Принципы бухгалтерского учета.
Согласно стандартам бухгалтерского учета в РК существуют следующие принципы:
начисления - в бухучете доходы признаются, когда они заработаны, а расходы когда они понесены, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены;
непрерывность деятельности - предполагается, что предприятие будет продолжать свою работу в течение неопределенного периода времени и у пего нет намерения существенно сокращать или прекращать свою деятельность;
понятность - информация, содержащаяся в финансовых отчетах должна быть понятна всем пользователям;
уместность или существенность - информация должна помогать пользователям оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять прошлые оценки; информация является существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые па основе этой информации;
достоверность - информация является достоверной, если в ней отсутствуют существенные ошибки , и на нее могут положиться пользователи;
нейтральность - информация должна быть свободной от предвзятости, т.е. не составляться в интересах какой-либо одной группы пользователей;
осмотрительность - соблюдение определенной степени предосторожности при формировании суждений в условиях неопределенности с тем, чтобы активы и доходы
не были переоценены, а обязательства и расходы недооценены;
3. Элементы финансовой отчетности и объекты бухгалтерского учета.
Элементы - это группы статей, которые должны включаться в финансовые отчеты. Концепция финансовой отчетности устанавливает 7 элементов - активы, обязательства, капитал, доходы, расходы, прибыль, убытки.
Активы это полученные или подлежащие получению в результате прошлых событий имущественные или неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку. Это ресурсы, контролируемые организацией.
Обязательства - это возникшая в результате прошлых событий и имеющая стоимостную оценку обязанность совершить в польз)' третьего лица какое-либо действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги) или воздержаться от определенного действия. Выполнение обязательств приводит к оттоку ресурсов, содержащих экономическую выгоду.
Собственный капитал - это активы за вычетом обязательств.
Элементами финансовой отчетности непосредственно связанными с оценкой результатов финансово-хозяйственной деятельности, являются:
доходы - увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме увеличения активов или уменьшения обязательств, приводящее к увеличению
собственного капитала, не связанного с вкладами собственников:
расходы - уменьшение экономических выгод в форме уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала, не связанного с распределением его между собственниками.
Признание элементов финансовой отчетности – это процесс включения их в бухгалтерский балансили отчет о доходах и расходах статьи, которая соответствует определению элемента и удовлетворяет следующим критериям признания:
1 .существует вероятность того, что любая будущая экономическая выгод, связанная со статьей, будет получена или утрачена субъектом.
2.объект имеет стоимость или оценку, которая может быть надежно измерена.
Оценка элементов — это метод определения денежных сумм, по которым активы и обязательства признаются и фиксируются в финансовых отчетах.
Элементы оцениваются по:
- первоначальной стоимости
- текущей стоимости
- стоимости реализации
- дисконтированной стоимости
- балансовойстоимости
4. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и результаты деятельности предприятия в денежном выражении.
Объектами, или составными частями, предмета являются:
· имущество (хозяйственные средства, функционирующий капитал) организации;
· собственный капитал;
· обязательства организации (источники формирования ее имущества);
· хозяйственные операции, вызывающие изменения в имуществе и источниках их формирования.
По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: долгосрочные активы (основной капитал) и краткосрочные активы (оборотный капитал).
Долгосрочные активы включают в себя:
• основные средства, оборудование к установке;
• нематериальные активы;
• незавершенные вложения во долгосрочные активы;
• долгосрочные финансовые вложения.
Текущие активы состоят из:
• материальных оборотных средств;
• денежных средств;
• краткосрочных финансовых вложений;
• средств в текущих расчетах.
По источникам формирования и целевому назначению хозяйственные средства организации подразделяют на две группы: источники собственный капитал (собственный капитал) и обязательства, т.е. заемные источники средств.
Собственные капиталобразуют материальную базу предприятия в денежном выражении. Они состоят из уставного (складочного), резервного и добавочного капиталов, фондов и прочих резервов, нераспределенной прибыли. К источникам собственных средств относятся также целевое финансирование.
Обязательства(Заемные источники средств) поступают в распоряжение предприятия на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентом или без процента. К ним относятся займы (в т.ч. в виде облигаций, векселей), кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению валового внутреннего продукта.
Обязательства бывают краткосрочными и долгосрочными:
к краткосрочным обязательствам (сроком погашения не более 12 месяцев) относятся:
* краткосрочные кредиты банков;
* краткосрочные ссуды, займы, полученные от юридических и физических лиц;
* кредиторская задолженность работникам организации по оплате труда, поставщикам за товарно-материальные ценности, финансовым органам по налогам, фондам социального страхования и обеспечения по страховым взносам, другим юридическим и физическим лицам;
к долгосрочным обязательствам (сроком погашения более 12 месяцев) относятся:
* долгосрочные кредиты банков;
* долгосрочные векселя, выданные кредиторам, поставщикам за полученные товарно-материальные ценности;
* прочие долгосрочные займы физических и юридических лиц.
Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета (позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии.
Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, от отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач предъявляемых к нему требований.
Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из его сущности особенностей бухгалтерского учета.
Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация - проверка наличия числящегося на балансе предприятий, организаций и учреждений имущества, проводимая путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнение полученных данных с данными бухгалтерского учета.
Счета - способ группировки текущего отражения хозяйственного имущества, обязательств и операций по качественно однородным признакам, обусловленным приемом двойной записи.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Особенность двойной записи состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах - по дебету одного и кредиту другого счета.
Оиенка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение.
Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки хозяйственных средств организации (по видам и размещению, источникам формирования и целевому назначению) в денежном измерителе на определенный момент времени. Он содержит информацию об имущественном и финансовом положении организации.
Бухгалтерская отчетность - совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение предприятия за отчетный период.
Вопросы для закрепления пройденного материала
1. Расскажите о концептуальной основе составления предоставления финансовой отчетности.
2. Назовите качественные характеристики бухгалтерской информации и дайте их раскрытие.
3. Назовите основные принципы бухгалтерского учета и дайте раскрытие каждого принципа.
4. Назовите основные элементы финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
5. Дайте определение активов, собственного капитала, обязательств, расходов и доходов.
6. Расскажите о составе активов.
7. Дайте характеристику и сущность долгосрочных и текущих активов.
8. Назовите состав и характеристику обязательств.
9. Назовите состав и характеристику собственного капитала.
10. Дайте определение понятию дохода и назовите методы его признания.
11. Дайте определение понятия расходов. Назовите взаимосвязь издержек, затрат и расходов отчетного периода.
12.Назовите основную цель составления финансовой отчетности.
13.Дайте определение оценки элементов финансовой отчетности и назовите ее основные виды.
14.Что понимается под хозяйственной операцией?
15.Что выступает объектами бухгалтерского учета?
16.Что является предметом бухгалтерского учета?
17..Дайте определение метода бухгалтерского учета и охарактеризуйте его способы.