КАНТОВСКАЯ ЛОГИКА ПРИРОДЫ

 

 

Морально-практическая философия И. Канта уже на протяжении двух столетий вдохновляет и вразумляет многих читателей, вызывает желание жить и творить, а это так необходимо для человека и современной России.

Интересные рассуждения немецкого философа по поводу человеческой истории на земле, ведут к пониманию целесообразности и смысла жизни, что в свою очередь, даёт человеку ощущение счастья. Если человек не видит смысла в происходящем, то постепенно теряет всякий интерес, а это порождает уныние и угасание жизненных сил. Однако желание быть счастливым, задано человеку самой природой, а потому является всеобщим и неотъемлемым: вряд ли можно вспомнить кого-то, кто хотел бы быть (жить) несчастным. Поэтому каждый ищет средства, способы, рецепты достижения личного и общего блаженства.

На эту тему было много написано и проведено множество жизненных экспериментов, но еще никому не удалось найти универсального и безошибочного средства. Вместе с тем человеческий разум способен приоткрыть природную логику, которая ведет его к счастливой жизни. Одна из выдающихся попыток такого проникновения в логику природы и человеческой истории принадлежит Иммануилу Канту[90].

В сочинении «Идея всеобщей истории во всемирно-историческом плане» он показывает основные этапы развития человеческой личности и сообщества, соответствующие логике всеобщего разума. Мне бы хотелось остановиться на логике развития личности, достойной счастья и представить её в виде схемы-алгоритма, которую каждый человек может применить к себе и проверить её правильность на своей жизни. См. схему.

1 этап. Будучи существом природно-историческим, человек рождается и живет для того, чтобы раскрыть свои животные и разумные задатки. Свидетельством тому служит сама история – начиная с первобытного состояния, человечество только и делает, что развивает эти задатки, хотя сами люди могут редко об этом задумываться. Кант пишет: « ... и то, что у отдельных субъектов выглядит запутанным и лишенным всяких правил, по отношению ко всему роду можно было бы познать как некое неизменно поступательное, хотя и медленное, развитие его первоначальных задатков»[91].

Великий философ усматривает в этом развитии не только смысл жизни человека на земле, но и высший замысел природы: «Отдельные люди и даже целые народы мало задумываются о том, что когда они, каждый по своему разумению и часто в противовес друг другу, осуществляют [как будто] свой собственный замысел, они незаметно для самих себя, [как бы] двигаясь за (некоей) путеводной нитью, следуют неведомому им замыслу природы, содействуя его достижению, от которого, даже если бы он стал им известен, было бы все же для них не слишком много толку»[92].

2 этап.Если животные задатки могут развиваться сами собой, без особых усилий со стороны человека, то развитие разумных задатков, отличающих его от всех животных, зависит от самого человека и от сообщества. Например, работа сердца, дыхательной системы, да и всего организма не зависит от новорождённого; а вот умение ходить, подносить ложку ко рту, читать, рисовать, прятать фантики, помогать другому, умение дружить, любить, обманывать − деятельность, которой научают и проявление которой зависит от желаний и усилий самого человека.

Животные задатки обнаруживаются с момента рождения, а задатки разума проявляются гораздо позже, так как «разум действует не инстинктивно, а нуждается в опытах, упражнениях и обучении для того, чтобы постепенно продвигаться от одной ступени понимания к другой»[93]. Процесс этот долгий и сложный, требует постоянного труда и времени, поэтому полное развитие всех задатков (по Канту) возможно только в роде, но не в индивиде.

Однако развитие разумных задатков, которые выводят человека за пределы господства только лишь природного инстинкта, возможно благодаря собственным усилиям человека, и в этом процессе природа отвела ему главную роль. Но, если человек не получает воспитания и образования в конкретном историческом сообществе, то он не может развивать задатки разума и остаётся в состоянии животного существа. В нашей схеме это соответствует первому вопросу. Положительный ответ ведёт к следующему этапу развития личности

3 этап. Разумные существа, получившие некоторое воспитание и образование, начинают действовать не чисто механически, а самостоятельно, творчески и свободно, благодаря собственной мыслительной деятельности.

Когда задатки разума начинают развиваться, то по Канту это означает, что человек сам создаёт условия для своей жизни, многое «производит исключительно из себя самого» − получает знания, приобретает навыки и умения благодаря собственному разуму. Кант убеждён, что «...все наслаждения, которые могут сделать жизнь приятной, сами его проницательность и ум, даже доброта его воли должны быть [исключительно] его собственным созданием»[94]. Другими словами – начинается этап саморазвития, в результате которого формируется собственный образ мыслей: понятия о добре и зле, о справедливости, свои принципы общения с другими людьми. Здесь происходит соотношение личного опыта с собственным разумом, переоценка жизненных ценностей, мучительный интеллектуальный труд, поиск истины. Как отмечает философ, «кажется, что природа заботилась не о том, чтобы человек хорошо жил, а о том, чтобы вследствие глубокого преобразования самого себя, благодаря своему поведению он стал достоин жизни и благополучия»[95].

4 этап. В результате самопознания, у человека появляется возможность самостоятельно решать и судить о реально происходящем. Но не каждый использует эту возможность, т.к. самостоятельно выведенные понятия часто отличаются от устоявшихся в обществе взглядов, стереотипов.

Если человек отказывается от самостоятельных суждений, то, следовательно, он не может действовать по-своему, согласно своим выработанным принципам и понятиям. Здесь в качестве оправдания собственной слабости на «помощь» приходят такие понятия как «судьба» или «воля Божья». В таком случае человек возвращается в своем развитии к животному существованию и превращается в орудие чьего-либо произвола или в раба собственного инстинкта. Не случайно Кант призывает «Имей мужество пользоваться собственным рассудком!»[96].

5 этап.Как только человек начинает пользоваться собственным разумом, он погружается в конкурентную среду мнений, взглядов, и тут же возникает антагонизм между людьми, под которым Кант понимает «необщительную общительность». Именно антагонизм способствует развитию разумных задатков человека, т.к. «заставляет его преодолеть склонность к лени и, под влиянием честолюбия, властолюбия или корыстолюбия, создать себе положение среди своих соплеменников, которых он хотя и не выносит, но без которых также не может обойтись».[97]

В конкурентной борьбе с другими отдельная личность мобилизует все свои силы, способности и таланты и часто оказывается в ситуациях жизненного выбора между долгом и выгодой, разумным понятием и природным влечением. Человек начинает соразмерять свои желания со своими возможностями, которые, как известно, не всегда совпадают. Но в любом случае, какой бы выбор не сделал человек, это его решение, которое будет проявлением свободы воли, если конечно он наберется мужества сделать самостоятельный шаг (поступок). Тот, кто берёт на себя ношу ответственности, самостоятельно принимает решение и таким образом действует по своей воле, даже ценой своей жизни − является олицетворением «свободы воли». Принятие ответственного решения возможно в том случае, если разум человека выбирает цели и средства для их достижения, и подчиняет своё тело выполнять решения и побуждает его действовать (поступать) именно так, а не иначе.

Кажется, будто удовлетворив свои потребности, достигнув намеченных целей, человек становится счастлив. Кант усматривает главное условие, без которого невозможно быть достойным счастья – это личная моральная и правовая ответственность за выбор. Если человек не перекладывает ответственность за последствия выбора на других или на обстоятельства, то он становится достойным в своих собственных глазах, ибо перестает быть несовершеннолетним в кантовском смысле. В этом случае появляется самоуважение, которое возвышает человека над всей животной природой и делает его достойным благополучия.

Сознание собственной достойности быть счастливым укрепляет нравственно-волевые силы человека и позволяет совершенствовать все разумные задатки: технические, прагматические и моральные. Такая полноценная творческая, интересная жизнь делает человека свободной и благополучной личностью.

И в заключении, перефразируя известную поговорку, хочется добавить: «Хочешь быть счастливым – будь достойным счастья!».