Организационные вопросы статистического наблюдения
Правильное и своевременное решение широкого спектра организационных вопросов наряду с тщательной методологической подготовкой обусловливает успех любого статистического наблюдения.
Напомним, что к организационным вопросам статистического наблюдения относятся — выбор организационных форм, вида и способа проведения статистического наблюдения; определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения; подбор, обучение и инструктаж кадров; размножение и рассылка документов первичного учета и форм статистической отчетности, другого инструментария; установление сроков представления материалов, а также иные практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения.
Формы статистического наблюдения. Различают следующие организационные формы статистического наблюдения: статистическую отчетность; специально организованное наблюдение; регистры и мониторинг.
Статистическая отчетность. Отчетность, являясь главным источником статистической информации, представляет собой официальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или статистические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определенный период.
170 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации
§ 3. Организационные вопросы статистического наблюдения
Отчетность подразделяется на бухгалтерскую и статистическую. Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности^ составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность'.
Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.
Различают общегосударственную и внутриведомственную отчетность.
Общегосударственная отчетность обязательна для предприятий и организаций всех форм собственности и представляется в органы государственной статистики!
Внутриведомственная отчетность используется министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд. Все формы статистической отчетности утверждаются Госкомстатом России. Отчетность по формам, не утвержденным в установленном порядке, является незаконной («дикой») и подлежит отмене.
Утвержденная форма статистической отчетности содержит следующие обязательные реквизиты: ъ) номер формы и дату ее утверждения; б) название формы; в) отчетный период и дату представления отчетности; г) адреса, в которые должна представляться отчетность; д) наименование и адрес отчитывающейся организации, предприятия, учреждения; е) должности лиц, обязанных подписать отчет и ответственных за его составление.
Система отчетности и объем ее показателей определяются перечнем (табелем) отчетности, утверждаемым Госкомстатом России. Табель представляет собой список действующих форм оперативно-статистической отчетности.
В правовой статистике, в том числе и уголовно-правовой, наблюдение проводится главным образом в форме государственной статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики (аналитические группы, учетно-регистрационные подраз-
' См.: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.
деления) соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Минюста России.
По способам представления сведений отчетность бывает телеграфной, телетайпной и почтовой, по содержанию — типовой и специализированной. Типовые формы отчетности содержат одни и те же показатели для всех предприятий и организаций данной отрасли и всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности вопросы видоизменяются в зависимости от особенностей отдельных отраслей народного хозяйства.
Данные статистической отчетности могут служить эффективным средством управления социальными процессами, в том числе и в области реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями, лишь при соблюдении некоторых общих требований, предъявляемых к ней, а именно:
— отчетные данные должны быть достоверными, полными, точными и своевременными; при этом стремление к достижению полноты и своевременности должно увязываться с соображениями экономичности, с сокращением затрат на получение и обработку данных;
— данные отчетности должны быть сопоставимы, т.е. единообразны по своим качественным признакам (программе наблюдения) и отрезкам времени.
Специально организованное статистическое обследование (как вторая форма наблюдения) в правовой статистике используется реже. К ней прибегают в тех случаях, когда необходимы показатели, не охваченные официальной статистической отчетностью. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступностью может возникнуть необходимость изучить участие сотрудников органов внутренних дел в правовой пропаганде, работу по повышению их профессионального мастерства и т.д. В этих целях соответствующими подразделениями органов внутренних дел проводятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования), которые дают возможность не только уточнить необходимые показатели отчетности, но и более детально ознакомиться с фактическим положением дел на местах, выявить слабые и сильные стороны в деятельности подотчетных подразделений.
Наиболее простым примером специально организованного статистического обследования является перепись. Перепись — это 172 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации
специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, в целях получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наиболее известны переписи населения. Перепись населения страны в целом — одно из наиболее крупных и сложных мероприятий такого рода. Достаточно сказать, что всего за годы существования царской России и СССР проводилось девять переписей населения (1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.). Всероссийской переписи постсоветского периода еще не проводилось.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. Всероссийская перепись населения будет проводиться в 1999 г: Период ее проведения — с 16 по 23 февраля (включительно). Критическим моментом, или моментом счета населения, устанавливается 12 часов ночи с 15 по 16 февраля, т.е. счет населения проводится на ноль часов 16 февраля (с понедельника на вторник). Как и предыдущая перепись (1989 г.), программа переписи сочетает сплошное и выборочное наблюдение.
Для отработки организационных и методологических вопросов предстоящей переписи, технологического процесса обработки материалов с применением сканирующих устройств в ноябре 1996 г.— марте 1997 г. в четырех районах (Рыбновском Рязанской области, Октябрьском г. Ижевска, г. Алейске и Алейском районе Алтайского края) проводилась пробная перепись населения. Госкомстату РФ поручено в III квартале 1997 г. представить в Правительство РФ обработанные материалы пробной переписи населения1.
Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение — это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало,, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра, представляющего собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели.
В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий2.
1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 19 октября 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 5049.
2 Подробнее см.: Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмой-ловой. С. 46-48.