Баланс белого

Одной из особенностей цифрового фотоаппарата является необходимость выставления, так называемого баланса белого. Как правило, в фотокамере есть полностью автоматический режим — auto, несколько предустановленных режимов, — “лампа накаливания”, “лампа дневного света”, “дневной свет”, “облачно” и режим установки баланса белого вручную — “preset”. Названия и номенклатура в разных камерах могут отличаться, но суть от этого не меняется.

Как заявляют производители цифровой фототехники, ни один из предустановленных режимов, а тем более автоматический режим, не дает абсолютно точной цветопередачи, то есть, попросту говоря, все режимы немножко врут. Это и понятно: предустановленные режимы настроены на определенную цветовую температуру, а реальная цветовая температура источника освещения может от нее немного отличаться.

Поэтому в ряде камер есть дополнительные градации для каждого режима. К примеру, от — 3 (для теплых тонов) до +3 (для холодных тонов) для съемки в облачную погоду. Но и их наличие не сильно облегчает жизнь фотографа. Многие фотографы пользуются ручным режимом установки баланса белого, по белому листу бумаги или по любой другой белой (нейтрально-серой) поверхности. Происходит это так: берется какой небудь предмет белого цвета (обычно белая бумага), и фотографируется, после чего фотоаппарату можно сказать, этот цвет при данном освещении является белым. После чего логика фотоаппарата будет обрабатывать картинку относительно заданных параметров.

\Физики объясняют это тем, что белая поверхность почти полностью отражает весь падающий на нее свет, являясь бедным родственником абсолютно белого тела. А, поскольку предполагается, что остальные предметы в данном месте освещаются тем же источником, любое отклонение от действительно белого (5500 К) будет вычтено или прибавлено равномерно по всему полю фотографии, и цвета должны получиться так, как они выглядели бы при дневном свете, а не так, как они выглядят на самом деле.

Эти вещи всем известны, поэтому скажу только, что иногда искусственная стрижка всех видов освещения под гребенку дневного света сказывается отрицательно. А что будет, если выставить баланс белого не по белому листу бумаги, а по красному, синему, зеленому, по любому другому? На рисунках результаты эксперимента.