ПРЕДИСЛОВИЕ

Только ленивый умом не помнит глубокого по содержанию афо­ризма из бессмертного труда Ильфа и Петрова «Двенадцать сту­льев» — «статистика знает все». Слегка перефразировав это изре­чение, можно сказать: «О статистике слышали все». Но этого ма­ло: о статистике нужно знать все или, по крайней мере, к этому стремиться.

Термин «статистика» возник во второй половине XVIII в.в связи с изучением государств, описанием их особенностей, до­стопримечательностей, как тогда принято было говорить. К то­му времени относится и начало преподавания статистики в уни­верситетах Германии.

Как свидетельствует история человечества, без статистических данных невозможны управление государством как социальным ор­ганизмом, развитие отдельных направлений его жизнедеятельно­сти, разработка программ социально-экономического развития, в том числе и в области социального контроля над правонарушениями, и обеспечение оптимальных пропорций между ними.

Изучение статистической науки играет важную роль в подго­товке высококвалифицированных юристов — как практиков (в особенности сотрудников правоохранительных органов), так и на­учных работников. Статистический метод исследования применя­ется практически во всех областях научного знания. Особенно ши­роко пользуются статистическим методом социально-экономиче­ские науки. Он необходим для исследования общественной жиз­ни, любых социальных явлений, имеющих массовый характер. Сво­ими корнями статистика уходит в изучение массовых явлений, к чис­лу которых относятся и правонарушения.

Специалист в области общественных наук, юридических в ча­стности, должен овладеть основными вопросами теории статисПредисловие

тики — статистической методологией как совокупностью приемов и методов, в определенной мере инвариантных к конкретному со­держанию используемых статистических данных о ее предмете и методе, законе больших чисел, статистическом наблюдении, груп­пировках, обобщающих показателях и статистическом анализе. Ос­воение этих вопросов расширяет кругозор, помогает глубже ори­ентироваться в сложных социально-экономических и правовых яв­лениях и процессах и способствует, как показывает опыт, лучше­му усвоению студентами-правоведами многих юридических дис­циплин.

Статистика имеет огромное значение: криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-процессуальное, пенитенциарное, кри­миналистическое, административно-правовое. Ни одна из этих на­ук не может плодотворно развиваться вне данных как уголовной, так и других отраслей правовой статистики. Соответствующие ее показатели нужны специалистам по административному, граждан­скому, налоговому, трудовому и другим отраслям права, судебным психиатрам и юридическим психологам. Без использования дан­ных правовой статистики немыслимо совершенствование дея­тельности правоохранительных органов — судов, прокуратуры, ор­ганов юстиции и внутренних дел, адвокатуры.

Особое значение глубокое изучение правовой статистики как на­учной дисциплины приобрело в настоящее время в связи с исклю­чением ее данных из числа государственных тайн, снятием ограни­чений на их публикацию. Это открывает новые возможности для правоведов и представителей других гуманитарных наук, изучающих негативные, аморальные, преступные проявления общественной жиз­ни, имеющие массовый характер, и играет важную роль в государ­ственной деятельности, связанной с применением юридических мер воздействия (принуждения и взыскания, регламентируемых за­коном), предупреждения и профилактики правонарушений.

Статистика преступности свидетельствует, что на протяже­нии последних лет в России сохраняется сложная криминогенная ситуация, характеризующаяся интенсивной криминализацией об­щества, которая распространяется даже на те общественные и эко­номические институты, которые до недавнего времени считались надежно защищенными от нее (финансовая, правоохранительная, внешнеэкономическая деятельность и др.).

За сравнительно непродолжительный в историческом плане пе­риод рост преступности превратился в одну из наиболее острых

Предисловие

государственных проблем, приобрел общенациональное значе­ние. Мониторинговые опросы общественного мнения практиче­ски повсеместно подтверждают тот факт, что возрастающее бес­покойство населения за свою личную безопасность, жизнь и здо­ровье близких, сохранность имущества становится важнейшим фактором, провоцирующим состояние нестабильности в массовом сознании. И если иметь в виду не менее распространенные и опас­ные посягательства на другие ценности, блага, интересы, обще­ственные отношения в области общественного порядка и обще­ственной безопасности, окружающей среды, в сфере компьютер­ной информации, порядка управления и др., то можно убедить­ся, что этот процесс уже реально угрожает социально-экономи­ческому развитию и внутренней безопасности страны.

Это обстоятельство обусловливает необходимость поиска и за­действования всех резервов эффективного социального контроля над преступностью. Существенный потенциал в этом направлении со­держит статистический метод, в частности правовая статистика.

В эпоху гласности, построения правового государства предназ­начение правовой статистики — не только информировать обще­ство об истинном состоянии дел в сфере контроля над преступ­ностью, но и выявлять связи и взаимозависимость правонаруше­ний с политическим, социально-экономическим, нравственным положением в стране, уровнем ее развития. А это возможно лишь на основе добросовестного освоения всего арсенала методов и приемов статистической методологии.

В учебнике в той или иной мере освещаются все элементы пред­мета правовой статистики — теория, история и техника, что в со­вокупности можно назвать статистической культурой.

Задачи изучения теории правовой статистики. Врезультате изучения теории правовой статистики студенты должны овладеть знаниями общих основ статистической науки и общими навыка­ми проведения статистического исследования правовых явлений. Исходя из этого содержание учебника ориентировано на то, что­бы дать студентам — будущим юристам необходимые знания в области теории правовой статистики. Кроме того, этот учебник поможет всем, кто занимается сбором и обработкой данных о массовых общественно-экономических, социальных, правовых явлениях и процессах, в практической организации статистиче­ской работы; вооружит их минимумом теоретических знаний и практических рекомендаций для анализа статистических матеПредисловие

риалов. Важная задача, которую также ставил перед собой автор при подготовке учебника, — способствовать повышению «стати­стической культуры», развитию «статистического мышления», более глубокому пониманию юристами-практиками (в частнос­ти, сотрудниками органов охраны правопорядка) значения ста­тистики как эффективного метода социального познания. В учеб­нике показываются пути использования материалов анализа в юриспруденции как совокупности юридических наук и практи­ческой деятельности.

Студент должен знать:научные принципы организации стати­стических служб системы Госкомстата России и правоохрани­тельных органов, их современную организацию; принципы и ме­тоды организации сбора статистических данных о правонаруше­ниях и деятельности органов охраны порядка по контролю за ними; принципы и методы обработки результатов статистическо­го наблюдения (его материалов); сущность обобщающих показа­телей — абсолютных статистических величин, средних, других видов относительных величин, показателей вариации, динамики, взаимосвязи, основы анализа статистических данных.

Студент должен уметь:организовывать и проводить сплошное и несплошное наблюдение правовых явлений; строить разнообраз­ные статистические таблицы; исчислять различные статистичес­кие показатели (абсолютные и относительные, средние, показа­тели вариации, показатели тесноты связи); анализировать стати­стические данные о правонарушениях, социальном контроле над ними и формулировать выводы и предложения, вытекающие из анализа данных.

Структура учебникасоответствует двум основным функциям, которые выполняет статистика как наука: описательной (дес­криптивная — описательная статистика) и объясняющей (анали­тическая статистика).

В первом разделе «Введение в теорию правовой статистики» раскрываются сущность статистики как науки и рода практичес­кой деятельности; особенности статистической методологии; предмет и разделы правовой статистики как отрасли социальной статистики; основные понятия и категории статистической науки; краткие сведения из истории статистики вообще и правовой в ча­стности и ее современная организация в Российской Федерации.

Во втором разделе «Описательная статистика» излагаются ос­новные вопросы теории правовой статистики: методы сбора ста-

Предисловие

тистической информации (программно-методологические и орга­низационные вопросы статистического наблюдения); методы ста­тистических группировок и таблиц, графический метод изображе­ния статистических данных, метод относительных и средних ве­личин, их сущность, научное значение и пределы практического применения в социально-правовых исследованиях; методология ис­числения показателей и использование их в анализе социально-правовых явлений.

В третьем разделе «Аналитическая статистика» освещаются научные основы статистического анализа данных правовой стати­стики — закон больших чисел; выборочный метод и его значение в проведении криминологических исследований; методы и пока­затели структуры, связи, взаимозависимости и изменения во вре­мени социально-правовых явлений; индексы.

Одна из существенных особенностей предмета правовой ста­тистики как учебной дисциплины заключается в ее междисцип­линарном характере. В ней синтезируются социально-правовые (фи­лософия, социология, юриспруденция) и естественно-научные (ма­тематика) знания. Однако гуманитариям не следует беспокоить­ся: характер книги предполагает наличие у читателя весьма скром­ных математических знаний. Изучение научной дисциплины пра­вовой статистики ориентировано на студента-правоведа, владеющего математикой в объеме средней школы.

Этот учебник дает представление об основных статистических методах, их возможностях и границах применения в-юридической науке и практике социального контроля над правонарушениями. Если студент-правовед изъявит желание более глубоко изучить со­ответствующие разделы общей теории или прикладной статисти­ки, то в конце каждой главы для облегчения достижения этой це­ли предлагается список рекомендованной литературы. Эти спис­ки составлены на основе плюралистического подхода к выбору ис­точников, сочетания новейших работ отечественных ученых раз­ных школ и направлений в области статистики вообще и право­вой в частности с произведениями дореволюционных российских правоведов и трудами западных авторов. Они призваны стимули­ровать у любознательных студентов стремление к самостоятельно­му поиску литературы и углубленному изучению отдельных тем кур­са, в том числе и при написании рефератов.

Учебник сопровожден авторской программой курса «Правовая статистика» (Приложение 1).