МЕХАНИКА ГЛАЗ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУКЛЫ

СОВЕТОВ В. М., ст. преподаватель кафедры театра кукол ЛГИТМиК
1984 г.

Механика глаз театральной куклы, как и механика рта, зависит от требований, предъявляемых конкретной кукле в данном спектакле. Глаза могут двигаться вправо и влево, могут открываться и закрываться, вращаться, может двигаться один зpaчок, закрываться веко.

Предлагаем основные варианты механизации глаз, на основе которых можно придумать новые, необходимые определенному персонажу.

Вариант первый.

Глаза закрываются и открываются. Оба глаза в одной плоскости и монтируются на одной оси.

Папье-маше головок кукол в любом случае должно быть легким, плотным и прочным. На головке намечают отверстия для глазниц и вырезают их ножом. Выреают и затылочнyю часть, чтобы можно было свободно работать внутри головки. Замеряют штангенциркулем размер глаза. Выпуклость глаз зависит от соразмерности выточенных глаз и вырeзaнныx глазниц. чем меньше выпуклость глаза, тем больше должен быть диаметр глазницы. Глаза вытачивают на токарном станке из дерева или плотного пенопласта. Глаза из пенопласта монтиpовать проще, предварительно вытачивают круглый стержень для глаз. B пенопластовых заготовках просверливают отверстия меньшего диаметра, чем стержень (например, если диаметр стержня 15 мм, то диаметр отверстия должен быть 12-13 мм) . Насаживают на стержень пеноплaстовыe заготовки и вытачивают из них заданную форму глаза. Если расстояние между глазами определено неверно, их можно сдвинуть на деревянном стержне в одну или другую сторону. Лишние концы стержня отпиливают c обеих сторон.

При вытачивании глаз из дерева следует пользоваться шаблоном из пластилина. На палочке вылепливают глаза нужного размера и формы, и уже по этому пластилиновому шаблону вытачивают деревянный оригинал. B глазах просверливают отверстие для оси сверлом, диаметр которого должен быть несколько больше диаметра проволоки, служащей осью. Глаза на оси должны свободно вращаться, но не болтаться. Чтобы отверстие было точно по центру, сверлить лучше c двух сторон, навстречу друг другу. Тонким сверлом (1-1,5 мм) просверливают еще два отвер-cтия для жилки и для резинки, как показано на рис. 2.

Вставляют глаза в глазницы и намечают отверстия для оси. Если ось крепится изнутри, концы ее выгибают по форме головы и пришивают мягкой проволокой. Глaза в глазницах должны свободно вращаться. Если ось неудобно крепить внутри головы, проделывают отверстия в папье-маше. Один конец проволоки (15-20 мм), которая служит осью, загибают, второй вставляют в отверстие папье-маше, пропyскают через отверстия в глазах и протыкают отверстие в папье-маше с другой стороны. Конец проволоки (15-20 мм) , вышедший наружу. также загибают и пришивают тонкой проволокой. Маскируют опилками, замешанными на клее, заклеивают тканью или бумагой, после высыхания зашкуривают. Если необходимо, чтобы глаза не двгались на оси, между ними и папье-маше ставят ограничители из полиэтленовой трубки.

Если нужно, чтобы оба глаза закрывались одновременно, их вытачивают вместе. B том случае, когда глаза закрываются попеременно, их вытачивают по отдельности. Просверливают отвеpстия для оси в каждом шарике, надевают их на проволочную ось и вставляют в глазницы, замерив расстояние междy глазами по линии оси и заготовив полизтиленовую трубку или проволочную спираль. Трубку помещают между глазами, фиксируя их положение в глазицах. Такие же трубки могут быть и на концах оси. B оба шарика ввинчивают небольшие шypyпы или забивают маленькие гвозди-ограничители и прикрепляют штыри из проволоки, как показано на рис. 3. На концах штырей делают кольца, к которым привязывают жилку (тягу) и резинку (или пружину). Резинка (или пружина) закрепляется в слегка натянутом состоянии и удерживает глаз в открытом положении. При потягивании за жилку, конец которой крепится на том же кольце штыря, что и резинка, глаз закрывается. Так как тянуть приходится кверху, жилку пропускают через блок, который выгмбают из проволоки, надев на нее полиэтиленовую трубку. Можно изготовитъ блок из твердого дерева, просверлив в нем отверстие для жилки, затем приклеить и пришить его к папье-маше. Все направления движения тяг показаны на схеме. Если оба глаза должны закрываться вместе, тяги соединяют в одну, если каждый в отдельности — каждую тягу закрепляют на своем рычаге управления.

Рассмотренные варианты предполагают размещение обоих глаз на одной оси, но в том случае, когда нельзя смонтировать глаза на одной оси, глазницы располагаются под углом друг к другу. Тогда используют разные оси, монтируя каждый глаз на отдельной оси.

Тяги крепят, как показано на рис. 4, 5, 6. Первый вариант крепления более практичен в эксплуатации куклы, так как жилка не проходит через блоки не перетирается. Глаз вытачивают c небольшой шейкой (10-12 мм в диаметре) и ободком-ограничителем. B шейке глаза чуть выше оси сверлят отверстие для жилки и резинки (рис. 4). B этом отверстии закрепляют жилку и резинку навстречу друг другу. Наматывают жилкy вполоборота (или в целый оборот) вокруг шейки глаза и направляют ее вниз. При натяжении жилки глaз должен закрываться. Действие резинки должно быть направлено в противоположном направлении. Резинка возвращает глаз в исходное положение.

Вариант второй. Движение глаз вправо и влево. Форма глаз, как и в предыдущих вариантах, может быть различной: круглой, эллипсообpазной, вытянутой вверх или продолговатой. При продолговатой форме движение глаз более выразительно. Каждый глаз, выточенный из дерева или пенопласта, монтируется на отдельной вертикальной оси — 1, выгнутой таким образом, чтобы глаз свободно вращался в глазнице и не скользил по оси вверх и вниз (рис. 5, 6).

B глаза вбивают (деревянные) или вклеивают (пенопластовые) штыри-2, к которым крепят жилку (тягу) — 3 и пружинку — 4 или резинку, удерживающую глаз в центральном положении. И чем длиннее штырь, тем дальше жилка удалена от оси — 1, вокруг которой вращается глаз, a значит и рычаг-коромысло — 5, c помощью которого глаза приводятся в движение, тоже должен быть длиннее. Надо стараться точку крепления жилки на штыре не удалять от оси.

Чтобы глаза поворачивались в разные стороны на равное расстояние, штыри ставят параллельно друг другу и в этом положении соединяют их жилкой. От штыря жилку проводят через блок — 6 и закрепляют на рычаге-коромысле — 5, который в свою очередь крепят подвижно на ползунке гапита или ручке штока. Должен получиться замкнутый круг, и, при нажиме на коромысло c двух сторон, глаза поворачиваются. Пружина (или резинка) — 4, которyю также крепят на штыре — 2, должна вoзвращать глаз в исходное центральное положение. Чтобы во время движения глаза не скрипели, делают графитовую смазку. Если при повороте в одну или другую сторону глазное яблоко скрывается, ставят стопор — 7.

Еше один способ движения глаз в стороны без использования штырей и блоков. Глаза нужной формы вытачивают c небольшой шейкой c одной стороны (рис. 7). Монтируют их аналогичным способом, но ось крепят не горизонтально, как на рис. 4, a вертикально. Оба глаза тоже соединяют одной жилкой. Для этого берут отрезок жилки необходимой длины и, примерно, посередине завязывают узел. Конец жилки пропускают через отверстие в шейке правого глаза до упора и c другой стороны отверстия на жилке завязывают второй узел вплотную к шейке. Обматывают жилку вокруг шейки против часовой стрелки и, отмерив расстояние между глазами по оси, завязывают еще один узелок на жилке. Затем вставляют ее в отверстие на шейке левого глаза и вплотную к ней завязывают узел. Обматывают вокруг шейки глаза и направляют вниз. Оба конца жилки в натянутом виде закрепляют на рычаге-коромысле, как и в предыдущем варианте. Чтобы глаза при повороте останавливались в нужном положении, ставят стопор — маленькие гвозди или шурупы.

Вариант третий.

Вращение глaз. Этот вариант используется в куклах редко, чаще всего кaк трюк. Вращающиеся глаза обязательно должны быть круглой формы. Вытачивают на токарном станке глаза по форме, как показано на рис. 7, 8. C одной стороны — сферическая поверхность, радиус которой зависит от выпуклости глаза и размера. Чем более выпуклым должен быть глаз, тем меньше радиус oкружности вытачиваемого глаза и наоборот, но в любом случае окружность глаза должна быть несколько больше глазницы. C другой стороны — цилиндр c бортиком, как y катушки для ниток (в предыдущем варианте мы его назвали шейкой глаза). Диаметр цилиндра 10-12 мм, 1,5-2 мм на бортик. Сверлом 3-3,5 мм сверлят отверстия для осей, но не до конца, a только на длинy шейки или чуть больше, если шейка меньше 25 мм. Готовят небольшую деревянную дощечку толшиной 8-10 мм и шириной 20-30 мм (длина зависит от ширины головки куклы). Вставляют дощечку внутрь головы на уровне глазницы так, чтобы края ее упирались в стенки головы, a плоскостью она не касалась шейки вставленных в глазницы глаз. Отмечают на доске направление осей, расстояние между ними и сверлят отверстия для осей того же диаметра, что и в глазах. Если глаза находятся в одной плоскости, оси их будут параллельны; когда глаза под yглом —оси их тоже должны быть под углом. Выгибают П-oбpaзнyю скобу из проволоки 3-3,5 мм для осей по ширине просверленных отверстий в доске. (Длина загнутых концов должна быть равна длине просверленных отверстий в глазах плюс толщина доски, в которую и вставляется скоба). В центре закрепляют ее маленькой скобой. Сверлом диаметром 1-1,5 мм сверлят отверстия в цилиндрах для жилки и резини. Вставляют в эти отверстия резинки и жилки. На каждую ось, перед тем как на нее посадить глаза, надевают металлическую шайбу во избежание трения между доской и шейкой глаза. Глаза насаживают на оси, и всю конструкцию

помещают в голову куклы так, чтобы глаза совпали c глазницами. Дощечку закрепляют в стенках головы клеем и гвоздями (или шурупами) . Резинки закрепляют в верхней части головы, a жилки наматывают несколько раз вокруг шейки и направляют вниз, на рычаги. Оба глаза ставят на один рычаг или на два. B какую сторону будет вращаться глаз, зависит от того, в какую сторону намотана на шейку жилка. Оба глаза можно заставить вращаться в одном направлении, навстречу друг другу или в разные стороны. При потягивании за жилку вниз она разматывается — глаза вращаются и наматывается резинка. Стоит жилку отпустить, и начинает действовать сила натяжения намотанной на шейку резинки, которая заставляет врашаться глаза в обратном, направлении.

Вариант четвертый.

3акрывающиеся веки.

В некоторых случаях кукла может закрывать веки, в то время, как глаза ее остаются неподвижными. Предлагаем два варианта механики закрывающихся век.

Веки мягкие c проволочной основой. Проволоку сечением 2-2,5 мм (длина ее зависит от величины глаза) выгибают по размеру века, как показано на рис. 9.

C одной стороны дуги — 1 делают колечко — 2, диаметр которого должен быть равен диаметру проволоки, используемой для оси. Второй конец дуги оставляют на 30-40 мм длиннее и тоже загибают колечком — 3, к которому затем крепят резинку (или пружину) —5 и жилку — 6. Отступив от колечка 20-30 мм вверх по дуге, делают один виток спирали на проволоку, которая будет осью глаза. Через полученное кольцо — 4 и кольцо — 2 пропускают ось — 7 и проверяют вращение. Проволочная дуга на оси должна свободно вращаться.

B папье-маше головки и уголках глаза прорезают небольшие отверстия, в одно из которых пропускают рычаг —8 c колечком, во второе — кольцо 2. Через кольца —4 и 2 пропускают ось c внутренней стороны и закрепляют ее, пришивая к папье-маше.

Внутри головы к колечку — 3 на рычаге — 8 прикрепляют пружину (или резинку) и жилку. Второй конец резинки закрепляют в папье-маше внизу головы так, чтобы веко оставалось открытым, a резинка была слегка натянута. Жилку пропускают через блок — 9 и направляют вниз, закрепив на рычажке. Кусок трикотажа вырезают по форме века. Один край приклеивают (или пришивают) к дуге века. Веко опускают вниз и в натянутом положении свободный край трикотажа подклеивают по окружности глаза к папье-маше. Нужно учесть, что силы натяжения трикотажа и резинки действуют в одном направлении и, чтобы не затрачивалось много усилий на закрывание века, резинка не должна быть тугой.

Если y куклы глаз выпyклый (полуобъемный), c закрытым веком, во всех ракурсах он смотрится хорошо, но если глаз плоский (а аплицированный или рисованный), трикотаж при закрытом веке проваливается, внутрь, лежит плоско, И это выглядит не всегда красиво. Тогда можно применить второй вариант — жесткое полуобъемное веко.

B своей практике для изготовления век я использовал органическое стекло, винипласт, полистupon, поливинилхлор или ткань, проклеенную в несколько слоев эпокспднойт смолой. Из этих материалов сложно сделать полусферу любой формы, поэтому предварительно нужно изготовить шаблоны.

Первый шаблон вытачивают на токарном станке из дерева по форме глаза, учитывая, что веко должно быть чуть больше глаза. Выточенный глаз распиливают на две части по оси, но так, чтобы одна из них была на 3-4 мм больше другой. Большую часть прикрепляют к кусочку фанеры. На второй такой же фанерке толщиной 4-5 мм выпиливают в центре овал по форме и размеру выточенного глаза плюс толщина материала, из которого будет выдавливаться веко. Край овала делают гладким и закругленным. Первую заготовку кладут кверху полусферой, на нее — пpиготовленный разогретый материал (органическое стекло, винипласт и т. д. — все они легко размягчаются в горячей воде), сверху надавливают второй фанеркой c вы резанным на ней овалом. Как только оттиск остынет, его можно освободить от шаблонов. По линии оси, чуть отступив от края, сверлят два отверстия c обеих сторон и одно отверстие посередине заднего края для резинки (или пружины) и жилки. C внешней стороны головы, там где должен быть глаз, накладывают веко и по нему на папье-маше очерчивают дугу. По этой дуге вырезают отверстие по ширине чyть больше толщины века. Веко насаживают на ось, ось c внутренней стороны головы закрепляют на папье-маше.

Следует отметить, что использовать для изготовлентгя век органическое стекло можно лишь в том случае, когда нет других материалов, так как оно слишком хрупко.

Сочетание варианта закрывающегося века c вариантом движущихся вправо и влево глаз дает сложную комбинированную механику. Тем не менее, хочется пожелать не увлекаться чрезмерной механизацией куклы и использовать подобную механику лишь в редких случаях.

Roman_FRF.
Знакомясь с публикациями по механике театральных кукол, помните, что каждая конструкция, это плод изобритательности конкретного мастера. Вам ничего не мешает развить мысль предшественника, и создать что-то свое, более изящное по конструкции и технологии ее исполнения. Красота мысли в ее простоте!

Собраны мои публикации для художника о театральных куклах