ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (МОРФОЛОГИЯ)

DEUTSCHE PRAKTISCHE GRAMMATIK

(Morphologie)

 

Пособие для студентов, обучающихся по специальностям

«Современные иностранные языки (по направлениям)»;

«Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций

(по направлениям)»

 

 

Минск 2012

УДК 811.112.2’366 (075.8)

ББК 81.432.4-923.132.21

П69

 

Р е к о м е н д о в а н о Редакционным советом Минского государственного лингвистического университета. Протокол № 3 (31) от 29.11.2011 г.

 

 

А в т о р ы : А.М. Леус, Л.Н. Неборская, М.Г. Симакова, Ю.А. Толстых

 

 

Р е ц е н з е н т ы: кандидат филологических наук, доцент М.А. Черкас (БГУ); кандидат филологических наук, доцент А.В. Сытько (МГЛУ)

 

 

Практическая грамматика немецкого языка (морфология) = П69 Deutsche praktische Grammatik (Morphologie) : пособие для студентов,

обучающихся по специальностям «Современные иностранные языки (по направлениям)»; «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (по направлениям)» / А.М. Леус [и др.]. – Минск : МГЛУ, 2012. – 208 с.

ISBN 978-985-460-475-6.

 

Пособие написано в соответствии с Типовой программой по практической грамматике немецкого языка. Оно включает темы по морфологии: глагол (классификация глаголов, глаголы с двойными формами, модальные глаголы в субъективном значении, инфинитив I и II, причастия, временные формы глагола в изъявительном и сослагательном наклонении действительного и страдательного залогов, статив, конъюнктив нереального желания, потенциальный конъюнктив, императивный и оптативный конъюнктив, конъюнктив, служащий для выражения просьбы и некатегоричного утверждения), модальное слово, частица и междометие.

Предназначено в качестве основного для аудиторной и самостоятельной работы студентов 2 курса факультета немецкого языка, ФМК и переводческого факультета МГЛУ.

 

УДК 811.112.2’366 (075.8)

ББК 81.432.4-923.132.21

ISBN 978-985-460-475-6© УО«Минский государственный лингвистический

университет», 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящее пособие выполнено в соответствии с требованиями Типовой программы по практической грамматике первого иностранного языка (немецкий) для высших учебных заведений по специальностям 1-21 06 01 «Современные иностранные языки (по направлениям)», 1-23 01 02 «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (по направлениям)». Оно адресовано студентам 2 курса факультета немецкого языка очного и заочного отделений, ФМК и переводческого факультета МГЛУ в качестве основного пособия для аудиторной и самостоятельной работы.

Пособие включает темы по морфологии: глагол (классификация глаголов, глаголы с двойными формами, модальные глаголы в субъективном значении, инфинитив I и II, причастия, временные формы глагола в изъявительном и сослагательном наклонении действительного и страдательного залогов, статив, конъюнктив нереального желания, потенциальный конъюнктив, императивный и оптативный конъюнктив, конъюнктив, служащий для выражения просьбы и некатегоричного утверждения), модальное слово, частица и междометие.

Основная цель пособия – формирование навыков и развитие умений употребления грамматических явлений в основных видах речевой деятельности на основе когнитивно-коммуникативного подхода.

Пособие имеет следующую структуру: изложение теории по теме, грамматический анализ изучаемого явления, комплекс упражнений, направленный на усвоение студентами предъявляемой грамматической структуры, и тест для самоконтроля с ключами.

Теоретический материал содержит перечень правил, отвечающих требованиям программы. Задача грамматического анализа – распознать изучаемое грамматическое явление в связном тексте и определить его грамматические характеристики. Усвоение грамматического материала осуществляется двумя способами: от формы к значению и от значения к системе. Первый способ используется при усвоении новых для студентов грамматических тем: футур II, инфинитив II, пассив, статив, конъюнктив и др. Работа над этими темами начинается с введения и отработки формы грамматического явления, а затем следует усвоение его значения. Второй способ предполагает системное усвоение грамматического явления. Так, в теме «Временные формы глагола» работа ведется со всей системой грамматических времен одновременно. Студентам даются теоретические сведения об основных значениях всех временных форм немецкого глагола для настоящего, прошедшего и будущего времени. При этом акцент делается на синонимии выражения временных значений, а также на особенностях употребления временных форм в контексте. Поэтому предлагается усвоение значений временных форм на основе минимальных ситуаций, причем контрастирующих, позволяющих увидеть разницу в значении и употреблении разных временных форм.

Комплекс упражнений соотносится по содержанию с предлагаемой теорией и с выбранным способом усвоения грамматического материала. В рамках коммуникативно-когнитивного подхода к обучению практической грамматике авторами разработаны т р и г р у п п ы грамматических упражнений: языковые, условно-речевые и речевые. Я з ы к о в ы е упражнения направлены на отработку формы грамматического явления. Это упражнения на подстановку, трансформацию и др. Задача у с л о в н о - р е ч е в ы х упражнений – научить студентов соотносить конкретные грамматические формы с соответствующим контекстом. В р е ч е в ы х упражнениях cодержание речи формируется самим студентом, при этом обеспечивается употребление им конкретного грамматического явления.

Данный комплекс упражнений позволяет выйти на уровень употребления студентом каждого грамматического явления в неподготовленной речи.

Завершающим этапом работы над грамматической темой является тест для самоконтроля с ключами.

В пособии предусмотрена связь с лексическим материалом, изучаемым на 1 и 2 курсах, а также педагогизация учебного процесса, преемственность в преподавании практической грамматики; заложены основы для усвоения студентами теоретических курсов по немецкому языку.

Авторы выражают благодарность рецензентам пособия: кандидатам филологических наук, доцентам М.А. Черкасу (БГУ), А.В. Сытько (МГЛУ), А.А. Мирскому (МГЛУ), Р.С. Самолетовой (МГЛУ), Е.В. Зуевской (МГЛУ) за ряд конструктивных замечаний, которые были учтены при подготовке пособия в печать.