Принципы бухгалтерского учета.

Согласно стандартам бухгалтерского учета в РК существуют следующие принципы:

начисления - в бухучете доходы признаются, когда они заработаны, а расходы когда они понесены, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены;

непрерывность деятельности - предполагается, что предприятие будет продолжать свою работу в течение неопределенного периода времени и у пего нет намерения существенно сокращать или прекращать свою деятельность;

понятность - информация, содержащаяся в финансовых отчетах должна быть понятна всем пользователям;

уместность или существенность - информация должна помогать пользователям оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять прошлые оценки; информация является существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые па основе этой информации;

достоверность - информация является достоверной, если в ней отсутствуют существенные ошибки , и на нее могут положиться пользователи;

нейтральность - информация должна быть свободной от предвзятости, т.е. не составляться в интересах какой-либо одной группы пользователей;

осмотрительность - соблюдение определенной степени предосторожности при формировании суждений в условиях неопределенности с тем, чтобы активы и доходы

не были переоценены, а обязательства и расходы недооценены;

 

3. Элементы финансовой отчетности и объекты бухгалтерского учета.

 

Элементы - это группы статей, которые должны включаться в финансовые отчеты. Концепция финансовой отчетности устанавливает 7 элементов - активы, обязательства, капитал, доходы, расходы, прибыль, убытки.

Активы это полученные или подлежащие получению в результате прошлых событий имущественные или неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку. Это ресурсы, контролируемые организацией.

Обязательства - это возникшая в результате прошлых событий и имеющая стоимостную оценку обязанность совершить в польз)' третьего лица какое-либо действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги) или воздержаться от определенного действия. Выполнение обязательств приводит к оттоку ресурсов, содержащих экономическую выгоду.

Собственный капитал - это активы за вычетом обязательств.

Элементами финансовой отчетности непосредственно связанными с оценкой результатов финансово-хозяйственной деятельности, являются:

доходы - увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме увеличения активов или уменьшения обязательств, приводящее к увеличению

собственного капитала, не связанного с вкладами собственников:

расходы - уменьшение экономических выгод в форме уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала, не связанного с распределением его между собственниками.

Признание элементов финансовой отчетности – это процесс включения их в бухгалтерский балансили отчет о доходах и расходах статьи, которая соответствует определению элемента и удовлетворяет следующим критериям признания:

1 .существует вероятность того, что любая будущая экономическая выгод, связанная со статьей, будет получена или утрачена субъектом.

2.объект имеет стоимость или оценку, которая может быть надежно измерена.

Оценка элементов — это метод определения денежных сумм, по которым активы и обязательства признаются и фиксируются в финансовых отчетах.

Элементы оцениваются по:

- первоначальной стоимости

- текущей стоимости

- стоимости реализации

- дисконтированной стоимости

- балансовойстоимости

4. Предмет и метод бухгалтерского учета.

 

Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламен­тированная информационная система, отражающая совокупность имуще­ства по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и результаты деятельности предприятия в денежном выражении.

Объектами, или составными частями, предмета являются:

· имущество (хозяйственные средства, функционирующий капитал) орга­низации;

· собственный капитал;

· обязательства организации (источники формирования ее имущества);

· хозяйственные операции, вызывающие изменения в имуществе и источ­никах их формирования.

По составу и функциональной роли (характеру использования) имуще­ство организации подразделяют на две группы: долгосрочные активы (ос­новной капитал) и краткосрочные активы (оборотный капитал).

Долгосрочные активы включают в себя:

• основные средства, оборудование к установке;

• нематериальные активы;

• незавершенные вложения во долгосрочные активы;

• долгосрочные финансовые вложения.

Текущие активы состоят из:

• материальных оборотных средств;

• денежных средств;

• краткосрочных финансовых вложений;

• средств в текущих расчетах.

По источникам формирования и целевому назначению хозяйственные средства организации подразделяют на две группы: источники собственный капитал (собственный капитал) и обязательства, т.е. заемные источники средств.

Собственные капиталобразуют материальную базу пред­приятия в денежном выражении. Они состоят из уставного (складочного), резервного и добавочного капиталов, фондов и прочих резервов, нерасп­ределенной прибыли. К источникам собственных средств относятся также целевое финансирование.

Обязательства(Заемные источники средств) поступают в распоряжение предприятия на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентом или без процента. К ним относятся займы (в т.ч. в виде облигаций, векселей), кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению валового внутреннего продукта.

Обязательства бывают краткосрочными и долгосрочными:

к краткосрочным обязательствам (сроком погашения не более 12 меся­цев) относятся:

* краткосрочные кредиты банков;

* краткосрочные ссуды, займы, полученные от юридических и физичес­ких лиц;

* кредиторская задолженность работникам организации по оплате труда, поставщикам за товарно-материальные ценности, финансовым орга­нам по налогам, фондам социального страхования и обеспечения по страховым взносам, другим юридическим и физическим лицам;

к долгосрочным обязательствам (сроком погашения более 12 месяцев) относятся:

* долгосрочные кредиты банков;

* долгосрочные векселя, выданные кредиторам, поставщикам за полу­ченные товарно-материальные ценности;

* прочие долгосрочные займы физических и юридических лиц.

 

Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета (позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии.

Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, от отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач предъявляемых к нему требований.

Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из его сущности особенностей бухгалтерского учета.

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция.

Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация - проверка наличия числящегося на балансе предпри­ятий, организаций и учреждений имущества, проводимая путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнение полученных данных с данными бухгалтерского учета.

Счета - способ группировки текущего отражения хозяйственного иму­щества, обязательств и операций по качественно однородным признакам, обусловленным приемом двойной записи.

Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Особенность двойной записи состоит в том, что сум­ма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах - по дебету одного и кредиту другого счета.

Оиенка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получа­ют денежное выражение.

Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, вы­полненных работ, оказанных услуг.

Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки хозяйствен­ных средств организации (по видам и размещению, источникам формиро­вания и целевому назначению) в денежном измерителе на определенный момент времени. Он содержит информацию об имущественном и финансовом положении организации.

Бухгалтерская отчетность - совокупность показателей учета, отражен­ных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имуще­ства, обязательств и финансовое положение предприятия за отчетный пе­риод.

 

Вопросы для закрепления пройденного материала

1. Расскажите о концептуальной основе составления предоставления финансовой отчетности.

2. Назовите качественные характеристики бухгалтерской информации и дайте их раскрытие.

3. Назовите основные принципы бухгалтерского учета и дайте раскрытие каждого принципа.

4. Назовите основные элементы финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

5. Дайте определение активов, собственного капитала, обязательств, расходов и доходов.

6. Расскажите о составе активов.

7. Дайте характеристику и сущность долгосрочных и текущих активов.

8. Назовите состав и характеристику обязательств.

9. Назовите состав и характеристику собственного капитала.

10. Дайте определение понятию дохода и назовите методы его признания.

11. Дайте определение понятия расходов. Назовите взаимо­связь издержек, затрат и расходов отчетного периода.

12.Назовите основную цель составления финансовой от­четности.

13.Дайте определение оценки элементов финансовой от­четности и назовите ее основные виды.

14.Что понимается под хозяйственной операцией?

15.Что выступает объектами бухгалтерского учета?

16.Что является предметом бухгалтерского учета?

17..Дайте определение метода бухгалтерского учета и охарактеризуйте его способы.