Теневая экономика
Мейозис
Оксюморон
III Фигуры диалогизации (предложения)
1) Риторический вопрос
2) Риторическое восклицание
3) Риторическое обращение -
4)Афоризм
Теневая экономика
Швейцария – 6%, Франция – 14%, Россия – 40%, Грузия – 60%, США – 6,7%
Приверженность установленным правилом – первостепенный критерий участия в законной экономике. Несоблюдение или обход установленных доходов – критерий участия в теневой экономике.
Э. Файг категории:
1. Нелегальная экономика – предприятие участвует в производстве и распределении запрещённых товаров и услуг: нелегальное производство наркотиков, спекуляции;
2. Неучтённая – включает экономическую деятельность, входящую в институционально установленные фискальные правила, установленные в налоговом кодексе, возникает налоговый зазор (различие между суммой получаемых налогов и установленных);
3. Незарегистрированная экономика – деятельность не зарегистрированная в органах статотчётности;
4. Неформальная экономика – экономическая деятельность, которая экономит частные издержки, нарушая общественные выгоды и права, предписанные законами и административными правилами, отношениями финансового кредитования состояния. Измеряется нелегальными доходами, полученными лицом. Нецелевое использование средств.
Подсчёт электрической энергии.
Теневая экономика характеризует эффективность работы экономической системы, эффективность институтов.
Причины появления теневой экономики:
1. Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности;
2. Высокие транзакционные издержки в сфере бизнеса;
3. Подчинение системы финансовых институтов определённой группе интересов.
Затраты на единицу эффекта. Эффект принимается в виде роста валового продукта.
Затраты, связанные с разработкой:
- Институтов на разработку, принятие новых законов;
- На изучение, мониторинг;
- Внедрение законов;
- Создание новых организаций;
- Судебные расходы.
d1 | d2 | |||
ВВП 1 | ||||
ВВП 2 | 75 трлн | |||
Затраты на 1 рубль | ||||
Разработка новых законов | 29 млн | Э1 2трлн/77 | ||
Внедрение новых законов | Э2 1трлн/90 | |||
Создание организаций | ||||
Судебные расходы | ||||
Сумма |
Первый вариант более предпочтительный.
Управление
1. Планирование
Синтез ->анализ -> синтез
a. Стратегическое;
b. Текущее (метод Канта, сетевой метод планирования).
2. Организация
a. Линейная – в авторитарных методах управления;
b. Линейно-функциональная – часть функций управления передаётся подразделениям;
Нет функции стратегии.
c. Штабная отдельный отдел стратегического планирования;
d. Матричная – внедрение инвестиционных проектов в процессе промышленной деятельности;
e. Дивизиональная – крупные корпорации, холдинги;
f. Кросс-структуры – заключение договоров с другими предприятиями на выполнение функций.
Стратегия – оптимальный набор правил и приёмов, предназначенных для достижения целей и реализации её миссии.
Планирование – процесс разработки плана, определяющего, что нужно достичь, какими действиями сообразуя со временем и пространством.
Задачи планирования:
1. Обеспечение целенаправленного развития организации;
2. Перспективная ориентация и раннее распознание проблем развития;
3. Координация деятельности подразделений и работников организации;
4. Создание объективной базы для эффективного контроля;
5. Стимулирование трудовой активности работающих;
6. Информационное обеспечение работников организации.
Этапы планирования:
1. Постановка задачи;
2. Разработка плана;
3. Реализация планового решения.
Принципы:
1. Единства;
2. Участия – все участвуют в плане;
3. Непрерывности;
4. Гибкости;
5. Точности.
Институты с непосредственно экономическим значением, которые координируют действия людей - это, например, деньги и кредит, промышленные и технологические стандарты, типовые договоры. Шоттер выдвинул гипотезу о том, что деление времени на недели возникло в целях решения проблемы координации обмена на рынке.
Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на издержки обмена и производства. Наряду с применяемой технологией они определяют трансакционные и трансформационные (производственные) издержки, которые в совокупности составляют общие издержки производства.
Для понимания связи между институтами и эффективностью производства существенна концепция трансакционных издержек.
4. Эффективность институтов в экономике
По степени экономической эффективности институты классифицируют на эффективные, малоэффективные, неэффективные; по характеру действия -действующие и недействующие; по степени рациональности процедуры воздействий на экономических субъектов - рациональные и нерациональные.
Из приведенной классификации можно выделить институты, сдерживающие развитие национальной экономики. К их числу относятся: малоэффективные, неэффективные, несправедливые, недействующие и нерациональные. Условно назовем их негативными. Однако подобная классификация не позволяет построить институциональную модель национальной экономики, так как в ней отсутствуют критерии институциональных целевых ориентиров. Исходя из этого, можно выделить четыре большие группы институтов: актуальные, востребованные, идеальные и консенсусные. Под актуальными понимается совокупность действующих формальных и неформальных институтов.
Востребованные институты - совокупность новых институтов, которые, по мнению различных факторов (то есть устроителей) и пользователей, необходимы для развития институциональной среды экономики. С учетом нарастающего спроса населения России на нормы социальной справедливости они должны занять достойное место в составе этих институтов. Идеальные институты определяют совершенные во всех отношениях нормы поведения экономических субъектов и задают лишь своеобразный ориентир, к которому нужно стремиться, но которого на практике нельзя достичь. Таким институциональным идеалом могут быть институты гражданского общества, включающие регуляторы социально-экономических отношений с позиций критериев содействия гуманизации и транспарентности, повышения их экономической эффективности , социальной справедливости и социальной ответственности.
Консенсусные институты представляют систему согласованных между собой экономически эффективных и социально справедливых институтов . При этом очевидно, что любой консенсус в социально-экономических отношениях никогда не бывает оптимальным.
Исходя из приведенной выше классификации институтов и выделяя наиболее существенные их виды, проектировочную институциональную модель можно представить в следующем общем виде:
,где ,,, и - множества консенсусных, актуальных, негативных, востребованных, негативных востребованных и идеальных институтов.
Иными словами, консенсусные институты формируются на основе актуальных институтов путем выявления и устранения из их числа негативных институтов и объединения разности множеств; последнее включает новые востребованные институты (выращенные и/или трансплантированные), из числа которых также исключены негативные востребованные институты. Полученная система консенсусных институтов должна стремиться к идеальным институтам. Основополагающей характеристикой институциональной среды является согласованность составляющих ее и взаимодействующих между собой институтов. Поэтому консенсусные институты и составляющие их нормы должны быть наилучшим образом согласованы между собой.