Тема 4. Бухгалтерские счета и отражение хозяйственных операций

методом двойной записи.

1 Понятие бухгалтерского счета, его строение и содержание. 2.Система двойной записи. 3.Оборотная ведомость (пробный баланс), ее значение и порядок составления. 4.Классификация счетов бухгалтерского учета. 5.Типовой план счетов бухгалтерского учета.

 

1. Понятие бухгалтерского счета, его строение и содержание.

 

Счета бухгалтерского учета - способ получения показателей по отдель­ным элементам хозяйственных ресурсов и источникам их образования. Каждый счет предназначен для отражения конкретного объекта хозяй­ственных средств или источников их образования. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие дан­ные только по однородным хозяйственным операциям.

Левая часть счета называется дебетом (сокращенно Д-т), а правая часть - кредитом (сокращенно К-т). Дебет и кредит счета соответствуют его сто­ронам. Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином "сальдо" (остаток счета). Для отражения хозяйственных операций на счетах необходимо документальное подтверждение, в качестве которого могут быть бумажные первич­ные документы, машинные носители, дискеты, причем любое из них дол­жно иметь юридическую силу.

В соответствии с балансом все счета бухгалтерского учета делятся на актив­ные и пассивные, исходя из этого имеются две схемы записей на счетах.

Активные - это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение. Например, счета подразделов "Основные средства", "Запасы", "Денежные средства", и т.д. На активных счетах остатки (сальдо) только дебетовые, как на начало так и конец отчетного периода.

Хозяйственный операции показываются по дебету как увеличение, а по кредиту уменьшение.

Пассивные - это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, я также обязательства. Например, счета подразделов 5000 "Уставный капитал", 5400 «Резервы» На пассивных счетах остатки только кредитовые. По пассивному счету отражаются:

• по кредитовой стороне счета - остатки на начало и конец проведения операций и хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатков;

• по дебетовой стороне счета показываются лишь хозяйственные опера­ции, вызывающие уменьшение остатков.

Имеют место также активно-пассивные счета, у которых могут быть как дебетовые, так и кредитовые остатки (например, счет подоаздела 5500 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток» и др.). Остатки по этим счетам могут находиться как в дебете, так и в кредите счета.

Сумма операций отраженных на счетах отдельно дебету и отдельно по кредиту называется оборотом.

Для руководства хозяйственной деятельностью необходимо иметь инфор­мацию об объектах бухгалтерского учета различной степени детализации. Поэтому для ее получения в бухгалтерском учете используются две группы счетов: синтетические и аналитические.

Синтетические счета содержат информацию о хозяйствен­ных средствах и операциях в обобщенных показателях. Эти показатели в учете формируются только в денежном выражении. К таким счетам отно­сятся: "Нематериальные активы", "Денежные средства в кассе, «Краткосрочная задолженность по оплате труда».

Аналитические счета используются в целях детальной характеристики учитываемых объек­тов. Например, к синтетическому счету 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников» открываются аналитические счета по каждому подотчетному лицу, и учет ведется в их разрезе.

Между синтетическими и аналитическими счетами существует тесная взаимосвязь - аналитические счета открываются в развитие каждого синте­тического счета.

Степень детализации аналитических счетов достигается путем исполь­зования трех видов измерителей: натурального, трудового и денежного.

 

2. Сущность двойной записи.

Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ состоит в том, что сумма каждой хозяй­ственной операции записывается в двух счетах - по дебету одного и кредиту другого счета.

С методом двойной записи связаны понятия "корреспонденция счетов" и "бухгалтерская проводка".

Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами, возникаю­щая при методе двойной записи.

Например, между счетами 1010 "Денежные средства в кассе" и 1030 " Денежные средства на текущих банковских счетах» при получении денег в кассу с расчетного счета и наоборот, или между счетами 1010 и 3350 "Краткосрочная задолженность по оплате труда" при выдаче заработной платы работникам из кассы.

Бухгалтерская проводка - это оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.

Существует простая и сложная запись. Простая – это когда хозяйственная операция отражается в дебете одного и в кредите другого счета. Сложная запись – когда дебетуется один, а кредитуется два и более счетов или наоборот.

3.Оборотная ведомость (пробный баланс), ее значение и порядок составления.

 

Оборотная ведомость - способ обобщения данных учетной регистрации на счетах бухгалтерского учета. Оборотные ведомости составляются в конце месяца на основании данных об остатках (сальдо) счетов на начало и ко­нец месяца и оборотах за месяц.

В этой ведомости имеется три пары колонок, в которых показываются сальдо и обороты по дебету и кредиту. При правильном ведении учета дол­жно быть попарное равенство итогов:

• итог дебетовых начальных сальдо по счетам должен равняться итогу кредитовых начальных сальдо;

• итог дебетовых оборотов по счетам - итогу кредитовых оборотов;

* итог конечных дебетовых сальдо - итогу кредитовых конечных сальдо.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета представляет собой итоги оборотов и сальдо по всем синтетическим счетам. Она пред­назначена для проверки правильности учетных записей, общего ознаком­ления с состоянием финансово-хозяйственной деятельности предприятия и составления нового баланса.

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета используются отдельно к каждому счету синтетического учета, по которым ведется ана­литический учет. Они представляют собой итоги оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учета, объединяемым одним синтетическим.

Предназначены для проверки правильности учетных записей по этим счетам, а также для наблюдения за состоянием и движением отдельных видов средств и их источников.

Шахматная оборотная ведомостьобобщает данные по оборотам на сче­тах и служит для раскрытия их содержания и проверки правильности кор­респонденции счетов. Сумма оборотов по дебету счетов должна всегда рав­няться сумме оборотов по кредиту счетов. Это равенство обусловлено принципом двойной записи на счетах.

 

4.Классификация счетов бухгалтерского учета.

 

Классификация счетов характеризует систему счетов как важнейшего элемента метода бухгалтерского учета, способствует их правильному применению для учета средств и совершения хозяйственных процессов. Применяемые в бухучете счета не одинаковы по экономическому содержанию учитываемых на них объектов, по назначению, структурным особенностям и другим признакам. В связи с этим их требуется классифицировать, сгруппировывать, т. е. подразделять на качественно однородные группы, что позволит выявить характерные особенности каждой отдельной группы счетов, понять их содержание и способы использования в учете.

Классифицируют счета по двум признакам:

• По экономическому содержанию. В основу положена классификация
средств и источников. Эта классификация дает возможность установить,
что учитывается на тех или иных счетах, и в результате получить
систематизированную экономическую информацию об объектах учета;

• По назначению и структуре. Позволяет установить, какие счета должны
применяться для получения тех или иных экономических показателей об
учитываемом объекте. Обе классификации тесно связаны между собой и
взаимообусловлены. Строение счета, его структура определяют характер
оборотов по дебету и кредиту, его сальдо. Строение счета зависит не
только от его экономического содержания, но и от назначения. Одни
счета применяются для отражения движения и состояния материальных
ценностей, другие- для учета затрат на производство продукции, третьи-
для определения доходов.

Основные Счетаприменяются для контроля за наличием и движением хозяйственных средств и источников их образования, так как учитываемые на них объекты являются основой хозяйственной деятельности. Они подразделяются на группы:

Инвентарные.Предназначены для контроля за поступлением, выбытием и остатками материальных ценностей. Поступление этих средств показывается по дебету, выбытие- по кредиту, счет активный, остаток дебетовый. Аналитический учет ведется в денежном и натуральном выражении.

Денежные.Для контроля за наличием и поступлением денежных средств, хранящихся в банках, в кассе в различных валютах. Счета активные, дебет показывает поступление, кредит- выбытие, остаток дебетовый.

Инвестициив акции, уставные капиталы других субъектов, а также финансовые инвестиции. По структуре счета активные.

Собственный капитал.Счета применяются для учета образования и использования собственных источников субъекта, по структуре относятся к пассивным. По кредиту отражается увеличение источников, по дебету- выбытие источников. Кредитовое сальдо показывает наличие фондов на предприятии.

Расчетные счетаслужат для учета расчетов предприятия с его дебиторами и кредиторами. Различный характер расчетов обуславливает различное строение этих счетов и получение с их помощью разных показателей.

Регулирующие счета.С их помощью корректируется оценка хозяйственных средств в текущем учете. Хозяйственные средства субъекта оцениваются на основе фактических затрат на их производство и приобретение. Регулирующие счета уточняют или регулируют оценку какого-либо вида средств. С этой целью кроме основного счета в текущем учете ведется еще один связанный с ним регулирующий счет. Для нахождения фактической величины учитываемого объекта сумма регулирующего счета вычитается из суммы основного счета. Основные средства и нематериальные активы с момента их получения или ввода в действие и до выбытия учитываются по первоначальной стоимости. Обособленно на отдельном счете отражается сумма их износа на данный момент. Сопоставив первоначальную стоимость с суммой износа, т. е. вычтя износ, получаем фактическую (остаточную) стоимость основных средств.

Счета процессов и их результатовподразделяются на:

Собирательно-распределительные счета.Служат для сбора тех расходов и доходов, которые в момент их оплаты или начисления не могут быть отнесены непосредственно на соответствующие объекты, это «Накладные расходы» (8410) «Расходы будущих периодов» (1620 и 2920)- счета активные и «Доходы будущих периодов» (3520 и 4420)- пассивные.

Калькуляционные счета.Предназначены для учета всех затрат, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг в целях исчисления себестоимости продукции, материалов работ.

Счета доходов- доходы от основной и неосновной деятельности. Счета пассивные, по кредиту отражается начисление (получение) дохода, в конце года они списываются на увеличение итогового дохода.

Транзитные счета (однодневные).Используются для учета одноэлементных расходов. В конце месяца зачисляются на калькуляционные счета. Так же, как калькуляционные, остатков эти счета не имеют, в конце месяца они должны быть закрыты, кроме счета 1340 «Незавершенное производство» (в конце месяца показывается остаток незавершенного производства).

Счета расходов.По структуре счета активные, по дебету отражаются увеличение расходов, в конце года все расходы списываются на уменьшение итоговой прибыли (убытка (5610).

Финансово-результатные.Операционно-результатный счет (5610)-итоговая прибыль (убыток). По дебету отражаются расходы субъекта, а по кредиту-доходы. Кредитовый остаток показывает прибыль, дебетовый - убыток. Сальдо на этом счете не бывает, так как в конце отчетного периода полученная разница списывается на счет 5510 « Нераспределенный прибыль (непокрытый убыток) отчетного года». 5510- чистый доход, остающийся в распоряжении предприятия после налогообложения (корпоративный подоходный налог (20%).

Забалансовые счетаотражают средства, которые не принадлежат данному предприятию, а находятся на ответственном хранении или во временном пользовании. Эти средства нельзя учитывать со средствами, принадлежащими предприятию. Все операции, затрагивающие забалансовые счета, отражаются не двойной записью, а односторонней, только по дебету или только по кредиту.

 

5. Типовой план счетов бухгалтерского учета.

 

План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. Обычно в плане счетов перечисляются счета синтетического учета.

План счетов лежит в основе организации бухгалтерского учета на лю­бом предприятии.

В плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием.

Для удобства с планом сетов каждому счетов присвоен код, который состоит из знаков: первая цифра показывает принадлежность к разделу, вторая – к подразделу, а третья – номер счета.

Типовой план счетов построен по принципу убывания ликвидности и распределения активов и обязательств на краткос­рочные и долгосрочные. Необходимо помнить, что приведенные по­казатели представляют собой четырехзначный код или номер. Раз­работка Типового плана счетов представляет собой определение чет­вертой цифры этого кода (номера), после этого этот номер будет именоваться счетом. Например, подраздел 2400 «Основные сред­ства», группа счетов 2410, в Рабочем плане счетов могут быть применены счет 2411 «Транспортные средства», 2412 «Здания и сооружения», 2413 «Земля» и т.д., в порядке убывания ликвиднос­ти. Рабочий план счетов создается организацией самостоятельно.

Типовой план счетов, который утвержден приказом МФ РК от 23 мая 2007 г., имеет следу­ющую структуру:

Краткосрочные активы

Долгосрочные активы

Краткосрочные обязательства

Долгосрочные обязательства

Капитал и резервы

Доходы

Расходы

Счета производственного учета

Данный Типовой план счетов вводится в действие с 1 января 2008 г.

Вопросы для закрепления пройденного материала

1. Дайте определение понятия «Хозяйственная операция».

2.Дайте определение понятия «Двойная запись».

3.Дайте определение бухгалтерского счета.

4.Что такое «дебет» и «кредит» счета?

5.Что такое корреспонденция счетов?

6. Приведите примеры простых и сложных корреспонденций счетов.

7. Что такое дебетовый и кредитовый оборот бухгалтерского счета?

8. Раскройте схему активного и пассивного счетов.

9. Назовите основные виды счетов.

10. Дайте классификацию счетов по экономическому содержанию, строению и назначению.

11. Что такое субсчет?

12. Какие счета называют забалансовыми?

13. Расскажите об аналитическом и синтетическом учете.

14. Какие счета являются синтетическими, какие аналитическими?

15. Дайте определение и схему оборотной ведомости синтетическим счетам.

16. Дайте определение и схему оборотной ведомости аналитическим счетам.

17. Что такое пробный баланс?

18. Расскажите о типовом (Рабочем) плане счетов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Назовите его основные разделы.

Тема 5. Учетный цикл и подготовка финансовой отчетности.

1.Учетный цикл и его основные стадии. 2. Регистрация хозяйственных операций.

3.Пробный баланс и закрытие временных счетов.

 

1. Учетный цикл и его основные стадии.

Учетный цикл – серия последовательных шагов, ведущих к финансовым отчетам, которые повторяются каждый отчетный период.

1. Установить операцию или факт для регистрации. Цель: Сбор информации,в основном в виде первичных документов об операциях в фактах..

2. Регистрация в соответствующих журналах проводок и фактов. Цель: определить и описать экономическое влияние операций на фирму, в хронологической записи (журнал), в такой форме, которая способствует переводу на счета.

3. Разноска из журналов в Главную книгу. Цель: Перенести информацию из журналов в Главную книгу - способ хранения информации на счетах.

4. Подготовить неоткорректированный пробный баланс. Цель: Составление удобного списка для проверки равенства дебета и кредита и начальной точки для корректирующих журнальных записей.

5. Регистрация в Главном журнале корректирующих журнальных записей. Цель: Регистрация начислений, истечение отсрочек, оценок и других фактов, которые часто не показываются в первичных документах.

6. Подготовить скорректированный пробный баланс Цель: Проверить равенство дебета и кредита и упростить подготовку финансовых отчетов.

7. Подготовить финансовые отчеты. Цель: Передать обобщенную финансовую информацию внешним пользователям, принимающим решения, используя отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности, баланс и отчет о нераспределеннойприбыли.

8. Регистрация в Главном журнале закрытия счетов. Цель: Закрыть временные счета и перевести сумму чистой прибыли на нераспределенную прибыль.

9. Подготовить баланс после закрытия счетов. Цель: Проверить равенство дебета и кредита после закрытия счетов.

10.Регистрация в Главной книге остатков постоянных счетов

 

2. Регистрация хозяйственных операций.

 

Регистрация фактов хозяйственной жизни проходит в три этапа: 1) анализ по первичным документам; 2) запись в журнал; 3) перенос в Главную книгу.

В журнале регистрация каждой хозяйствен­ной операции начинается с порядкового номера регистрации хозяйственной операции и даты, далее в графе "Содержание хозяйственной операции" по данным первичных документов фиксиру­ют хозяйственные операции, которые должны быть краткими, но достаточными для понимания сущности хозяйственной операции. Затем а графе «Корреспондирующие счета», которая в свою очередь делится еще на две графы, проставляют корреспонденцию счетов, т.е. номер или названия дебетуемого и кредитуемого счетов. В отдельной графе проставляется сумма.

Журнал регистрации хозяйственной операции.

№ п/п Дата Содержание хозяйственной операции Корреспондирующие счета Сумма
дебет кредит
           

 

После регистрации хозяйственных происходит процесс переноса журнальной записи в регистры бухгалтерского учета, которая называется разноской. При журнально – ордерной форме учета последовательность переноса предполагает:

1. В журнале - ордере по кредиту конкретного счета проставляют дату совершения операции, а в графе "Дебетуемые счета" проставляют суммы.

2. В ведомости к соответствующему журналу –ордеру производят разноску операций по дебету счета путем проставления суммы по кредиту соответствующих счетов, зафиксированных в журнале регистрации.

В конце отчетного месяца подсчитывают итоги в журналах-ордерах и ведомостях, которые затем переносят в Главную книгу. По каждому счету Главной книги выводится сальдо.

 

3. Пробный баланс и закрытие временных счетов.

Для проверки равенства дебетовых и кредитовых сальдо по счетам Главной книги составляется пробный баланс в виде оборотно-сальдовой ведомости, которая состоит из трех пар граф. Каждая пара граф должны быть равны между собой

.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам.

Шифр счета Наименование счета Сальдо на начало месяца Обороты за месяц Сальдо на конец месяца
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
               

 

Значение пробного баланса заключается в том, что он позволяет определить наличие баланса в Главной книге, равенства дебетовых и кредитовых сальдо по всем счетам. Если такого равенства нет, то это является следствием следующих ошибок: 1) вместо кредита записан дебет или наоборот; 2) неправильно выведено сальдо счета; 3) при перенесении сальдо в пробный баланс допущена ошибка; 4) непра­вильно подытожен пробный баланс.

После определения ошибок заново составляется пробный баланс, в котором затем определяются транзитные счета, подлежащие корректировке. Процесс корректирующих записей заключается в списании сумм конечных остатков на транзитных счетах на основные счета, которые будут отражены в балансе предприятия. К транзитным счетам обычно относят счета доходов и расходов. Это делается для того, чтобы в конце отчетного периода можно было определить финансовый результат – прибыль или убыток.