Теневая экономика

Мейозис

Оксюморон

III Фигуры диалогизации (предложения)

1) Риторический вопрос

2) Риторическое восклицание

3) Риторическое обращение -

4)Афоризм

 

Теневая экономика

Швейцария – 6%, Франция – 14%, Россия – 40%, Грузия – 60%, США – 6,7%

Приверженность установленным правилом – первостепенный критерий участия в законной экономике. Несоблюдение или обход установленных доходов – критерий участия в теневой экономике.

Э. Файг категории:

1. Нелегальная экономика – предприятие участвует в производстве и распределении запрещённых товаров и услуг: нелегальное производство наркотиков, спекуляции;

2. Неучтённая – включает экономическую деятельность, входящую в институционально установленные фискальные правила, установленные в налоговом кодексе, возникает налоговый зазор (различие между суммой получаемых налогов и установленных);

3. Незарегистрированная экономика – деятельность не зарегистрированная в органах статотчётности;

4. Неформальная экономика – экономическая деятельность, которая экономит частные издержки, нарушая общественные выгоды и права, предписанные законами и административными правилами, отношениями финансового кредитования состояния. Измеряется нелегальными доходами, полученными лицом. Нецелевое использование средств.

Подсчёт электрической энергии.

Теневая экономика характеризует эффективность работы экономической системы, эффективность институтов.

Причины появления теневой экономики:

1. Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности;

2. Высокие транзакционные издержки в сфере бизнеса;

3. Подчинение системы финансовых институтов определённой группе интересов.

Затраты на единицу эффекта. Эффект принимается в виде роста валового продукта.

Затраты, связанные с разработкой:

- Институтов на разработку, принятие новых законов;

- На изучение, мониторинг;

- Внедрение законов;

- Создание новых организаций;

- Судебные расходы.

 

  d1 d2
ВВП 1    
ВВП 2 75 трлн
Затраты на 1 рубль        
Разработка новых законов 29 млн Э1 2трлн/77  
Внедрение новых законов Э2 1трлн/90  
Создание организаций    
Судебные расходы    
Сумма    

Первый вариант более предпочтительный.

Управление

1. Планирование

Синтез ->анализ -> синтез

a. Стратегическое;

b. Текущее (метод Канта, сетевой метод планирования).

2. Организация

a. Линейная – в авторитарных методах управления;

b. Линейно-функциональная – часть функций управления передаётся подразделениям;

Нет функции стратегии.

c. Штабная отдельный отдел стратегического планирования;

d. Матричная – внедрение инвестиционных проектов в процессе промышленной деятельности;

e. Дивизиональная – крупные корпорации, холдинги;

f. Кросс-структуры – заключение договоров с другими предприятиями на выполнение функций.

Стратегия – оптимальный набор правил и приёмов, предназначенных для достижения целей и реализации её миссии.

Планирование – процесс разработки плана, определяющего, что нужно достичь, какими действиями сообразуя со временем и пространством.

Задачи планирования:

1. Обеспечение целенаправленного развития организации;

2. Перспективная ориентация и раннее распознание проблем развития;

3. Координация деятельности подразделений и работников организации;

4. Создание объективной базы для эффективного контроля;

5. Стимулирование трудовой активности работающих;

6. Информационное обеспечение работников организации.

Этапы планирования:

1. Постановка задачи;

2. Разработка плана;

3. Реализация планового решения.

Принципы:

1. Единства;

2. Участия – все участвуют в плане;

3. Непрерывности;

4. Гибкости;

5. Точности.

Институты с непосредственно экономическим значением, которые координируют действия людей - это, например, деньги и кредит, промышленные и технологические стандарты, типовые договоры. Шоттер выдвинул гипотезу о том, что деление времени на недели возникло в целях решения проблемы координации обмена на рынке.

Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на издержки обмена и производства. Наряду с применяемой технологией они определяют трансакционные и трансформационные (производственные) издержки, которые в совокупности составляют общие издержки производства.

Для понимания связи между институтами и эффективностью производства существенна концепция трансакционных издержек.

4. Эффективность институтов в экономике

По степени экономической эффективности институты классифицируют на эффективные, малоэффективные, неэффективные; по характеру действия -действующие и недействующие; по степени рациональности процедуры воздействий на экономических субъектов - рациональные и нерациональные.

Из приведенной классификации можно выделить институты, сдерживающие развитие национальной экономики. К их числу относятся: малоэффективные, неэффективные, несправедливые, недействующие и нерациональные. Условно назовем их негативными. Однако подобная классификация не позволяет построить институциональную модель национальной экономики, так как в ней отсутствуют критерии институциональных целевых ориентиров. Исходя из этого, можно выделить четыре большие группы институтов: актуальные, востребованные, идеальные и консенсусные. Под актуальными понимается совокупность действующих формальных и неформальных институтов.

Востребованные институты - совокупность новых институтов, которые, по мнению различных факторов (то есть устроителей) и пользователей, необходимы для развития институциональной среды экономики. С учетом нарастающего спроса населения России на нормы социальной справедливости они должны занять достойное место в составе этих институтов. Идеальные институты определяют совершенные во всех отношениях нормы поведения экономических субъектов и задают лишь своеобразный ориентир, к которому нужно стремиться, но которого на практике нельзя достичь. Таким институциональным идеалом могут быть институты гражданского общества, включающие регуляторы социально-экономических отношений с позиций критериев содействия гуманизации и транспарентности, повышения их экономической эффективности , социальной справедливости и социальной ответственности.

Консенсусные институты представляют систему согласованных между собой экономически эффективных и социально справедливых институтов . При этом очевидно, что любой консенсус в социально-экономических отношениях никогда не бывает оптимальным.

Исходя из приведенной выше классификации институтов и выделяя наиболее существенные их виды, проектировочную институциональную модель можно представить в следующем общем виде:

,где ,,, и - множества консенсусных, актуальных, негативных, востребованных, негативных востребованных и идеальных институтов.

Иными словами, консенсусные институты формируются на основе актуальных институтов путем выявления и устранения из их числа негативных институтов и объединения разности множеств; последнее включает новые востребованные институты (выращенные и/или трансплантированные), из числа которых также исключены негативные востребованные институты. Полученная система консенсусных институтов должна стремиться к идеальным институтам. Основополагающей характеристикой институциональной среды является согласованность составляющих ее и взаимодействующих между собой институтов. Поэтому консенсусные институты и составляющие их нормы должны быть наилучшим образом согласованы между собой.