Общественные отношения
В процессе своей жизнедеятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные общественные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.Не все связи, возникающие между людьми в процессе общения и совместной деятельности относят к общественным отношениям (не является таковым, например, контакт в общественном транспорте).
Таким образом, общественные отношения - это устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные) отношения, затрагивающие важные стороны жизни людей.
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни (например, отношения собственности и распределения в экономике). Все общественные отношения могут быть условно разделены на две группы:
-материальные;
-духовные.
Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него.
Духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными потребностями.
Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения- отношения между отдельными индивидами, объединёнными общими потребностями и интересами (досуг, быт).
Социолог П. Сорокин выделил следующие виды взаимодействий:
- между двумя индивидами (например, муж и жена; учитель и ученик; два товарища);
- между тремя индивидами (например, семья);
- между четырьмя индивидами и более (певец и его слушатели); *
- между многими людьми (неорганизованная толпа). Межличностные отношения возникают и в ходе индивидуального общения (персонифицированная форма общественных отношений).
4. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО*
С давних пор люди пытались объяснить причины возникновения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы- это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, героях и т. д. Совокупность мифов называется мифологией.Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных общественных проблемах, об отношении мироздания с его законами и людей также пытались найти религия и философия. Именно философское учение об обществе на сегодняшний день является наиболее разработанным.
Совместить мифологию и философию впервые попытались индийские мудрецы. Первым философским произведением можно назвать тексты Веды, которые были созданы в период с 1500 по 600-е гг. до н.э. в Древней Индии. Ведическая литература не только пыталась объяснить происхождение Вселенной и всех живых существ, но и освещала социальное неравенстве индийского общества - деление на касты (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и т.д.). Против этой несправедливости выступил буддизм/Буддизм - это одновременно религия и философское учение, предлагающее путь избавления человека от жизненных страданий.
Древний Китай дал миру даосизм (Дао - путь, который должен для себя найти человек). Даосы считали, что, в мире два начала: Инь (тёмное начало, пассивное ожидание) и Янь (нечто активное, освещающее путь познания). Человек, объединяющий тёмное и светлое, женское и мужское, активное и пассивное, занимает некоторое срединное положение в мире и призван соединить два начала.
В отличие от последователей даосизма, которые стремились к индивидуальному совершенствованию, Конфуций (551-479 гг. до н.э.) разработал учение о «благородном муже» - человеке, который интересы общества и государства (Конфуций отождествляет эти понятия) ставит на первое место, пренебрегая личными.
Античный философ Платон предложил модель идеального государства, которое основано на принципе справедливости. В государстве Платон выделял три группы: мудрецы, которые Должны править; воины, которые должны защищать; крестьяне и ремесленники, которые должны трудиться. Государство по Платону - это особая форма поселения людей для взаимопомощи, поддержания порядка.
Аристотель выделял три формы объединения людей: семью, селение, государство. Он считал, что опорой государства должны быть не бедняки и не богачи, а средние слои общества.
В Средние века все объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Наиболее выдающиеся философы этого периода - Аврелий Августин и Фома Аквинский - понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом и которая развивается в соответствии с волей Бога.
В период Нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинул тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который считал, что государство покоится на общественном договоре, заключенном людьми для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители теории общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) развили взгляды Эпикура, выдвинув идею так называемых «естественных прав», т. е. таких прав, которые человек получает от рождения.
В XIX в. философами было выработано понятие «гражданское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости», в которой «пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены» (Г. Гегель).
В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно накапливались в недрах философии, выделилась и стала составлять отдельную науку об обществе — социологию. Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом.
Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общественном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется экономическими факторами, а политическое, социальное, духовное развитие общества является лишь отражением материальной жизни людей.
Человеческое общество, по мнению Маркса, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, определяемую уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
Близки к материалистической теории общественной жизни взгляды Р. Арона, Д. Белла, У. Ростоу и др. Они выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Теория индустриального общества (Р. Арон) рассматривает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.
В 60-70-е гг. в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффле-ра были выделены три стадии развития общества:
первая - доиндустриальная (аграрная);
вторая - индустриальная;
третья - постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (3. Бжезинский).
На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, на второй - промышленность, на третьей - сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.
Эти теории, хотя и находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, тем не менее имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся путём социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.
Новым этапом в изучении общественных явлений стала теория культурно-исторических типов русского исследователя XIX в. Н.Л. Данилевского, согласно которой отдельные общества (цивилизации) развиваются подобно биологическим организмам. Цивилизационную теорию развили О. Шпенглер и А. Тойнби.