Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС (Полная бизнес-модель компании, Обобщённая схема организационного бизнес – моделирования и т.д.)
Практика выработала ряд подходов к проведению организационного анализа, но наибольшее распространение получил инжиниринговый подход. Организационный анализ компании при таком подходе проводится по определенной схеме с помощью полной бизнес-модели компании. Компания рассматривается как целевая, открытая, социально-экономическая система, принадлежащая иерархической совокупности открытых внешних надсистем (рынок, государственные учреждения и пр.) и внутренних подсистем (отделы, цеха, бригады и пр.). Возможности компании определяются характеристиками ее структурных подразделений и организацией их взаимодействия. На рис. 4.1 представлена обобщенная схема организационного бизнес-моделирования.
Рис. 4.1.Обобщенная схема организационного бизнес-моделирования
Построение бизнес-модели компании начинается с описания модели взаимодействия с внешней средой по закону единства и борьбы противоположностей, то есть с определения миссии компании.
Миссия– это
1. деятельность, осуществляемая предприятием для того, чтобы выполнить функцию, для которой оно было учреждено, – предоставления заказчикам продукта или услуги.
2. механизм, с помощью которого предприятие реализует свои цели и задачи.
Миссия компании по удовлетворению социально-значимых потребностей рынка определяется как компромисс интересов рынка и компании. При этом миссия как атрибут открытой системы разрабатывается, с одной стороны, исходя из рыночной конъюнктуры и позиционирования компании относительно других участников внешней среды, а с другой - исходя из объективных возможностей компании и ее субъективных ценностей, ожиданий и принципов. Миссия является своеобразной меройустремлений компании и, в частности, определяет рыночные претензии компании (предмет конкурентной борьбы).
Определение миссии позволяет сформировать дерево целей компании - иерархические списки уточнения и детализации миссии.
Выделяют следующие виды стратегий:
Бизнес-стратегии, определяют продуктовые и конкурентные стратегии, а также стратегии сегментации и продвижения.
Ресурсные стратегииопределяют стратегии привлечения материальных, финансовых, человеческих и информационных ресурсов.
Функциональные стратегииопределяют стратегии в организации компонентов управления и этапов жизненного цикла продукции.
На основе разработанных целей и стратегий формируется бизнес-потенциал компании– набор видов коммерческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей конкретных сегментов рынка.
Бизнес-потенциал, в свою очередь, определяет функционал компании– перечень бизнес-функций, функций менеджмента и функций обеспечения, требуемых для поддержания на регулярной основе указанных видов коммерческой деятельности.
Построение бизнес-потенциала и функционала компании позволяет с помощью матрицы проекций определить зоны ответственности менеджмента.
Матрица проекций– модель, представленная в виде матрицы, задающей систему отношений между классификаторами в любой их комбинации.
· Матрица коммерческой ответственностизакрепляет ответственность структурных подразделений за получение дохода в компании от реализации коммерческой деятельности. Ее дальнейшая детализация (путем выделения центров финансовой ответственности) обеспечивает построение финансовой модели компании, что, в свою очередь, позволяет внедрить систему бюджетного управления.
· Матрица функциональной ответственностизакрепляет ответственность структурных звеньев (и отдельных специалистов) за выполнение бизнес-функций при реализации процессов коммерческой деятельности (закупка, производство, сбыт и пр.), а также функций менеджмента, связанных с управлением этими процессами (планирование, учет, контроль в области маркетинга, финансов, управления персоналом и пр.).
Дальнейшая детализация матрицы (до уровня ответственности отдельных сотрудников) позволит получить функциональные обязанности персонала, что в совокупности с описанием прав, обязанностей, полномочий обеспечит разработку пакета должностных инструкций.