Декомпозиция работы «Обработать запрос фирмы»

 

12. Корректировок диаграмма на рисунке 6 не требует, кроме уточнения названия функций. Перед проведением экспертной оценки эксперт должен выбрать студента. Термин «определить» может подразумевать вмешательство эксперта, при котором он на основании каких-либо предпочтений выбирает студента для проведения оценки. На самом деле студент просто выбирается из общего списка. Хотя здесь могут существовать внешние факторы, например требование фирмы на составление экспертной оценки для студента. Эта ситуация должна отражаться на диаграмме «Обработать запрос фирмы», т. е. необходимо внести дополнительную работу «Найти экспертные оценки студента». Причем если такие оценки не найдены, то необходимо генерировать запрос для эксперта на их составление. Помимо указанных недостатков, диаграмма «Обработать запрос фирмы» имеет еще несколько. Можно объединить работы «Составить приглашение» и «Отослать студенту» в одну работу «Составить и отослать приглашение», упростив диаграмму. Выполните коррекцию в соответствии с рисунками 8-10

Рисунок 8 - Декомпозиция работы «Обработать запрос эксперта» (вариант 2)

 

Рисунок 9 - Декомпозиция работы «Обработать запрос фирмы» (вариант 2)

 


Рисунок 10. DFD-декомпозиция работы «Выполнение запроса» (вариант 2)

Контрольные вопросы

1. Что описывает диаграмма DFD?

2. Какая нотация используется в BPWin для построения диаграмм DFD?

3. Перечислите составные части диаграммы DFD.

4. В чем состоит назначение процесса?

5. Что называется внешней сущностью?

6. Что описывают хранилища?

7. Объясните механизм дополнения диаграммы IDEF0 диаграммой DFD.