ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Объёмно планировочные решения здания

Расположение (компоновка) помещений заданных размеров и форм в одном комплексе, подчинённое функциональным, техническим, архитектурно-художественным и экономическим требованиям, называется объёмно-планировочным решением здания (ОПР).

Помещения по способу их связи между собой могут быть непроходными (изолированными) или проходными (неизолированными). Непроходные помещения сообщаются между собой с помощью коммуникационных помещений: коридора, лестничной клетки и др.

- Коридорная система планировки – система расположения помещений в плане здания, соединённых коридором.

- Анфиладная система – если помещения соединяются друг с другом непосредственно через проёмы в стенах или перегородках.

- Зальная система – предусматривает одно главное помещение здания, определяющее его функциональное назначение, вокруг которого группируются остальные необходимые помещения.

- Смешаннаясистема – для зданий, объединяющих помещения с различными функциональными процессами (главные и подсобные).

-Секционная система (для жилых домов) – система квартир, объединённых одной лестничной клеткой.

Приёмы объёмно-планировочных решений:

  1. Компоновка помещений должна, прежде всего, отвечать функциональному процессу, т.е. его последовательности. Форма плана и здания в целом определяется особенностями функционального процесса.
  2. Для правильного расположения помещений в здании целесообразно предварительно составить функциональную или технологическую схему.
  3. Требованиям удобства отвечает наиболее компактное размещение помещений с кратчайшими путями движения людей и средств транспорта, без взаимных их пересечений и встречного движения. Чем короче пути движения и меньше по площади коммуникационные помещения, тем меньше объём здания и ниже его стоимость. Пересечение людских потоков с грузовыми недопустимо как по технологическим условиям, так и по условиям безопасности.
  4. Объёмное решение здания, являющееся основой архитектурной композиции здания, определяется его формой в плане, а также количеством этажей и формой покрытия. Этажность здания зависит от его назначения, экономического соображения, градостроительных требований и природных и климатических данных строительной площадки. Этажность здания зависит от этажности соседних

-5-

построек, от архитектурного единства застройки.

  1. Здания при различном назначении могут иметь однотипные отдельные помещения и их группы – архитектурно планировочные узлы (главный вход в здание, лестничная клетка, транспортные узлы, санитарные узлы и.т.д).
  2. Зонирование помещений также имеет влияние на компоновку здания в целом (Например, для жилых домов компоновка помещений по обеспечению их водопроводом, канализацией – в мокрую зону; спальных помещений и кабинетов – в тихую зону; гостиных, детских, игровых, столовых – в шумную зону).

Вывод: компоновка ОПР здания в целом зависит от функциональных, архитектурно-художественных и экономических требований.

Приёмы конструктивных решений (КР):

КР так же как и ОПР должно быть функционально и технически целесообразным, а также должно отвечать всем требованиям прочности, устойчивости, долговечности, пожарной безопасности и благоустройства. КР влияет на внешний вид здания, его интерьеры и, следовательно, является важнейшим фактором, определяющим архитектурную выразительность здания.

Конструктивные элементы, из которых состоит остов здания, размещаются в строго определённом порядке, образуя конструктивную систему, способную воспринимать все внешние силовые воздействия и передавать их на основание здания. Конструктивную систему не следует смешивать с конструктивной схемой здания, в которой может сочетаться несколько конструктивных систем разного вида. Конструктивные системы различаются по форме, устройству и характеру работы, т.е. по способу распределения и передачи усилий, возникающих от внешних воздействий.

 

Каркасная
Бескаркасная
рис.4

 

Объёмно-блочная (столбчатая)
Ствольная

 

 

Рис.5

 

 

-6-

Оболочковая
- несущие наружные стены.
 
- ненесущие наружные стены.
- внутренние стены
- несущий объёмный блок.
рис.6

Соответственно видам вертикальных несущих конструкций различают пять основных конструктивных систем зданий: каркасную, бескаркасную (стеновую), объёмно-блочную, ствольную и оболочковую.

Выбор вертикальных несущих конструкций, характера распределения горизонтальных нагрузок и воздействий между ними – один из основных вопросов при компоновке конструктивной системы. Он также оказывает влияние на планировочное решение, архитектурную композицию и экономичность проекта.

Каркасная система с пространственным рамным каркасом применяется преимущественно в строительстве многоэтажных сейсмостойких зданиях (в 9 и более этажей), а также в обычных условиях строительства при наличии соответствующей производственной базы. Каркасная система – основная в строительстве общественных и промышленных зданий. В жилищном строительстве объём её применения ограничен по экономическим соображениям.

Бескаркасная система – самая распространённая в жилищном строительстве, её используют в зданиях различных планировочных типов высотой от одного до 30 этажей.

Объёмно-блочная система зданий в виде группы отдельных несущих столбов из установленных друг на друга объёмных блоков применяется для жилых домов высотой до 12 этажей в обычных и сложных грунтовых условиях. Столбы объединяют друг с другом гибкими или жёсткими связями.

Ствольную систему применяют в зданиях высотой более 16 этажей. Наиболее целесообразно применение ствольной системы для компактной в плане многоэтажных зданий, особенно в сейсмостойком строительстве, а также в условиях неравномерных деформаций основания (на просадочных грунтах, над горными выработками и т.п.).

Оболочковую систему применяют для одноэтажных зданий больших площадей, перекрываемых большепролётными покрытиями (залы различного назначения).

С неполным каркасом


С неполным каркасом
Каркасно-диафрагмовая
рис.7

 

 

-7-

Каркасно-стволовая
Каркасно-блочная

рис.8

Блочно-стеновая
Ствольно-стеновая

Оболочково-стволовая
Каркасно-оболочковая
рис.9

Приёмы компоновки архитектурно-композиционных решений:

Художественная выразительность здания достигается при помощи архитектурной композиции (композиция – от лат. сочетание, составление).

Процесс создания композиции:

· разработка ОПР

· разработка конструктивного решения

· решение интерьеров и внешнего облика здания

· создание композиционного единства, т.е. установление взаимосвязи между:

- внешним обликом и интерьером (внутренним пространством)

- внешним обликом здания и окружающей средой

Т.О. архитектурной композиции здания в целом включает

в себя композицию (сочетание) всех его слагающих элементов: внешних объёмов и внутреннего пространства, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания и его деталей.

Архитектурная композиция считается удачной, когда видимые части здания, его детали, отдельные объёмы гармоничны, т.е. соразмерно, согласованно сочетаются между собой, образуя в художественном отношении единое целое.

Основные компоненты архитектурной композиции:

Объёмно-пространственная структура здания состоит из:

- внутреннего пространства

- внешнего объёма

Архитектурная композиция внутренних помещений и внешнего облика здания всегда пространственна. Внутреннее пространство и внешний объём тесно связаны между собой, т.к. последний зависит от размеров и формы внутреннего пространства.

Композиции внешних объёмов подразделяются на три группы:

1. простые – состоящие из одного объёма

-8-

2. сложные – состоящие из двух и более различных объёмов, непосредственно примыкающих друг к другу или связанных соединительными элементами.

3. комплексные – состоящие из нескольких отдельных зданий, связанных в единый архитектурный комплекс.

Главный для здания функциональный процесс организуется в помещениях, объединённых в одном объёме, подсобные процессы – в других объёмах, имеющих по отношению к главному соподчинённое значение.

Принцип соподчинённостичастей здания – один из основных факторов, позволяющих достигнуть единства объёмной композиции.

Теоретические приёмы построения композиций:

1.центрическаякомпозиция предполагает наличие центрального объёма, около которого группируются одинаковые по размеру соподчинённые объёмы. Центрическая композиция не имеет главного фасада и может восприниматься со всех сторон (цирк, крытый рынок).

 

 


рис.10

2.фронтальная – композиция, объёмы которой развиты в одном направлении (А). Если главный фасад имеет выраженную композиционную ось, тогда композиция называется фронтально-осевой (Б).

А)

 
Б)
Кинотеатр. Фронтальная симметрия
Ось композиции выражена
Жилой дом. Ось симметрии не выражена – много осевое членение

 

 


рис.11

-9-

3. глубинная композиция развита в направлении перпендикулярном к фронту здания. Такие композиции характерны для зданий с продольно осевым построением внутренних пространств (напр. театров).

 

 

Рис.12

Часто применяется сочетание различных композиционных приёмов (высотные с центрическими, глубинные с фронтальными

Соотношение основных размеров здания по вертикали или горизонтали определяет высотный или горизонтально-протяжённый характер композиции. В высотных композициях вертикальный размер преобладает над горизонтальным.

4.свободная композиция – не подчинена строгим геометрическим закономерностям. Различные между собой объёмы (по размерам и формам) сочетаются между собой, следуя наиболее удобной функциональной связи между помещениями.

5.особый вид сложных объёмных композиций представляют композиции комплексов зданий, в которых в качестве компонентов выступают не отдельные слагающие здание объёмы, а сами здания. Специфика закономерностей их построения составляет один из разделов градостроительства – теории и практики застройки городов.

Композиционные средства относятся к теоретическим положениям построения архитектурной композиции и предназначены для достижения выразительности объёмно-пространственного решения здания.

Симметрия – это закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объёмов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции. Симметрия бывает центрической – относящейся ко всему объёму здания в целом, и фронтальной – относительно лишь одной вертикальной плоскости.

Симметрия в композиции часто обусловлена конструктивным решением: т.к. формы конструкций по условиям их статической работы подчиняются определённым геометрическим построениям, в том числе и симметрии. Для помещений большой площади определяющим фактором является конструкция покрытий, геометрия которых часто подчинена центрической симметрии.

Вансамблевой застройкенеобходимость выявить главное здание и подчинить ему окружающее пространство приводит к симметричной композиции.

Асимметрия в отличие от симметрии базируется не на законах геометрического равенства и повторяющихся частей здания относительно его оси, а на принципе гармонического художественного единства архитектурных форм и членений, несимметрично расположенных в пространстве и на плоскости. Ассиметрия характерна для зданий со сложным функциональным процессом.

Ритм – закономерное чередование одинаковых и однохарактерных архитектурных форм и членений или интервалов между собой. Ритмичные построения могут развиваться по вертикали и горизонтали.

Простейшая форма ритмичного построения – метрическая, основанная на точном

-10-

повторе одинаковыхформ и членений.

Ритмичное построение в симметричной композиции может подчёркивать её ось нарастающим к центру ритмом членений, но может и нейтрализовать ось симметрии.

Пропорции: целочисленные пропорции; “золотое сечение”, геометрическое подобие.

Масштабность показывает соответствие воспринимаемой человеком величины композиции и её элементов размеров самого человека.

Рост человека (170-180 см) служит своеобразным модулем восприятия композиции.

Масштабность – не только средство архитектурной композиции, но и её качественная характеристика.

Однако архитектурная композиция здания воспринимается не только путём непосредственного сравнения её с размерами человека, но и путём сопоставления с размерами привычных для него элементов (дверей, окон, кирпича, камня).

Масштабность часто используется как композиционное средство для подчёркивания большей или меньшей величины сооружения в зависимости от его архитектурной значимости.

С масштабностью связан “масштаб”.

Архитектурный масштаб характеризует степень расчленённости композиции, крупность её форм как по отношению к самому зданию, так и по отношению к окружающей застройке. Здание может быть большим по величине, но расчленённым на мелкие элементы и наоборот: мелкое – на крупные, т.е. быть крупномасштабным.