Расположением распределительного вала (ВАЗ-2101)

 

Привод распределительного вала в двигателе автомобиля ВАЗ-2105 осуществляется зубчатым ремнем. Для этого на коленчатом и распределительном валах (см. рисунок2.3, б) установлены шкивы14 и16с наружными зубьями специального профиля. Шкивы14 и16охватываются ремнем15, на внутренней поверхности которого также имеются зубья. Ремень охватывает также зубчатый шкив17привода масляного насоса. Ремень изготовлен из специальной резины, армированной стеклокордовым шнуром, а его рабочая зубчатая поверхность покрыта специальной эластичной тканью.

В конструкции привода предусмотрено натяжное устройство5, состоящее из закрепленного на поворотной пластине гладкого ролика, который прижимается к наружной поверхности ремня15пружиной. Чтобы натяжение ремня сделать нормальным, достаточно отпустить болт18, проходящий сквозь прорезь в пластине. Это позволит пружине подтянуть пластину вместе с роликом 5, после чего болт18 следует затянуть.

Весь привод распределительного вала не нуждается в смазке; от пыли и грязи защищен легкими пластмассовыми крышками. Привод зубчатым ремнем позволяет (по сравнению с цепным) снизить металлоемкость и шум механизма газораспределения.

В настоящее времяна двигателях легковых автомобилей все чаще применяют по четыре клапана для каждого цилиндра. Два выпускных клапана обеспечивают лучшую очистку цилиндра от отработавших газов, а два впускных ‒ лучшее наполнение. В результате на 10 ‒ 20% повышается литровая мощность.

 

2.2 Детали механизма газораспределения

Поверхности кулачков и опорных шеек распределительного вала дизеля КамАЗ-740 (см. рисунок2.2) отцементированы и закалены токами высокой частоты. Втулки подшипников сделаны из биметаллической ленты и запрессованы в перегородки блока. Шестерни (см. рисунок2.7) привода распределительного вала расположены на заднем торце блока цилиндров.

Между каждой парой опорных шеек вала имеются четыре кулачка- для клапанов одного цилиндра правого ряда и одного цилиндра левого ряда. Углы взаимного расположения кулачков зависят от порядка работы цилиндров и фаз газораспределения.

Каждый цилиндр имеет по одному впускному и одному выпускному клапану. Для некоторых двигателей распределительные валы изготовляют из чугуна, в этом случае их кулачки и шейки подвергают отбеливанию.

Шестернираспределительных валов карбюраторных двигателей делают из чугуна (ЗИЛ-130) или из текстолита (3M3-53, ЗМЗ-24). Зубья у шестерен косые, что вызывает появление силы, стремящейся переместить распределительный вал в осевом направлении.

Толкатели изготовляют из стали или чугуна. Стальные толкатели имеют наплавленную чугунную пятку, соприкасающуюся с кулачком. Толкатели бывают цилиндрическими (ЗИЛ-130), грибовидными (КамАЗ-740) или роликовыми (ЯМЗ-236). Толкатели имеют углубления, в которые входят нижние концы штанг. Перемещаются толкатели в направляющих, выполненных в блоке цилиндров, или в привернутых к нему корпусах направляющих 3 (см. рисунок2.2).

Штанги изготовляют полыми из стали (КамАЗ-740, ЗИЛ-130) или из дюралюминия (3M3-53, ЗМЗ-24) со стальными сферообразными наконечниками, которыми штанга упирается с одной стороны в толкатель, а с другой-в сферическую поверхность регулировочного винта 5 (см. рисунок2.2).

Коромысло изготовляют из стали или чугуна. Плечо коромысла со стороны клапана длиннее, чем со стороны штанги толкателя. Это позволяет уменьшить высоту подъема толкателя и штанги. Например, передаточное отношение у коромысла дизеля КамАЗ-740 составляет 1:1,55. В короткое плечо коромысла для регулирования теплового зазора в клапанном механизме ввернут регулировочный винт5 с контргайкой 7 (см. рисунок2.2). В отверстие коромысла запрессована бронзовая втулка. Устанавливают коромысла на полых осях, которые бывают общими для всех цилиндров (ЗИЛ-130, 3M3-53) или выполняют отдельно для каждого цилиндра (КамАЗ-740).

Клапаны открывают и закрывают впускные и выпускные каналы. Клапан состоит из тарельчатой плоской головки и стержня. Диаметр головки впускного клапана больше, чем выпускного. Впускные клапаны изготовляют из хромистой стали; выпускные клапаны (или их головки) - из жаростойкой стали. Вставные седла клапанов, запрессованные в головку или блок цилиндров, изготовляют из жаростойкого чугуна. На рабочую поверхность головки выпускных клапанов иногда наплавляют жаростойкий сплав. Для лучшего охлаждения внутреннюю полость некоторых выпускных клапанов заполняют металлическим натрием11 (см. рисунок2.4,а), который имеет высокую теплопроводность и температуру плавления 98°С. При движении клапана расплавленный натрий, перемещаясь внутри стержня, отводит теплоту от головки к стрежню, которая затем передается направляющей втулке10.

Рабочая поверхность головки клапана (фаска) обычно имеет угол 45°; только у впускных клапанов двигателя ЗИЛ-130 этот угол равен 30°. Фаску головки клапана тщательно обрабатывают и притирают к седлу.

Стержень клапана имеет выточку, в которую вставляют сухарики 7 для крепления упорной шайбы6 пружины клапана. Стержниклапанов перемещаются в направляющих втулках10- чугунных или металлокерамических(ЗМЗ-24, ЗМЗ-53, КамАЗ-740).

Клапан прижимается к седлу одной или двумя (A3JIK-2140 и КамАЗ-740) пружинами. При двух пружинах направление из витков должно быть различным, чтобы при поломке одной из них ее витки не могли попасть между витками другой.

 


 

а)выпускной клапан;б)клапан закрыт;в) клапан открыт; г)детали механизма;

1- корпус механизма поворота; 2- шарики;3- опорная шайба;4- замочное кольцо;

5- пружина клапана;6 -упорная шайба пружины; 7-сухарики;8 -дисковая пружина;

9 - возвратная пружина;10-направляющая втулка;11- металлический натрий

Рисунок 2.4 - Выпускной клапан (ЗИЛ-130)

 

Выпускные клапаны двигателей ЗИЛ-130 принудительно поворачиваются при работе, что предотвращает их заедание и обгорание. Механизм поворота состоит из неподвижного корпуса 1 (см. рисунок 3.4, а - г), пяти шариков2 с возвратными пружинами9, дисковой пружины8 и опорной шайбы3 с замочным кольцом4. Корпус1установлен на направляющей втулке10 клапана в углублении головки цилиндров и имеет секторные пазы для шариков2. Опорная шайба 1 и дисковая пружина8 с зазором надеты на выступ корпуса. При закрытом клапане (см. рисунок 3.4, б), когда усилие его пружины5невелико, дисковая пружина8 выгнута наружной кромкой кверху, а внутренней кромкой опирается на заплечник корпуса 1. При открытии клапана усилие его пружины 5 увеличивается, дисковая пружина8 распрямляется и ложится на шарики2 (см. рисунок 3.4,в). Усилие пружины8 передается на шарики 2, и они, перекатываясь по секторным пазам корпуса, поворачивают дисковую пружину и опорную шайбу, а следовательно, пружину клапана и клапан.

При закрытии клапана усилие его пружины уменьшается, дисковая пружина 8 прогибается и упирается в заплечник корпуса, освобождая шарики2, которые под действием пружины9 возвращаются в исходное положение.

Для предотвращения попадания масла в цилиндр по зазору между стержнем клапана и направляющей втулкой2 на ней или стержне клапана устанавливают резиновое уплотнение в виде колпачка 1 или сальника 3 (см. рисунок 2.5).

 

 

а) ЗМЗ-24; б)BA3-2105;

1 -колпачок; 2-направляющая втулка;3 -сальник; 4- лабиринтное уплотнение

Рисунок 3.5 - Уплотнения клапанов

 

В настоящее время все шире применяют так называемую четырехклапанную конструкцию (в первую очередь для двигателей легковых автомобилей), т.е. установку в каждом цилиндре двух впускных и двух выпускных клапанов. Это позволяет улучшить наполнение цилиндров свежей смесью, а значит, увеличить литровую мощность двигателя (до 50 кВт/л). Свеча у четырехклапанных карбюраторных двигателей расположена в центре камеры, что сокращает время сгорания смеси и улучшает топливную экономичность двигателя.