КУЛЬТУРА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВ В СФЕРЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА

Невмержицкая Е. В.

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань, Россия

 

Социокультурный подход в сфере образования есть метод исследования и профессионально-педагогического проектирования человеческого бытия в процессах производства, общения и потребления. Подлинный профессионал – это, прежде всего, личность с развитыми интеллектуально-духовными функциями, несущая в себе социокультурные ценности и идеалы, представление о миссии своей профессии в обществе.

В настоящее время понимание физической культуры базируется на подходах, учитывающих основные теоретические концепции культуры, где человек, являясь ее социальной категорией, рассматривается в его целостности, биосоциокультурной сущности. При этом духовной стороне в процессе его физического совершенствования отводится ведущее место. Это позволяет раскрыть сферу физической культуры с позиции истинной культуросообразности, гармонии развития физических и духовных сил человека, в единстве и взаимообусловленности функционального, ценностного и деятельностного ее аспектов. Это предполагает выход данного явления на новый качественный уровень, где взаимосвязь физкультурной деятельности и физической культуры все более обусловливается процессами одухотворения двигательной деятельности на основе формирования многообразных потребностей человека.

Обобщая содержательную характеристику физкультурной деятельности как одного из видов человеческой деятельности, необходимо отметить, что она носит социально-культурный характер, где проявляется духовно-физическое, духовно-телесное единство человека.

Социокультурный подход в сфере образования есть метод исследования и профессионально-педагогического проектирования человеческого бытия в процессах производства, общения и потребления. Подлинный профессионал – это, прежде всего, личность с развитыми интеллектуально-духовными функциями, несущая в себе социокультурные ценности и идеалы, представление о миссии своей профессии в обществе. Человек - субъект культуры: в своей профессиональной деятельности он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Культура представляет собой опыт творческой деятельности людей, взятый в его всеобщих - исторически развитых и исторически развивающихся — формах предметности (материальных и духовных ценностях). Это своего рода духовно-деятельностные корни, которые питают и взращивают сознание и личность деятеля. Сознание человека формируется и развивается внутри «социокультурного универсума», в котором кристаллизован опыт мышления и духовно-практической деятельности. Антропно-деятельностная образовательная среда - это, по сути дела, катализатор, «дрожжи» для профессионально-личностного развития, «самостроительства» студента с помощью особых средств, способов и регулятивов, которые мы называем социокультурными двигательными действиями.

Непосредственным содержанием этих действий является двигательная деятельность, обладающая той особенностью, что она прямо и непосредственно направлена на овладение человеком собственной физической природы.

В процессе двигательной деятельности происходит не только преобразование физической природы человека, но и развитие его сознания и мышления, формирование мироощущения и миропонимания.

Это своего рода социокультурное поле для развертывания рефлексивно-личностных процессов проектирования и построения духовно-практической деятельности, а культура, связанная с ценностно-смысловой сферой деятельностного сознания личности, предопределяет продукт и результат этой деятельности. Парадигма деятельностного сознания основана на трех "категориальных онтологиях": личность в развитии деятельности; деятельностное сознание в развитии рефлексии;деятельность в развитии сознания личности.

Только становясь субъектом развития собственных социокультурных действий, человек обретает возможность стать личностью. При этом важно не просто "функционально запустить" требуемые стандартами образования профессиональные качества специалиста в той или иной сфере деятельности, а создать возможности для достижения человеком вершин своего развития (используя методы акмеологического проектирования, аффирмации, смысловой диверсификации и рефлексивной самоорганизации сознания личности). Здесь необходимо иметь в виду не только когнитивные механизмы отражения предметной среды, но и социокультурные механизмы формирования деятельностного сознания - формирование образа мира (мировосприятие, мировоззрение, мироинтерпретация), проектного отношения к миру (мироконструирование) и вписанной в этот образ системы духовно-практической деятельности .

Культура, как известно, представляет собой открытую систему - она должна непрерывно реинтерпретироваться в контексте проблем настоящего и будущего. При этом культуротворческие действия всегда нацелены на новое, неведомое, грядущее. Решающим фактором здесь становится не столько непосредственное взаимодействие субъекта с объектом (отражение того, "что есть", где действие - средство построения образа объекта), сколько целеполагание личности, решающей ту или иную задачу (отражение того, что "должно быть", где "образ будущего результата" приобретает проектные и регуляторные функции).

Двигательная деятельность рассматривается на социальном уровне как деятельность человека посредством его телесных, физических качеств и характеристик их инструментального, функционального использования, реализуемых в контексте совершенно разных процессов деятельности.

Культуру двигательной деятельности можно представить как социокультурную ценность - осознание субъектом собственного взаимодействия с окружающим миром, обеспечивающего как изменение мира, так и преобразование сознания, мышления и деятельности личности.

В профессиональной среде культуры двигательной деятельности «выращиваются» индивидуально-личностные потребности и способности (путем овладения технологиями образования: для чего? что? как?). Цель ее состоит в том, чтобы осознать себя во всем человеческом континууме («био-социо-духе»), осознать окружающую реальность (понять ее с предельной объективностью) и овладеть методами и способами деятельности, выработанными цивилизацией и культурой.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с такими представлениями, вольно или невольно, но «культура двигательной деятельности» предстает как понятие значительно более широкое и собирательное, чем понятие «двигательная культура».

В отдельных исследованиях, отражающих региональные особенности, отмечается необходимость поиска новых путей и средств формирования культуры двигательной деятельности на вариативной основе. Однако целостная и планомерная система формирования культуры двигательной деятельности как компонента культуры в подготовке специалистов отсутствует. Культура двигательной деятельности комплексно характеризует личность, ее целостное общекультурное развитие и является средством совершенствования каждой личности. Она выражает мировоззрение человека, его нравственность, психологию, коммуникативные качества личности и прямо или косвенно связана со многими отраслями наук. Двигательная деятельность изучается теорией и методикой физического воспитания, биомеханикой, педагогикой и т.д.

Однако, все «здание» этой специфической области культуры не сводится только к блоку физических качеств и способностей человека, хотя он и занимает центральное место в этом здании. Помимо этого блока, культура двигательной деятельности включает в себя и целый ряд других: блок отношений; блок знаний, интересов, мотивов, потребностей; блок средств; блок норм, идеалов, стандартов поведения, ценностных ориентаций; блок социаль­ных отношений между людьми; блок социальных институтов, в которых реализуются способности человека и которые управляют процессами функционирования физической культуры в обществе.

На социальном уровне двигательная деятельность рассматривается как деятельность человека посредством его телесных, физических качеств и характеристик их инструментального, функционального использования, реализуемых в контексте совершенно разных процессов деятельности.

Культура двигательной деятельности педагога в сфере физической культуры и спорта - это совокупность специфических, социально обусловленных средств, форм, методов, путей его профессиональной деятельности, выражающих степень освоения им социальной среды, в которой он выполняет задачи, развития собственной общественной сущности и профессиональных способностей.

Таким образом, культура двигательной деятельности педагога в сфере физической культуры и спорта является сложным интегративным образованием, включающим в себя помимо продуктов профессиональной деятельности и ряд социально, психологически и биологически обусловленных качеств личности педагога, в том числе и духовно-физический потенциал.

Как нам представляется, на современном этапе высшего профессионального образования физическая культура может и должна брать на себя не только решение задачи формирования двигательных способностей, которые лежат в основе профессионального динамического стереотипа, но и вопросы качественной подготовки будущих специалистов, обладающих мощным спортивно-физическим потенциалом. Однако, на самом деле содержание, определенное в действующих программах физической подготовки студентов, не отвечает цели и задачам, стоящим перед ним на современном этапе развития. Одним из путей решения данной проблемы является личная заинтересованность субъекта, формирование у него мотивации в сохранении индивидуального здоровья через целенаправленный, интегративный процесс наращивания спортивно-физического потенциала.

Таким образом, под целостной системой формирования спортивно-физкультурного потенциала будущего педагога по физической культуре понимается организованная и упорядоченная система с развитыми внутренними и внешними связями, система, в которой проявляются новые, интегральные качества, не свойственные отдельным ее компонентам. Отсюда следует, что чем целостнее система, тем эффективнее она функционирует, тем более она результативна.