ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ 1
• Риторика является теорией ораторской речи, поэтому ее использование в PR важно при подготовке и произнесенияи речей. Риторика имеет три программы: инвенция – отбор аргументов, эмоциональных отсылок; диспозиция – расположение отобранного; элокуция – вербальная реализация отобранного вплоть до фонетического уровня.
• Теория аргументации – это социальная, интеллектуальная и вебальная деятельность, направленная на оправдание или опровержение некого мнения. Разрешение спора происходит в четыре этапа: 1) стадия конфронтации, где выдвигается и подвергается сомнению точка зрения; 2) стадия открытия дискуссии, где стороны договариваются о правилах дискуссий и защищают/критикуют точку зрения; 3) стадия аргументации, представляющая собой реальную дискуссию, когда требуется дальнейшая аргументация для разрешения сомнений; 4) заключительная стадия, где устанавливается то, как разрешен спор. Для PR важны следующие ориентации теории аргументации: подлинная речевая реальность, порождение аргументации, направленность на собеседника.
• Герменевтика – искусство понимания и истолкования. Общей целью герменевтики является гармонизация отношений, что способствовало возникновению понятия герменевтического круга. Суть данного явления заключается в понимании части с точки зрения целого, а целого – с точки зрения частей. Герменевтика следует следующим канонам, сформулированным Ф. Шлейермахером: 1. Все, что еще нуждается в более близком определении в данной речи, может определяться только из языка автора и его первоначального круга читателей. 2. Смысл всякого слова в данном месте должен определяться по его связи со смыслом контекста.
• В основе НЛП лежит представление о том, что обучение, память и творчество являются функциями определенных нейролингвистических программ. Цель НЛП состоит в том, чтобы дать людям больше вариантов поведения. Значимыми для PR являются такие аспекты НЛП, как принцип «карты и территории», рефрейминг, метафора, три позиции восприятия, списки для визуального наблюдения и техника «якоря». Человек получает коммуникацию по множеству каналов (аудио, визуальный и кинестетический), но у каждого человека существует доминирующий канал, на который стоит делать акцент при подаче информации.
• В последнее время пропаганда базируется на научных основаниях. Существует две модели пропагандистской коммуникации: модель искривленного источника, модель легитимизации источника. Кроме этого, пропаганда достаточно эффективно использует слухи, в результате чего появляется модель слухового источника.
• Критикуя мягкий и жесткий подходы в теории переговоров, Гарвардская программа предложила подход, названный «принципиальные переговоры». Его основными постулатами являются четыре пункта: делать разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров, сосредотачиваться на интересах, а не на позициях, разрабатывать взаимовыгодные варианты, использовать объективные критерии.
• Мифология неразрывно связана с идеологией. Причинами успешности идеологии являются: претензия на истинность, внутренняя непротиворечивость, работа с формой, а не содержанием.
ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ 1