Глава 10. СЕРВИСНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В КОММЕРЧЕСКОМ ОБОРОТЕ

 

10.1. Понятие и система сервисных обязательств

 

Оптовая торговля не состоит исключительно из цепочки последовательных перепродаж товара от его производителя до конечного потребителя. В процессе осуществления торговой деятельности товар нуждается в физическом перемещении в пространстве, накапливании на складах, определенных условиях хранения, сортировке в партии, погрузке, охране и многих других необходимых действиях, без осуществления которых доставка его до конечного потребителя в итоге оказалась бы невозможной. Все эти действия в сфере торговли, где действуют профессиональные предприниматели, осуществляются на договорной основе. Гражданско-правовые договорные конструкции составляют не только ядро операций по купле-продаже товаров, но также совершенно необходимы для обеспечения реализации товаров на оптовых рынках. Эти договоры выполняют функции обслуживания потребностей рыночных торговцев, поэтому их можно характеризовать как "сервисные" (обслуживающие) торговые обязательства.

В связи с тем что договорные конструкции, предстающие в торговом обороте как сервисные обязательства, широко используются в гражданском праве, следует отметить ряд их отличительных особенностей в коммерческом праве:

1) объектом сервисных договорных обязательств в торговле являются различные действия, не направленные непосредственно на реализацию товаров, т.е. на заключение и исполнение отчуждательных договоров. Таким образом, все договорные модели, направленные на передачу имущества в собственность или во временное пользование, поименованные в ГК РФ, не включаются в систему сервисных торговых договоров. Ряд обязательств, широко используемых в торговле, направлен на выполнение работ (например, маркетинговые работы, такелажные работы и др.). Другие виды сервисных договоров по своей правовой природе являются обязательствами по оказанию услуг (хранение, страхование, логистика и т.д.);

2) материальным предметом сервисных торговых обязательств всегда является предмет отчуждательных коммерческих договоров - товар. Этот признак является критериальным для дифференциации торгового обязательства от обязательства иного вида. Эти виды договоров не просто связаны с торговым оборотом, но и обслуживают те виды имущества, которые являются предметами торгового обращения;

3) все виды сервисных договорных обязательств являются дополнительными (вспомогательными) по отношению к обязательствам, связанным с отчуждением товаров. Однако это означает, что все эти договоры носят признаки акцессорных (зависимых) сделок по отношению к договорам купли-продажи. Из этого следует важный вывод, что действительность сервисных договоров не зависит от действительности соответствующих договоров купли-продажи. С другой стороны, сервисные обязательства могут являться элементами составных договорных конструкций, например договоров в пользу третьего лица или обязательств с участием третьего лица, таких, к примеру, как договор перевозки грузов;

4) важным отличием сервисных обязательств является то, что они не имеют непосредственного отношения к смене собственников товара. Эти обязательства протекают параллельно с обязательствами по купле-продаже, абсолютно не соприкасаясь с ними в сфере вещных прав собственности на товары;

5) сервисные договоры соответствуют всем признакам коммерческих договоров: это обязательства возмездные, встречные, направленные на извлечение прибыли, обеими сторонами которых являются профессиональные предприниматели;

6) эти обязательства отличаются тем, что они направлены на достижение специальной цели - продвижение товаров на оптовых рынках, которое осуществляется посредством: физического перемещения товаров; обеспечения их сохранности, качества и безопасности; организации товаропотоков и оптимизации сбыта товаров.

По юридико-экономическому признаку, а также по своей направленности сервисные обязательства бывают двух видов: направленные на выполнение работ и на оказание услуг. Работы в свою очередь могут иметь материальный результат (отчет при проведении маркетинговых исследований, рекламный продукт), а могут и не иметь такового (такелажные работы, погрузочные работы). Услуги, осуществляемые в сфере торговли, могут представлять собой деятельность по хранению товаров, их страхованию, по перевозке грузов, логистике, транспортной экспедиции, коммерческой концессии и др.

Более наглядной является классификация сервисных торговых обязательств по их функциональной направленности:

1) транспортные обязательства. К этой группе относятся все виды грузовых перевозок, такелажные и погрузочно-разгрузочные работы, а также связанные с этим договоры транспортной экспедиции. К разряду транспортных обязательств в торговле также относятся транспортные услуги транспортных организаций за перевозку товаров (перевозка, подача вагонов, взвешивание грузов и пр.); услуги организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, экспедиционные операции и другие услуги;

2) обязательства, направленные на обеспечение материальных интересов собственников товаров. Эта группа сервисных обязательств имеет целью сохранение товаров в процессе их продвижения к конечному потребителю. Сохранность товаров находится в непосредственной связи с обеспечением их безопасности, которая включает не только необходимость соблюдения требований, связанных непосредственно с хранением товаров, но также и услуги по их охране. Существенное значение в обеспечении качества товаров должно уделяться условиям их хранения и транспортировки, исполнению требований государственных стандартов и регламентов, установленных законом. Материальные интересы собственников защищаются не только посредством обеспечения сохранности товара, но и путем осуществления услуг по их страхованию, а также по страхованию ответственности как самих продавцов, так и коммерческих представителей и исполнителей сервисных обязательств;

3) обязательства, направленные на организацию товаропотоков и осуществление контроля движения товаров. Основу этой группы договоров составляют так называемые организационные договоры <1>, целью которых является обеспечение общих условий взаимосвязанной деятельности субъектов торговли. К такого рода обязательствам относятся договоры о взаимосвязанной деятельности субъектов рынка, договоры на организацию сбыта товаров и обеспечение материальными ресурсами, обязательства по организации перевозок и узловые соглашения, соглашения органов государственной и муниципальной власти с субъектами рынка по организации торговой деятельности и многие другие виды соглашений. Особым видом этой группы отношений являются услуги в области логистики, направленные на управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения;

--------------------------------

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. С. 313 - 321.

 

4) обязательства, направленные на информационное обеспечение торговли. К числу таких сервисных обязательств относятся работы по проведению маркетинговых исследований возможности осуществления и оптимизации продаж различных видов товаров; разработка, производство и распространение рекламной продукции, информационно-консультативное обеспечение торговой деятельности, направленное на доведение информации до субъектов торговой деятельности, проведение консультаций и экспертиз в отношении различных видов товаров и коммерческой деятельности; а также договор коммерческой концессии, предназначенный для передачи делового опыта, навыков и знаний в определенной области коммерческой деятельности с предоставлением возможности пользования фирменным наименованием, товарными знаками и ноу-хау их правообладателя.

 

10.2. Транспортные обязательства

 

10.2.1. Договор перевозки грузов

 

В качестве грузоотправителя, как правило, выступают сами товаровладельцы или их законные представители. Понятие перевозчика как субъекта договорных отношений в сфере перевозки товаров различно и зависит от вида транспорта, которым перемещается тот или иной товар.

В коммерческих отношениях в качестве перевозчика, осуществляющего транспортные услуги по отношению к товару, могут выступать как юридические, так и физические лица, как нуждающиеся, так и не нуждающиеся в лицензировании своей деятельности, специфика которой определяется особенностями вида транспорта, посредством которого осуществляется перевозка товаров.

Основными субъектами перевозки товаров являются торговые операторы или частные предприниматели. В зависимости от вида транспорта, с помощью которого осуществляется перевозка товаров, субъекты коммерческой деятельности в области перевозки можно разделить на:

1) железнодорожных перевозчиков: предприятия железнодорожного транспорта;

2) автомобильных перевозчиков: автотранспортные предприятия;

3) водных перевозчиков: морские и речные порты, морские и речные пароходства;

4) воздушных перевозчиков: аэропорты, авиапредприятия;

5) смешанных перевозчиков: смешанные транспортные предприятия.

В соответствии с гражданским законодательством подача транспортных средств отправителю груза осуществляется на договорной основе, т.е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза. Основанием возникновения транспортного обязательства может служить принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя на подачу соответствующих транспортных средств. В условиях рыночной экономики приобрели приоритетное значение договорные основания возникновения транспортных обязательств. Это не предполагает, однако, полной утраты государственного влияния на работу транспорта, особенно железнодорожного, относящегося к федеральной собственности и к категории монополизированных систем.

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику. Поэтому этот договор в юридической литературе нередко именуется договором перевозки конкретного груза <1>. Статья 784 ГК РФ устанавливает, что перевозка грузов, багажа осуществляется на основании договора перевозки, но и не исключает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами. Договор перевозки грузов выполняет основные задачи, связанные с перемещением товаров, и способствует фактическому (в отличие от юридического) продвижению товаров от производителей к потребителям.

--------------------------------

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. С. 302.

 

Договор перевозки грузов определяется как соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Договор перевозки грузов всегда заключается в обязательной письменной форме путем составления и выдачи отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (ст. 25 УЖТ РФ, ст. 105 ВК РФ, ст. 142 КТМ РФ, ст. 67 КВВТ РФ, ст. 8 УАТ РФ). Транспортная накладная заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и представляет собой письменную форму этого договора. Кроме того, транспортная накладная является товаросопроводительным документом, т.е. сопровождает груз на протяжении всего пути его следования, а также документом, который удостоверяет ход исполнения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки. На железнодорожном транспорте используется специальная форма электронной накладной, которая заполняется и передается с использованием технических и программных средств автоматизированной информационной системы организации перевозок грузов. Грузоотправитель несет имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, а также за последствия, возникшие вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в транспортной накладной.

В отличие от остальных транспортных уставов и кодексов заключение договора морской перевозки груза регулируется особым образом. Письменными доказательствами его наличия и содержания договора являются чартер, коносамент и иные специальные документы. Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанного отправителем документа, в котором содержатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе: его наименовании, особых свойствах, маркировке, массе и числе мест либо о количестве груза, его внешнем состоянии и упаковке (п. 1 ст. 142 КТМ РФ). Коносамент не только является документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свидетельствует о получении груза перевозчиком, а также является товарораспорядительным документом (ценной бумагой). В качестве ценной бумаги коносамент признается и ст. 143 ГК РФ. Коносамент как ценная бумага может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя.

Главной обязанностью перевозчика является доставка груза в место назначения, указанное в транспортной накладной. При определенных условиях допускается изменение пункта назначения или получателя перевозимого груза. На сторону, по заявлению которой проведено такое изменение, возлагается ответственность перед первоначальным грузополучателем за последствия такого изменения. Эта сторона обязана также урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным грузополучателем и фактическим грузополучателем (ст. 32 УЖТ РФ). Порядок переадресовки грузов установлен Правилами переадресовки грузов на железнодорожном транспорте <1>, ст. 110 ВК РФ, ст. 78 КВВТ РФ.

--------------------------------

<1> Приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 44 "Об утверждении Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте" // БНА ФОИС. 2003. N 42.

 

В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. В круг обязанностей перевозчика по договору перевозки груза все транспортные уставы и кодексы включают обязанность по обеспечению сохранности перевозимого груза. Период ответственности перевозчика за сохранность перевозимого груза включает в себя время с момента принятия груза к перевозке и до выдачи его получателю в пункте назначения и зачастую зависит от вида транспорта, которым осуществляется перевозка. Обеспечению сохранности перевозимых грузов содействует выполнение грузоотправителем и перевозчиком, погрузившими товары в отдельное помещение для транспортировки, обязанностей по пломбированию транспортируемых закрытых объемов (контейнеров, вагонов, фургонов и т.п.). Например, на железнодорожном транспорте действуют Правила пломбирования вагонов и контейнеров <1>. На водном транспорте опломбирование осуществляется по правилам ст. 74 КВВТ РФ. При транспортировке товаров открытым способом также должны соблюдаться правила, предписанные специальными правилами и перечнями <2>. Особенности перевозки открытым способом так называемых палубных грузов регламентированы ст. 138 КТМ РФ. Для обеспечения сохранности перевозимых грузов на некоторых видах транспорта могут заключаться договоры перевозки грузов с условием об их сопровождении военизированной охраной или представителями грузоотправителей либо грузополучателей. Такие договоры носят характер смешанных договоров, включающих элементы договора возмездного оказания услуг по охране товаров <3>.

--------------------------------

<1> Приказ МПС России от 17 июня 2003 г. N 24 "Об утверждении Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте" // Российская газета (спец. выпуск). 2003. 20 июня.

<2> См., например: Приказы МПС России от 16 июня 2003 г. N 19 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе" // БНА ФОИС. 2003. N 39; от 17 июня 2003 г. N 23 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в транспортных пакетах" // Российская газета (спец. выпуск). 2003. 20 июня; от 25 июня 2003 г. N 51 "Об утверждении Перечня грузов, перевозка которых железнодорожным транспортом допускается в открытых вагонах" // БНА ФОИС. 2003. 10 нояб.; от 25 июня 2003 г. N 52 "Об утверждении Перечня грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом" // БНА ФОИС. 2003. 10 нояб.

<3> См. также: Приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 38 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны".

 

Непосредственной обязанностью перевозчика, которую он несет как перед грузоотправителем, так и перед получателем груза как третьим лицом, является выдача товара, доставленного по договору перевозки в пункт назначения, получателю, в пользу которого был заключен договор перевозки. Получатель обязан принять от перевозчика груз, доставленный в его адрес, и может отказаться от принятия груза только в том случае, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования такого груза (п. 2 ст. 111 ВК РФ, п. 5 ст. 79 КВВТ РФ).

Однако в этом случае возникает проблема, связанная с тем, что, как правило, грузополучатель не участвует в заключении договора перевозки груза, который связывает договорными отношениями грузоотправителя и перевозчика, и не является стороной вытекающего из него обязательства. Все предписания транспортного законодательства, определяющие обязанности грузополучателя, становятся обязательными для него с момента выражения им перевозчику своего намерения воспользоваться своим правом по договору перевозки груза в виде предъявления требования о выдаче груза, так как по отношению к договору перевозки грузополучатель является третьим лицом. Для перевозчика важно, чтобы грузополучатель не только обладал правом на получение груза, но и имел установленную обязанность по его получению, в случае неисполнения которой перевозчик мог бы применить к нему меры ответственности. В коммерческих отношениях, опосредующих процесс купли-продажи товаров, этот вопрос решается путем признания договора перевозки и договора купли-продажи связанными между собой и представляющими единое составное договорное обязательство. При этом желательно, чтобы в договоре перевозки в качестве условия была определена обязанность получения груза покупателем или его представителем, который одновременно является грузополучателем по договору перевозки груза. Таким образом, договор перевозки груза в коммерческих отношениях является примером обязательства с участием третьего лица, которым является грузополучатель (покупатель или его представитель) по договору купли-продажи.

В случае если грузополучатель отказывается принимать товар, перевозчик в соответствии с правилами ст. 359 ГК РФ вправе удерживать доставленный груз до тех пор, пока соответствующее обязательство по оплате его перевозки не будет исполнено. Если предупрежденный предварительно грузоотправитель не реализует обязанность распоряжения непринятым грузом, перевозчик имеет право его непосредственной реализации, что является исключением из правил о реализации залога (ст. 360 ГК РФ).

В некоторых случаях может проводиться проверка массы груза, его количества и состояния. Если при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение или порча груза, должен быть составлен коммерческий акт. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочных документах; повреждения или порчи груза; обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза; возвращения железной дороге похищенного груза. Коммерческий акт представляет собой документ, в котором указываются: точное и подробное описание состояния груза и тех обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность; данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы в подвижном составе, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе.

Транспортное законодательство предусматривает, что исполнение грузоотправителем обязанности по оплате перевозки груза должно носить предварительный характер, т.е. плата за перевозку должна вноситься грузоотправителем до отправления груза из пункта отправления. В исключительных случаях может быть согласовано условие об оплате перевозки в пункте назначения. В этом случае обязательным условием принятия решения об оплате перевозки грузополучателем на станции назначения является согласование предоставления грузоотправителем или грузополучателем гарантии внесения платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей, а также действий сторон на случай нарушения взятых ими обязательств.

В соответствии с положением п. 1 ст. 400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков, т.е. установлена ограниченная ответственность. Ограниченный характер ответственности является характерной чертой ответственности за нарушение обязательств по перевозке груза, которая сводится к тому, что она устанавливается либо в форме возмещения прямого ущерба или его части (но не упущенной выгоды), либо в форме исключительной неустойки, в частности, за просрочку его доставки. Действие принципа ограниченной ответственности применительно к обязательствам по перевозкам грузов отнюдь не сводится только к тем нарушениям, за которые такая ответственность непосредственно предусмотрена транспортным законодательством или соглашением сторон, а распространяется на все нарушения любых условий договора перевозки.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ). В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Ответственность грузоотправителя перед перевозчиком может наступить за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза или его особых свойств, за отправление груза, запрещенного для перевозки, а также за просрочку внесения провозной платы и иных платежей, причитающихся перевозчику за перевозку груза.

Договоры перевозки грузов являются сервисными (обслуживающими) договорами по отношению к основным для коммерческого оборота отчуждательным договорам. Этим определяется и ряд особенностей соотношения договоров на перевозку грузов с отчуждательными коммерческими договорами:

1) момент исполнения обязанности продавца передать товар находится в зависимости от способа передачи товара, которая в соответствии со ст. 458 ГК РФ может быть произведена по месту расположения покупателя или указанного им лица, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара; может предполагать предоставление товара в распоряжение покупателя в месте нахождения поставщика (выборка товара); может быть осуществлена путем сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю. От регламентации этого условия в договоре зависит не только определение момента возникновения права собственности на товар у покупателя, но и определение стороны, ответственной за перемещение товара. При выборке товаров в роли грузоотправителя выступает покупатель, при доставке товаров или их передаче перевозчику - продавец;

2) отчуждательный договор может содержать условия, влияющие на содержание договора перевозки, например состав перевозчиков и транспортных документов, указание на перевозку несколькими видами транспорта по одному транспортному документу;

3) объем и характер товара влияют на выбор способа перевозки и вид избираемого транспорта, наиболее соответствующий особенностям товара как груза (например, негабаритные грузы следует транспортировать на открытых платформах, быстропортящиеся - в рефрижераторах, ценные - в закрытых объемах и т.д.);

4) сроки перевозки груза находятся в непосредственной зависимости от определенного в торговом договоре срока исполнения продавцом обязанности по поставке товара;

5) поставка товаров может осуществляться путем передачи товаров покупателю или лицу, указанному покупателем в качестве получателя товара. Исполнение договора не покупателю, а получателю допускается, если договором предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке товаров получателям (отгрузочные разнарядки);

6) при наличии длительных долгосрочных и устойчивых связей с покупателями продавцы могут заключать организационные договоры на перевозку грузов;

7) в соответствии с правовой природой договора купли-продажи покупатель обязан принять товар. Это одна из его основных обязанностей (п. 1 ст. 454 ГК РФ) наряду с обязанностью оплатить товар. Совокупность обязанностей по принятию товаров должна гарантировать перевозчику приемку грузов в месте назначения на основании договоров купли-продажи, которые, как уже отмечалось, в коммерческой практике являются основным обязательством по отношению к договору перевозки грузов. Поэтому в отчуждательном (торговом) договоре, в котором в качестве грузоотправителя выступает продавец товаров, желательно отразить способ и особенности транспортировки и передачи товара покупателю и обозначить его обязанность по принятию груза от перевозчика.

 

10.2.2. Транспортная экспедиция

 

Многие оптовые продавцы прибегают к использованию договорной модели транспортной экспедиции, что связано с несколькими факторами: отсутствием необходимых для организации транспортировки товаров специализированных работников (например, грузчиков, шоферов, логистов и др.); отсутствием необходимости в этом случае привлечения дополнительных посредников и агентов, а также в связи с тем, что экспедиторы при любых обстоятельствах действуют в интересах клиента. Целью транспортно-экспедиционного обслуживания является освобождение хозяйствующих субъектов от необходимости выполнять многочисленные и трудоемкие операции, связанные с отправкой, транспортировкой и получением грузов, а также заключать договоры на перевозку с каждым отдельным видом транспорта. Наличие посредника между оптовым продавцом и транспортными организациями позволяет коммерсантам значительно сэкономить время и средства, тем самым увеличив свою прибыль.

Отношения, возникающие в связи с заключением договора транспортной экспедиции, регулируются гл. 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554.

По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение за счет клиента-грузоотправителя или грузополучателя осуществить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза.

Транспортно-экспедиционная деятельность предприятий торговли - это деятельность по организации перевозок товаров любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок товаров.

Экспедитор - это физическое или юридическое лицо, которое по поручению других физических или юридических лиц осуществляет посредническую деятельность при транспортировании грузов как внутри страны, так и за ее пределами либо по поручению вышеуказанных лиц осуществляет транспортирование от своего имени и выполняет все необходимые вспомогательные операции.

Экспедиторы являются организаторами перевозочного процесса и могут обеспечить своевременную перевозку товаров с наименьшими затратами по принципу "от двери до двери", т.е. от склада отправителя до пункта потребления товара, без участия продавца и покупателя, способствуя за счет этого ускорению оборачиваемости капитала промышленных или торговых предприятий, а также рациональному использованию средств транспорта.

Деятельность транспортных экспедиторов регламентирована: 1) ГК РФ; 2) Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" <1>; 3) Правилами транспортно-экспедиционной деятельности <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2701.

<2> Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности" // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3890.

 

Содержание транспортно-экспедиционной деятельности составляют следующие виды услуг: 1) организация перевозки товаров транспортом и по маршруту, избранному предприятием торговли, общественного питания или клиентом; 2) заключение от имени клиента или от имени предприятия торговли, общественного питания договоров перевозки товаров; 3) обеспечение отправки и получения товаров.

Особенно важна деятельность экспедиционных компаний в интермодальной системе доставки товаров (в прямом смешанном сообщении) несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с передачей товаров в пунктах перегрузки с одного вида транспорта на другой без участия товаровладельца. Экспедитор является гарантом и организатором взаимодействия всех звеньев транспортной цепи.

Договор транспортной экспедиции относится к договорам об оказании услуг. Эти услуги носят разнообразный характер: организация перевозки грузов любыми видами транспорта по маршруту, выбранному или экспедитором, или клиентом; обеспечение отправки и получения груза; получение необходимых для экспорта или импорта документов, соблюдение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение и получение груза в пункте назначения. Качество услуг, оказываемых экспедитором, кроме условий договора, должно соответствовать требованиям нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности и положениям национальных стандартов РФ <1>. Некоторые виды транспортно-экспедиционной деятельности, такие, например, как погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах или на железнодорожном транспорте, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат обязательному лицензированию.

--------------------------------

<1> См., например: Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования ГОСТ Р 52298-2004. Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 148-ст. М.: ИПК "Изд-во стандартов", 2005; Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте: Общие требования ГОСТ Р 51133-98. Утвержден Постановлением Госстандарта России от 23 января 1998 г. N 14. М.: ИПК "Изд-во стандартов", 1998.

 

В зависимости от конечной цели заключения договора транспортной экспедиции различаются несколько видов такого типа договоров.

1. Договор об обеспечении доставки груза - самая распространенная модель транспортно-экспедиционного договора, в соответствии с которой экспедитор принимает на себя всю полноту ответственности за процесс транспортировки товаров - от получения груза у грузоотправителя до выгрузки и сдачи его получателю. Клиент полностью освобождается от всех действий, связанных с перевозкой груза. Ответственность за доставку перед клиентом несет сам экспедитор. Такой договор максимально удобен для организаций, не имеющих собственных отделов логистики.

2. Договор транспортно-экспедиционного обслуживания - это особый вид договора об обеспечении доставки груза, но заключаемый на длительный срок. Организациям оптовой торговли, которые регулярно отправляют партии грузов, выгодно стать абонентом транспортной компании, так как годовое обслуживание предусматривает скидки и соответственно снижение затрат на перевозку.

3. Договор о доставке груза до места нахождения перевозчика. В некоторых случаях субъектам торговой деятельности может быть выгодно заключение договора с крупной транспортной компанией, которая имеет филиал в том регионе, куда они отправляют товар. В обязанности экспедитора в данном случае входят: загрузка транспортного средства на складе грузоотправителя, доставка груза до пункта отправления перевозчика и сдача его перевозчику, а также приемка на станции назначения, доставка и выгрузка на складе конечного получателя. В качестве клиента в этой модели могут выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель, в зависимости от условий поставки, определенных сторонами в договоре.

4. Договоры об отдельных транспортно-экспедиционных услугах заключаются, как правило, небольшими компаниями, которые специализируются на каком-либо одном виде деятельности, например погрузочно-разгрузочных работах, сопровождении грузов и их охране в пути следования или таможенном оформлении и т.п. Данный договор квалифицируется как договор об оказании услуг, связанных с процессом перевозки груза. Такие договоры могут быть как разовыми, так и длящимися, с подписанием отдельного документа-приложения на каждую заявку клиента.

В случаях, когда условиями договора транспортной экспедиции предусмотрено, что экспедитор должен заключать от имени клиента договоры с третьими лицами, а также выполнять от имени клиента другие обязанности, связанные с выполнением договора транспортной экспедиции, клиент должен выдать экспедитору доверенность. По исполнении договора транспортной экспедиции или при прекращении договора транспортной экспедиции до его исполнения экспедитор обязан без промедления возвратить клиенту доверенность, срок действия которой не истек.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить у клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос. Экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. Экспедитор действует на основании экспедиторских документов, которые определяют перечень и условия оказания транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции. Экспедиторскими документами являются:

1) поручение экспедитору, которое определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции. В нем должны содержаться достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме и количестве грузовых мест;

2) экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. Она выдается клиенту при приеме груза и наделяет экспедитора правами владения грузом до момента его передачи клиенту или указанному им грузополучателю по окончании перевозки;

3) складская расписка, которая подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

При перевозках груза в международном сообщении сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов, например, таких как поручение на отправку экспортных грузов; разрешение на погрузку (shipping permit, loading permit); экспедиторский коносамент перевозки груза в смешанном сообщении ФБЛ (negotiable FIATA multimodal transport bill of lading); маршрутная карточка (equipment interchange receipt (container) condition report) и др. Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта РФ <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минтранса России от 11 февраля 2008 г. N 23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов" // БНА ФОИС. 2008. N 15.

 

Клиент обязан своевременно предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля. Клиент обязан выплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить ему расходы, понесенные в его интересах.

В соответствии со ст. 803 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор и клиент за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются гл. 25 ГК РФ. Статья 7 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" ограничивает ответственность экспедитора по возмещению реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение или порчу груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. Экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

Клиент (торговая организация) несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению ему необходимой информации. Если клиент необоснованно откажет экспедитору в возмещении расходов, возникших у последнего при исполнении обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, то ему необходимо не только компенсировать расходы, но и уплатить штраф в размере 10% от суммы этих расходов (п. 1 ст. 10 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности").

Если экспедитор привлекает к исполнению обязательства третье лицо, например перевозчика грузов, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, возложенного на третье лицо, не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом по договору транспортной экспедиции (ст. 805 ГК РФ). Ответственность экспедитора перед клиентом в этих случаях определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции как до начала срока течения договора, так и во время течения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, обязана возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

 

10.2.3. Обеспечение погрузочно-разгрузочных работ

 

Без выполнения погрузочно-разгрузочных работ невозможно представить ни одну перевозку груза. Погрузка грузов на автомобильный, железнодорожный и другие виды транспорта, выгрузка их по месту назначения - это комплекс мероприятий, имеющих важное значение для обеспечения качественной и своевременной грузоперевозки. По общему правилу погрузка грузов должна производиться грузоотправителем, а разгрузка грузов - грузополучателем. Однако, поскольку эта норма является диспозитивной, она применяется лишь в том случае, когда в договоре перевозки или транспортной экспедиции не предусмотрено иное. В случае отсутствия в договоре разграничения обязанностей между сторонами договора по погрузке или разгрузке грузов грузоотправитель и грузополучатель производят соответственно все необходимые работы по погрузке и выгрузке товаров.

Погрузкой и перемещением крупногабаритных грузов в портах, грузовых терминалах и складах занимаются специализированные организации - такелажные компании. Некоторые виды товаров (станки, технологическое оборудование) могут быть перемещены только при помощи специального инструментария, использовать который могут только обученные специалисты.

Специализированные организации и фирмы, осуществляющие погрузку и выгрузку судов, носят наименование стивидорных компаний. Стивидор (от англ. stevedore) - представитель стивидорной организации или фирмы, осуществляющий непосредственный контроль за погрузкой и разгрузкой судов. Стивидором может быть физическое или юридическое лицо, ответственное за погрузку и разгрузку стоящих в порту торговых кораблей (оператор порта). Стивидор контролирует, чтобы все работы проходили строго в соответствии с составленным графиком, поскольку в случае незапланированного простоя ответственность возлагается на него, а также следит, чтобы погрузки проводились с соблюдением всех необходимых норм и правил техники безопасности.

Транспортная организация может по соглашению с грузоотправителем или грузополучателем принять на себя выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Такое соглашение может оформляться в виде отдельного договора на выполнение работ, так как эту категорию договорных обязательств следует относить к выполнению работ, а не к оказанию услуг. Погрузочно-разгрузочные работы следует квалифицировать как разновидность договора подряда. В соответствии с этим к ним должны применяться правила гл. 37 ГК РФ. Условие о выполнении погрузочно-разгрузочных работ может также быть включено в договор перевозки. Такой договор будет иметь в этом случае черты смешанного договора. В случае заключения долгосрочного договора на перевозку грузов обязанности по погрузке-разгрузке конкретных грузов транспортным предприятием могут оформляться приложением к договору, а в основном договоре перевозки предусматриваются лишь условия, обеспечивающие максимальное использование погрузочно-разгрузочных механизмов; обязанность грузоотправителя производить предварительную подготовку грузов (укладку на поддоны, в контейнеры и т.п.) и предоставлять место для стоянки и мелкого ремонта погрузочно-разгрузочных механизмов, а также служебные помещения для устройства раздевалок и для отдыха рабочих.

При принятии перевозчиком на себя обязательств по производству погрузочно-разгрузочных работ он несет ответственность за порчу или повреждение груза при погрузке и разгрузке, происшедшие по его вине. Грузоотправитель и грузополучатель обязаны содержать погрузочно-разгрузочные пункты, погрузочно-разгрузочные площадки, а также подъездные пути к ним в исправном состоянии в любое время года для обеспечения беспрепятственного проезда и маневрирования подвижного состава, а также обеспечить наличие средств механизации и необходимое количество рабочих, необходимых для соблюдения установленных сроков погрузки в автомобили и выгрузки из них грузов, устройств для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время, инвентарь, такелаж и в необходимых случаях весовые устройства для взвешивания грузов и подвижного состава, а также в зависимости от объема и характера выполняемых работ - необходимое количество оборудованных мест погрузки и выгрузки грузов и указатели размещения складов, въездов и выездов.

Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.002-75, ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.3.020-80 <1>, требованиями Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах <2>. Некоторые виды погрузочно-разгрузочных работ требуют лицензирования, например погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Специалист, ответственный за организацию осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, должен иметь высшее или среднее специальное образование, не может работать по совместительству и должен иметь стаж работы в этой области не менее пяти лет за последние десять лет трудовой деятельности. На данное лицо распространяется требование о повышении квалификации не реже одного раза в три года.

--------------------------------

<1> Указанные ГОСТы см. в СПС "КонсультантПлюс".

<2> Постановление Минтруда России от 20 марта 1998 г. N 16 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов"; Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов. ПОТ РМ-007-98 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Особым видом погрузочно-разгрузочных работ являются такелажные работы, которые связаны с погрузкой и выгрузкой тяжелых или негабаритных грузов. Такие работы, как правило, требуют наличия у специализированного предприятия специального оборудования, техники и приспособлений. Такелажные работы бывают нескольких категорий:

1) простые такелажные работы - относятся к перевозке небольших грузов, таких как сейфы, банковские аппараты и пр. Этот вид такелажных работ предполагает использование самых простых такелажных приспособлений;

2) такелажные работы среднего уровня сложности - перевозка груза, при которой вес одной единицы не должен превышать 20 тонн. Здесь используются специальное такелажное оборудование, манипуляторы и погрузчики;

3) сложные такелажные работы - перевозки единиц весом более 20 тонн. При этом используются сложная по своим техническим характеристикам техника, автокраны, специальные конструкции.

При выполнении такелажных работ такелажная компания берет на себя ответственность за перевозимый груз. При заключении договора на выполнение такелажных работ в нем отображаются пункты, согласно которым также определяется ответственность за соблюдение правил техники безопасности и пожаробезопасности при любых манипуляциях с грузом. Когда такелажные работы предполагают манипуляции с дорогостоящим или ценным оборудованием, такелажная компания дополнительно может оформить страховку на данный вид груза, что позволяет минимизировать риски товаровладельцев. При возникновении порчи груза такелажная компания возмещает убытки заказчику в полном объеме (ст. 15 ГК РФ). Такелажные работы не требуют отдельного лицензирования, однако при работе с тяжеловесным оборудованием необходимо использование сложной спецтехники. Поэтому, как правило, такелажная компания имеет строительную лицензию, а также разрешительную документацию на стропальщиков и такелажников у каждого своего сотрудника.

 

10.3. Обеспечение материальных интересов

собственников товаров

 

10.3.1. Хранение на товарном складе

 

Договор хранения относится к договорам оказания услуг и имеет целью обеспечить сохранность товаров, предотвратить влияние на них вредных внешних воздействий и посягательства со стороны посторонних лиц. Договор хранения на товарном складе является самостоятельным видом договора, при исполнении которого профессиональный хранитель действует в качестве предпринимателя. В случаях, когда в качестве предмета договора хранения на товарном складе выступают товары, такие договоры непосредственно относятся к разряду коммерческих договоров.

Субъектами этого договора в качестве поклажедателя являются субъекты коммерческой деятельности (производители, перепродавцы, оптовые потребители) и склад-хранитель, в качестве которого выступает юридическое лицо (коммерческая организация). Согласно ст. 907 ГК РФ товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги. Товарные склады общего пользования обязаны принимать товары на хранение от любого товаровладельца и заключать с ним публичный договор. Такие склады существуют на транспорте, на таможне, при оптовых торговых и других организациях. Особенности хранения имущества регулируются в этом случае ведомственными и иными нормативными актами <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Приказ ГТК России от 8 сентября 2003 г. N 972 "Об утверждении Положения об учреждении и функционировании таможенных складов, владельцами которых являются таможенные органы" // Российская газета. 2003. 9 октября.

 

Хранение товаров в коммерческом обороте осуществляют как производители, так и торговые предприятия. Поэтому склады функционируют на всех стадиях движения товаров: склады производства, оптовой и розничной торговли.

Товарные склады (элеваторы, холодильники, овощехранилища, склады нефтепродуктов и др.) выступают профессиональными хранителями, оснащенными необходимым оборудованием, а также имеющими штатных специалистов. Услуги по хранению для товарного склада являются основным (или одним из основных) видом деятельности.

Большинство складов выполняют следующие основные функции: 1) получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством, образование и хранение запасов; 2) преобразование производственного ассортимента в торговый и подготовка товаров к продаже; 3) товароснабжение розничной торговой сети; 4) сезонное и долгосрочное хранение товаров.

Особенностью хранения на товарном складе является проверка товаров товарным складом при приеме и во время хранения. Проверка товаров, определение их количества и внешнего состояния, согласно ст. 909 ГК РФ, являются обязанностью товарного склада, если договором не предусмотрено иное, причем производится такая проверка за счет хранителя. Другой особенностью деятельности товарных складов является возможность приема товара с раздельным хранением и обезличиванием. В случае раздельного хранения товар каждого поклажедателя обособляется от других, в том числе и аналогичных, товаров. Хранение с обезличением означает, что принятые товары одного поклажедателя могут смешиваться с товарами того же рода и качества других поклажедателей. Такой способ хранения называется иррегулярным (неправильным) и должен быть определен в качестве условия в договоре хранения.

Такие способы хранения широко практикуются на элеваторах, в холодильниках, овощехранилищах общего пользования и иных видах подобных торговых складов. Риски всех поклажедателей при случайной гибели товара распределяются между ними пропорционально количеству сданных на хранение вещей. В случаях частичной порчи или исчезновения товара со склада при хранении с обезличением или при наличии иной недостачи поклажедатель вправе требовать возврата своих товаров, если они имеются на складе в наличии. Если товар в натуральном виде на складе отсутствует на момент его затребования поклажедателем, хранитель обязан возместить убытки в размере недостающего товара.

Существенным преимуществом товарных складов является их оснащение современным автоматизированным оборудованием, которое позволяет значительно повысить скорость прохождения и складирования грузов и снизить связанные с этим издержки. Подобные автоматизированные системы хранения позволяют осуществлять контроль товарных запасов на всех технологических стадиях хранения товаров, учитывая особенности требований, предъявляемых к их хранению. Автоматическая система управления складов позволяет мгновенно получать информацию о количестве, качестве товаров, сроках и условиях их содержания на складе, что позволяет более эффективно осуществлять контроль за процессом хранения различных видов товаров.

Доставка товаров с использованием нескольких видов транспорта редко обходится без временного их хранения на специально отведенных для этого местах - контейнерных площадках, грузовых терминалах. Терминалы, как правило, располагаются в крупных транспортных узлах, имеющих удобные подъездные пути для различных видов транспорта.

Грузовой терминал представляет собой сложную универсальную систему с развитой инфраструктурой, функциями транспортной экспедиции, логистики, способную покрыть весь спектр транспортных услуг по приему товаров и их отправке, используя различные виды транспорта. Это многофункциональный терминальный комплекс в виде крупного транспортно-распределительного логистического центра с широким спектром оказываемых услуг и представляющим собой комплекс инженерно-технических сооружений с современным технологическим оборудованием.

Договор хранения в гражданском законодательстве может заключаться в реальном и консенсуальном варианте. При реальном характере договора хранения основной целью, как правило, является сохранение индивидуально-определенных единиц товара, которые непосредственно передаются хранителю поклажедателем. Такой договор считается заключенным с момента передачи товара хранителю. В коммерческой практике широко используется консенсуальный вариант договора хранения, который предусматривает обязанность хранителя принять на хранение вещи от поклажедателя в будущем, т.е. в срок, предусмотренный договором хранения. Другим активно применяемым вариантом консенсуального договора хранения является генеральный договор хранения оптового продавца с товарным складом, предусматривающий длительные отношения его сторон, которые состоят в периодических поступлениях товаров на склад и выборе их со склада партиями в сроки, оговариваемые сторонами договора в оперативном порядке. Такой договор заключается на определенный срок (например, на один год), в течение которого поклажедатель может определенное договором количество раз передать товар на хранение складу в установленном количестве и, соответственно, при первой необходимости получить его обратно. Такие договоры заключаются только профессиональными предпринимателями, которые осуществляют хранение в качестве одного из основных видов своей профессиональной деятельности.

Договор хранения на товарном складе представляет собой сугубо предпринимательское соглашение, обе стороны которого являются профессиональными предпринимателями, поэтому к нему применяется специальное требование о форме - такой договор должен быть заключен в обязательной письменной форме. В соответствии с п. 2 ст. 887 ГК РФ простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю: сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем; номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.

Письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если принятие товара на склад удостоверено складскими документами, которые могут быть нескольких видов: двойное складское свидетельство, простое складское свидетельство и квитанция.

Простое складское свидетельство является ценной бумагой на предъявителя и необходимо для оформления продажи товара, находящегося на товарном складе, третьему лицу. Оно содержит основные сведения о товаре и может передаваться другим лицам простым вручением, посредством чего и происходит оформление продажи товара, находящегося на хранении. При распоряжении товаром свидетельство передается покупателю. Товарный склад выдает товар лицу, предъявившему простое складское свидетельство.

Складская квитанция удостоверяет заключение договора хранения, количество и внешнее состояние принятого товара. Держатель квитанции (как складского документа) вправе распорядиться товаром на основании общих норм об уступке права требования (ст. ст. 382 - 390 ГК РФ). Складская квитанция должна содержать существенные условия договора хранения, в частности: место нахождения склада; наименование юридического лица, от которого принят товар на хранение, и место нахождения товаровладельца; наименование и количество принятого на хранение товара; срок, на который товар принят на хранение; размер вознаграждения за хранение (если он есть); дату выдачи складской квитанции.

Двойное складское свидетельство - это ордерная ценная бумага, которая передается на основании передаточной надписи. Двойное складское свидетельство состоит из двух самостоятельных частей: складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), каждая из которых имеет самостоятельную оборотоспособность. Складское свидетельство является документом, подтверждающим принадлежность товара определенному лицу, поэтому, как правило, держатель складского свидетельства предполагается законным владельцем товара. Он вправе распорядиться товаром, и путем совершения на складском свидетельстве передаточной надписи (индоссамента) товар может быть продан или обменен, не покидая склада и оставаясь на хранении. Возможность забрать товар со склада появляется у собственника товара только после предъявления или погашения залогового свидетельства (варранта) или предъявления доказательств погашения кредита по нему. Товар выдается со склада по предъявлении одним лицом двух частей двойного складского свидетельства. При отсутствии варранта склад выдает товар, если держатель складского свидетельства предоставит квитанцию об оплате всей суммы долга по залоговому свидетельству. Товарный склад, выдавший товар в нарушение указанных правил, несет перед держателем варранта ответственность в пределах обеспеченной залогом суммы.

Договор хранения может оформляться и двусторонним договором, который чаще всего является договором присоединения с закреплением условий хранения в формулярах и иных стандартных формах.

Хранение на товарных складах может сочетать в себе элементы других договорных моделей, создавая смешанные договорные конструкции. Одним из вариантов может быть предоставление хранителю возможности распоряжения товаром, являющимся предметом хранения. В этих случаях к обязательствам, связанным с распоряжением имуществом, должны применяться положения о займе, а к срокам возврата товара и месту возврата применяются обязательства, следующие из договора хранения. Особым видом хранения является хранение товаров на консигнационном складе. К такому хранению применяются нормы и о договоре комиссии. При этом коммерческий посредник - консигнатор - одновременно является и профессиональным хранителем комиссионного товара.

Товарный склад как профессиональный хранитель обязан тщательно следить за условиями хранения товаров и соблюдением всех необходимых требований в связи с этим. Как профессиональный хранитель товарный склад намного лучше поклажедателя ориентируется в необходимости изменения условий хранения товара. Поэтому в случаях, когда товар нуждается в таких изменениях (например, для предупреждения его порчи, изменений в качестве пищевых продуктов и т.д.), склад обязан информировать поклажедателя о необходимости внесения изменений в условия хранения и составить акт о выявленных недостатках.

Поклажедатель обязан предупредить склад о свойствах переданного товара, если они могут причинить вред имуществу склада, здоровью хранителя или других лиц. Особые правила установлены законом (ст. 894 ГК РФ) для хранения вещей с опасными свойствами, которые требуют специальных мер предосторожности. Вещи легковоспламеняющиеся, взрывоопасные или вообще опасные по своей природе, если поклажедатель не предупредил хранителя при их сдаче на хранение об этих свойствах, могут быть обезврежены или уничтожены при хранении без возмещения убытков. Поклажедатель отвечает за убытки, причиненные в связи с хранением таких вещей, перед хранителем и третьими лицами, имуществу которых был причинен ущерб.

В коммерческих отношениях договор хранения на товарном складе презюмируется возмездным, поэтому уплата вознаграждения хранителю является обязанностью поклажедателя. На товарных складах общего назначения, где услуги регулируются публичным договором, ставки и тарифы вознаграждения регулируются государством. Коммерческие и ведомственные товарные склады могут устанавливать дифференцированные ставки хранения товаров. Если уплата вознаграждения просрочена, поклажедатель выплачивает хранителю проценты за пользование чужими средствами. Чрезвычайные расходы на хранение при согласии поклажедателя могут быть компенсированы хранителю полностью или частично.

Так как договор заключается в интересах поклажедателя, он вправе потребовать возврата вещи досрочно, поэтому при востребовании товара поклажедателем договор хранения прекращается. Договор хранения может быть досрочно расторгнут по инициативе одной из сторон в следующих случаях:

а) в случае консенсуального варианта договора хранения при отказе поклажедателя передать товар на хранение в обусловленный договором срок;

б) в любое время по первому требованию поклажедателя, при условии, что срок договора не истек;

в) хранитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от поклажедателя немедленно забрать сданный на хранение товар при просрочке уплаты вознаграждения более чем за половину периода, за который оно должно быть уплачено.

Товарный склад отвечает за убытки, причиненные товаровладельцу, за утрату, повреждение или недостачу товара в полном объеме. Существенными признаются нарушения обязательств хранителем, которые приводят к такому изменению качества товара, что он не может быть использован по назначению. По общему правилу размер ответственности хранителя определяется указанной в квитанции или ином документе суммой оценки принятого на хранение товара.

 

10.3.2. Ответственное хранение