Отношения, связанные с государственным регулированием обращения отдельных видов товаров.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ о ГРТД государственное регулирование торговли осуществляется в целях: 1) обеспечения единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 2) развития торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; 3) обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность и поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи; 4) обеспечения баланса экономических интересов субъектов коммерческой деятельности, а также обеспечения при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

В коммерческой деятельности правоотношения с государственными органами исполнительной власти возникают в различных сферах деятельности: 1) при формировании конкурентной среды в целях защиты конкуренции <1>; 2) в сфере антимонопольного законодательства <2>; 3) в сфере государственной регистрации товаров <3>; 4) в сфере государственного регулирования цен на товары <4>; 5) в сфере технического регулирования товаров <5>; 6) в системе государственных стандартов <6>; 7) в лицензировании коммерческой деятельности <7>; 8) в сфере государственного контроля (надзора) в торговле (ст. 16 ФЗ о ГРТД).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

<2> См., например: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232; Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

<3> Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1815; Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150; и др.

<4> Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 859; Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" // СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 997.

<5> Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

<6> Положение о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г. N 498.

<7> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

 

Правоотношения, связанные с государственным регулированием коммерческой деятельности, можно систематизировать по содержанию, на которое направлены эти отношения, и по методам воздействия на коммерческий оборот. Содержанием правоотношений, возникающих в связи с государственным регулированием торговли, является обеспечение публичных интересов: 1) безопасности общества от возможных неблагоприятных последствий ведения предпринимательства; 2) стабильных макроэкономических процессов; 3) конкуренции; 4) защиты прав участников коммерческой деятельности; 5) защиты прав потребителей; 6) защиты жизни и здоровья граждан и т.п.

Для решения этих задач государство использует определенные методы регулирования: 1) установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 2) антимонопольное регулирование в этой области; 3) информационное обеспечение в этой области; 4) государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль в области торговли (ч. 1 ст. 4 ФЗ о ГРТД).

4. Правоотношения между ассоциациями, союзами и иными некоммерческими организациями, объединяющими субъектов коммерческой деятельности на договорной основе. Согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ о ГРТД некоммерческие организации, объединяющие субъектов коммерческой деятельности, вправе принимать участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности, которая может осуществляться на основе соглашений между ассоциациями, союзами и иными некоммерческими организациями в целях формирования принципа добросовестности при заключении между ними договоров и исполнении ими договоров (ч. 1 ст. 12 ФЗ о ГРТД). Объектами таких правоотношений, в частности, являются: 1) разработка проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли; 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли; 3) оценка эффективности применения мер по ее поддержке; 4) подготовка прогнозов развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; 5) распространение российского и иностранного опыта в области торговой деятельности; 6) предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности; 7) формирование предложений о совершенствовании торговой деятельности.

 

1.6. Источники коммерческого права России

 

Источником права является совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, направленные на регулирование того или иного вида общественных отношений. В России правовое обеспечение в сфере торговли продолжает формироваться в рамках гражданского законодательства.

1. Правовой основой торгового законодательства является Конституция РФ. В ней также содержатся нормы коммерческого права. Так, ст. 8 гласит, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Статья 71 Конституции РФ отнесла к ведению РФ гражданское и арбитражно-процессуальное законодательство. Соответственно, п. 2 ст. 3 ГК РФ устанавливает, что гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения.

2. В силу того что коммерческое право есть сфера частноправового регулирования, основным для него является важнейший Федеральный закон - Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), выступающий стержнем частного права и объединяющий как общие его нормы, так и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. ГК РФ - основной законодательный акт, объединяющий нормы частного права, включая те из них, которые отражают особенности регулирования предпринимательской деятельности. Например, в п. 1 ст. 49 ГК РФ прямо указывается, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство: 1) определяет правовое положение участников гражданского оборота; 2) определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальных прав); 3) регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. ГК РФ регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, определяет правовые начала функционирования рыночного хозяйства: неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела, равенство различных форм собственности и т.п.

3. Федеральные законы. ГК РФ посвятил понятию "гражданское законодательство" специальную статью 3. В частности, ее п. 2 предусматривает, что гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. В российском коммерческом законодательстве особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находят выражение непосредственно как в самом ГК РФ (п. 1 ст. 2), так и в ряде специальных нормативных актов. Таковыми, например, являются Федеральный закон "Об акционерных обществах" <1>, Федеральный закон "О защите конкуренции" <2> (ЗоЗК), Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" <3>, Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <4>, Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <5>, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" <6>, Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" <7>, Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <8>, Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <9>, Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" <10>, Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" <11> и многие другие специальные нормативные акты.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

<2> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434 (с послед. изм.).

<3> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6726.

<4> СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4571.

<5> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

<6> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179.

<7> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 34.

<8> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

<9> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

<10> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2942.

<11> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3614.

 

В связи с необходимостью совершенствования правового регулирования государственного вмешательства в сферу свободной торговли 28 декабря 2009 г. Государственной Думой ФС РФ был принят Федеральный закон N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <1>, установивший базовые принципы и правила организации и осуществления государственного контроля, антимонопольного регулирования и информационного обеспечения в области оптовой и розничной торговли.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

 

Большую роль в торговом обороте играют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность транспорта: Кодекс внутреннего водного транспорта <1>; Воздушный кодекс <2>; Кодекс торгового мореплавания <3>; Устав железнодорожного транспорта РФ <4>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

<2> СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

<3> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

<4> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.

 

Важными законами в области коммерческого права являются: Закон РФ от 7 июля 1993 г. "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" <1>; Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" <2>; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <3> и др.

--------------------------------

<1> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации (далее - Ведомости СНД и ВС РФ). 1993. N 33. Ст. 1309.

<2> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

<3> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

 

4. Подзаконные акты. Нормативные акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Это нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств и ведомств, органов местного самоуправления. Среди них ведущую роль играют нормативные акты, издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ. Статья 3 ГК РФ ограничивается в отношении указов Президента Российской Федерации установлением того, что они не должны противоречить Кодексу и иным законам. Конституция РФ лишь самым общим образом определяет направления деятельности Президента Российской Федерации (ст. ст. 83 - 89). В п. п. 2 и 3 ст. 90 Конституции РФ, посвященным принимаемым Президентом РФ актам, предусмотрено, что его указы обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ, а также федеральным законам. Отсутствие в Конституции РФ перечня вопросов, подлежащих регулированию только законом, позволяет толковать правотворческую деятельность Президента РФ достаточно широко. В качестве примеров можно привести Указ Президента РФ от 18 июня 1996 г. N 933 "О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы" <1>, Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" <2>, Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 "О свободе торговли" <3>, Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" <4>, Указ Президента РФ от 22 сентября 1993 г. N 1401 "Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары" <5>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3061.

<2> СЗ РФ. 1997. N 15. Ст. 1756.

<3> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 6. Ст. 290.

<4> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 859.

<5> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 39. Ст. 3598.

 

Постановления Правительства РФ, непосредственно касающиеся вопросов регулирования торговой деятельности, особенно в связи с принятием Федерального закона "О техническом регулировании" <1>. В их числе Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" <2>, Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил" <3>, Постановление Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации" <4>, Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" <5>, Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" <6>, Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 753 "Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования" <7> и ряд других.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

<2> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2575.

<3> СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5608.

<4> СЗ РФ. 2004. N 5. Ст. 371.

<5> СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3953.

<6> СЗ РФ. 2004. N 32.

<7> Российская газета. 2009. 25 сентября.

 

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ отличаются по юридической силе от закона, в частности, тем, что в случае противоречия вышестоящему акту (кодексу или иному закону) суд, установивший указанное противоречие, не только может, но и обязан применить взамен указа или постановления Правительства соответственно кодекс или соответствующий закон.

Помимо правовых актов (законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ) к источникам коммерческого права также относятся акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (в общепринятой ранее терминологии - "ведомственные акты"). В п. 7 ст. 3 ГК РФ предусмотрено, что органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Кодексом, другими законами и иными правовыми актами, т.е. как указами Президента РФ, так и постановлениями Правительства РФ. Следовательно, издание любого ведомственного акта должно быть основано на указании, содержащемся в правовом акте. ГК РФ содержит несколько отсылок к различного рода правилам, без конкретизации того, кто именно должен их утверждать, ограничившись указанием на необходимость соответствия закону, прямо названному в определенной статье Кодекса. Так, в силу п. 2 ст. 784 ГК РФ условия перевозки грузов, пассажиров и багажа определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Подобного рода правила различны: например, Правила, установленные Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 468 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок" <1>, Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. <2> N 580, Правила стандартизации ПР 50.1.024-2005 "Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов" <3>, Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил" <4> и иные.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4087; 2008. N 27. Ст. 3279.

<2> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3467; 2004. N 40. Ст. 3955; 2005. N 30. Ст. 3166; 2006. N 13. Ст. 1409.

<3> Официальное издание Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. М.: Стандартинформ, 2006.

<4> СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5608.

 

К числу таких актов, в частности, относятся Приказ Минсельхоза России от 27 марта 2009 г. N 110 "Об определении предельных уровней минимальных цен на зерно при проведении государственных закупочных интервенций в 2009 году" <1>, Приказ Минпромторга России от 12 февраля 2009 г. N 56 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по ведению федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд" <2>, Приказы Ростехрегулирования от 31 октября 2008 г. N 3469 "Об утверждении Перечня национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" <3>, N 3468 "Об утверждении Перечня национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" <4> и ряд других нормативных актов.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2009. 28 апреля.

<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (далее - БНА ФОИС). 2009. N 19.

<3> Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2008. N 11.

<4> Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2008. N 11.

 

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Кроме того, они должны быть в обязательном порядке (кроме актов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или носящие конфиденциальный характер) официально опубликованы.

5. Международные соглашения. Конституция РФ (п. 4 ст. 15) объявила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. В Конституции РФ закреплен приоритет правил международных договоров по отношению к правилам, включенным в национальные законы: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституция РФ также предопределила их приоритет по отношению ко всем другим правовым нормам. Закон "О международных договорах РФ" в развитие приведенных правил Конституции РФ указал на то, что положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для их применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие внутригосударственные акты (ч. 3 ст. 5). Эти правила Конституции РФ отражены в ст. 7 ГК РФ с акцентом на то, что непосредственное применение международных договоров к гражданским (тем самым и договорным) отношениям возможно во всех случаях, кроме тех, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Среди международных актов особое место занимают многосторонние договоры (конвенции), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских договорных отношений. Следует прежде всего указать на Конвенцию ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" (Венскую конвенцию <1>). Россия участвует и в иных аналогичных многосторонних соглашениях, включая, в частности, такие имеющие непосредственное отношение к договорам, как Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов <2> (имеются в виду автомобильные перевозки), Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки <3>, Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа, Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, от 29 апреля 1961 г. <4> и многие другие.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1994. N 1.

<2> Международные перевозки грузов. СПб., 1993.

<3> Ведомости ВС СССР. 1957. N 8. Ст. 217.

<4> Вступила в силу 4 июня 1965 г., участвуют: Алжир, Гаити, Иран, Куба, Мадагаскар, Марокко, Объединенная Арабская Республика (Египет), Перу, Тунис, Франция (денонсировала Конвенцию 3 декабря 1975 г.), Швейцария (Yearbook 2005 - 2006 annuaire. Comite Maritime International // http://www.comitemaritime.org/year/2005_6/pdffiles/YBK05_06.pdf. P. 443 - 444).

 

В связи с укреплением и расширением международных торговых связей, гармонизацией и укреплением торгового законодательства Россия также является участницей некоторых региональных соглашений, например Соглашения стран СНГ от 15 апреля 1994 г. "О создании зоны свободной торговли" <1> или Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 4 мая 2001 г. "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле" <2> и др.

--------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 1994. N 9; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1994. N 1; Дипломатический вестник. 1994. N 9 - 10.

<2> СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1259.

 

Б.И. Пугинский указывает, что "некоторые из высших органов ЕС - Совет и Комиссия - наделены правом издавать нормативные правовые акты: регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения. Регламенты служат актами прямого действия и обязательны для каждого государства - члена ЕС. Директивы содержат обязательные положения для государств, которым они адресуются, и реализуются на основании правовых актов, издаваемых этими государствами. Решения обязательны лишь для субъектов, которым они адресованы. Рекомендации и заключения не носят императивно обязывающего характера" <1>.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010. С. 57 - 58.

 

6. Обычаи делового оборота. Важное значение в регулировании коммерческих отношений имеют обычаи делового оборота. "Правовые обычаи как особая разновидность обычаев являются формой (источником) права, обладают юридической нормативностью, установлены в качестве правила в отношении неопределенного круга лиц и занимают особое место в механизме правового регулирования, при этом на разных исторических этапах и в разных отраслях права их роль и значение различны" <1>. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК РФ).

--------------------------------

<1> Ровный В.В. Обычай в современном обороте // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Вып. 5: Сб. научных статей / С.-Петерб. гос. ун-т; под общ. ред. В.Ф. Попондопуло, О.Ю. Скворцова. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 177.

 

Признаки обычая делового оборота сводятся к следующему:

1) это правило поведения, не предусмотренное законодательством. Оно применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору;

2) это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Так, в международных контрактах нередки ссылки на ИНКОТЕРМС, делающие эти правила частью договора, что служит в данном случае основанием для того, чтобы руководствоваться ими. А из ст. 431 ГК РФ следует, что при толковании договора принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота. В соответствии с п. 4 Постановления Правления ТПП от 28 июня 2001 г. N 117-13 <1> правила Международной торговой палаты для толкования торговых терминов Инкотермс 2000 <2> признаются торговым обычаем;

--------------------------------

<1> Постановление Правления ТПП РФ от 28 июня 2001 г. N 117-13 "Развитие законодательства о предпринимательстве и роль торгово-промышленных палат в этом процессе" // СПС "КонсультантПлюс".

<2> С 1 января 2011 г. вступили в силу Правила ICC для использования торговых терминов в национальной и международной торговле (Инкотермс 2010) (см.: Инкотермс 2010. Публикация ICC N 715 = Incoterms 2010. ICC Publication N 715: Правила ICC для использования торговых терминов в национ. и междунар. торговле: дата вступ. в силу 1 янв. 2011 г. / Пер. с англ. Н.Г. Вилковой. М.: Инфотропик).

 

3) это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Обычай делового оборота - это разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В российской правовой системе к обычаям делового оборота приравниваются некоторые международные правовые акты, имеющие правовой статус торговых обычаев или обычаев делового оборота. К числу таких международных актов, в частности, относятся: 1) типовые дистрибьюторские и агентские соглашения; 2) правила об аккредитивах, чеках, инкассо; 3) документы ЮНКТАД - Конференции ООН по торговле и развитию; 4) документы ЮНСИТРАЛ - Комиссии ООН по праву международной торговли; 5) Принципы европейского договорного права (ПЕДП); 6) Свод принципов, правил и стандартов lex mercatoria, сокращенно именуемый Принципами СЕНТРАЛ. Применительно к отдельным типам договоров, используемым во внешнеторговом (международном) гражданском обороте, международными органами (ассоциациями) изданы различного рода рекомендательные акты. Речь идет, в частности, о Международных правилах по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС), утверждаемых периодически в перерабатываемом виде Международной торговой палатой, о подготовленных Международной торговой палатой Унифицированных правилах по договорным гарантиям, а также об Унифицированных правилах для гарантий по первому требованию и др. Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) разработаны Принципы международных коммерческих договоров.

Наряду с обычаями делового оборота в коммерческой деятельности важную роль играют деловые обыкновения. И.Б. Новицкий отмечал, что "деловое обыкновение представляет собой не норму права, а особое средство восполнить содержание воли сторон в конкретном правоотношении, если в какой-либо части эта воля не выражена прямо". В отличие от этого "обычай... есть правовая норма и, следовательно, обязателен. Деловое же обыкновение - лишь распространенная, но ни для кого не обязательная практика. Ознакомление с этой практикой позволяет судить о том, как разрешается большинством участников деловых отношений тот или иной вопрос, возникающий при известных обстоятельствах, как "принято" его разрешать" <1>. В гражданском законодательстве РФ категория "обыкновение" не упоминается, скрываясь в ст. 309 ГК РФ под собирательным понятием "иные обычно предъявляемые требования". Напротив, п. 2 ст. 1-205 UCC <2> определяет торговое обыкновение как любую практику или порядок деловых отношений, соблюдение которых в тех или иных местах, профессии или сфере деятельности носит настолько постоянный характер, что оправдывает ожидание их соблюдения также и в связи с данной сделкой. А поскольку соглашение - это фактически совершенная сделка, наличие которой вытекает из заявлений сторон или иных обстоятельств, в том числе торговых обыкновений (см. п. 3 ст. 1-201 UCC), то торговое обыкновение - явление, неразрывно связанное с соглашением сторон. Б.И. Пугинский отмечает, что новым направлением развития торгового права явилось издание в документированном виде современных обычаев торгового оборота и рекомендательных правовых актов по вопросам торговых отношений <3>.

--------------------------------

<1> Новицкий И.Б. Источники советского гражданского права. М.: Госюриздат, 1959. С. 67.

<2> Единообразный торговый кодекс США. Официальный текст - 1990 / Пер. с англ.; Международный центр финансово-экономического развития. М., 1996.

<3> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010. С. 57.

 

1.7. Правовой режим коммерческой деятельности

 

Правовой режим коммерческой деятельности - это особый порядок правового регулирования в виде законодательного установления системы дозволений, обязываний и запретов, специфика которого определяется сущностью коммерческих отношений, представляющих собой разновидность имущественных отношений, складывающихся на оптовых товарных рынках. Для коммерческого права, предметом которого является одна из разновидностей имущественных отношений (оптовая торговля и связанная с ней коммерческая деятельность), подлежащих регулированию частноправовыми средствами, характерен гражданско-правовой метод регулирования. В соответствии с этим основными особенностями метода коммерческого права являются признаки отраслевого метода правового регулирования гражданского права, юридическое равенство сторон коммерческого правоотношения, общая и согласованная воля сторон коммерческих отношений, основанная на их самостоятельности и независимости, инициативный характер коммерческих отношений, договорная основа этих отношений, преобладание в правовом регулировании дозволений над запретами и обязываниями, судебный порядок защиты прав и интересов, имущественный и компенсационный характер ответственности.

Дозволительный характер гражданско-правового регулирования лежит в основе коммерческой деятельности. Как и любые дозволения, юридические дозволения выражаются преимущественно в субъективных правах на собственное активное поведение. "Дозволение в праве - это субъективное юридическое право" <1>. Дозволения в коммерческой деятельности обеспечиваются посредством реализации основных принципов гражданского права, подотраслью которого является коммерческое право. Принцип диспозитивности в коммерческом праве означает возможность участников отношений на оптовых рынках самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения. Существенное значение в формировании дозволительной сферы участников коммерческой деятельности имеет правило об экономичности исполнения, которое может рассматриваться как обычно предъявляемое требование, призванное устранять дополнительные для сторон имущественные затраты и потери <2>. Экономичность исполнения является вопросом частноправовой сферы должника.

--------------------------------

<1> Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. С. 54.

<2> См.: Фриев А.Л. Исполнение гражданско-правовых обязательств между предпринимателями: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 7.

 

Важными факторами формирования дозволений в коммерческой деятельности являются свободное перемещение товаров и услуг, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности, установленные п. 1 ст. 8 Конституции РФ. Добросовестная конкуренция подразумевает экономически обоснованные и социально оправданные методы соперничества между коммерсантами. Создание конкурентной среды является мощным стимулом для развития экономических отношений в сфере торговли, сдерживания цен и регулирования оптимального ценообразования. Стимулирование конкуренции на товарных рынках может осуществляться посредством <1> применения мер, направленных на увеличение количества конкурентоспособных хозяйствующих субъектов, стимулирование повышения качества продаваемой продукции, в том числе и путем использования стандартов организаций и проведения добровольной сертификации товаров, использования конкурсных способов заключения договоров, например, посредством биржевой торговли или заключения договора на торгах, а также путем внедрения рыночного механизма предоставления государственной и муниципальной помощи (гл. 5 ЗоЗК).

--------------------------------

<1> См.: Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 29 - 32.

 

В связи с тем что договор является правовой основой торговой деятельности, для хозяйствующих субъектов товарных рынков существенно расширены рамки договорной свободы, что проявляется в возможности заключения любых видов договоров, включая смешанные и непоименованные, а также в устранении некоторых видов запретов (например, в исключении из правила общего запрета на совершение односторонних сделок (ст. 310 ГК РФ)).

Коммерческая деятельность является деятельностью публичной, систематической, профессиональной и направленной на получение прибыли, что налагает на коммерсантов повышенные требования, которые вводятся как самими субъектами коммерческой деятельности путем установления обычаев делового оборота, кодексов деловой этики, деловых обыкновений, так и посредством включения в правовое регулирование коммерческих отношений разных видов ограничений - обязываний и запретов.

Содержание повышенных требований к субъектам коммерческой деятельности может выражаться в установлении дополнительных обязанностей, связанных, например, с обязательным информированием о свойствах товара (ст. 1032 ГК РФ), в предъявлении повышенных требований в проявлении осмотрительности, заботливости и добросовестности по отношению к контрагентам и потребителям (п. 1 ст. 993 ГК РФ), в использовании упрощенных форм заключения договоров (ст. 982 ГК РФ), в необходимости формулирования точных и строгих условий договоров (ст. 455 ГК РФ), в установлении повышенной ответственности за нарушение договора в отношении граждан-потребителей <1> и ответственности без вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

--------------------------------

<1> Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

 

Законодательством также предусматриваются ограничения отдельных прав для сторон коммерческого отношения, таких, например, как недопустимость ограничения ответственности за нарушение договора (п. 2 ст. 400 ГК РФ), отсутствие права требовать расторжения или изменения договора присоединения (п. 3 ст. 428 ГК РФ), ограничение права на односторонние сделки (п. 1 ст. 546 ГК РФ). К разряду ограничений в осуществлении коммерческой деятельности также можно отнести установление специальных правил для публичных договоров (ст. 426 ГК РФ), которые состоят в том, что коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу в отношении другого, цены товаров должны быть одинаковыми для всех контрагентов, а также в запрете на отказ от заключения публичного договора <1>.

--------------------------------

<1> В случаях, предусмотренных законом, может быть установлена возможность издания Правительством РФ правил, обязательных для коммерческих организаций при заключении некоторых видов договоров (например, типовые договоры, положения и т.п.). Если условия договоров не соответствуют этим предписаниям, такие договоры признаются недействительными (ничтожными).

 

Сделки с товарами в коммерческом обороте невозможны без соблюдения условий их действительности. Поэтому коммерческая оборотоспособность товаров находится в непосредственной связи с правосубъектностью товаровладельцев и иных коммерсантов. Помимо общих условий действительности сделок, определяемых нормами ГК РФ (§ 2 гл. 9), в коммерческом обороте важную роль играют правоустановления законодателя, направленные на создание условий для специальной правоспособности торговых и посреднических организаций по продвижению товаров на определенных направлениях оптового рынка. Наиболее ярко такие особенности выражены в отношении государства как субъекта торговой деятельности. Оптовая торговля лекарственными препаратами может осуществляться только юридическими лицами; частные предприниматели, следовательно, не имеют права заниматься оптовой торговлей товаром этого вида. Статья 48 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" <1> устанавливает перечень юридических лиц, которым разрешен ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" <2> в Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработка, переработка, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ. Согласно п. 2 ст. 5 того же Закона все указанные виды деятельности, за исключением вывоза наркотических средств и психотропных веществ, осуществляются только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном этим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме установления режима запретов на некоторые виды деятельности, ограничений правоспособности по кругу субъектов и предъявления требований к их организационно-правовой форме для осуществления контрольных функций за оборотом некоторых видов товаров государством могут устанавливаться специальные правила (обязывания), предписывающие необходимость совершения дополнительных действий субъектам торгового рынка <3>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1815.

<2> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

<3> См., например: Правила представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, установленные Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 644 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" // СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4795; Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 249 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" // СЗ РФ. 2008. N 15. Ст. 1556.

 

Абзац 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предусматривает обязательную государственную регистрацию любых лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Это связано с необходимостью осуществления государством контрольных и надзорных функций за субъектами торговли с целью охраны участников коммерческих отношений, производителей и потребителей товаров от возможных нарушений их прав и обеспечением их своевременной и эффективной защиты. Правовое регулирование государственной регистрации субъектов коммерческого права осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>. Государственная регистрация субъектов торговой деятельности является необходимым инструментом, регулирующим их правомерную деятельность в торговом обороте. Регистрация позволяет определить группы и количество участников торгового оборота, их взаимодействие и взаимный контроль в процессе осуществления коммерческой деятельности, специфику этой деятельности и объемы осуществляемого ими товарного оборота.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

 

Государственная регистрация является необходимым условием для существования юридического лица и его индивидуализации. Свойства юридического лица не могут возникнуть у организации сами по себе, без определенной совокупности правоустанавливающих фактов. Правоспособность юридического лица - коммерческой организации возникает с момента его государственной регистрации, что напрямую указано в законе и подтверждается литературой <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица: очерк истории и теории: Учеб. пособие. М.: Статут, 2003. С. 289.

 

Особую роль в формировании правового режима коммерческой деятельности играет ее государственное регулирование, которое непосредственно связано с принципом ограничения монополистической деятельности. Однако вмешательство государства в сферу коммерческих отношений не ограничивается регулированием деятельности монополий. Воздействие государства на коммерцию связано с необходимостью достижения наиболее оптимального соотношения государственного регулирования торговой деятельности с интересами товаровладельцев, оптовых потребителей, а также потребителей услуг на товарных рынках. Главной задачей государства в этом направлении является использование экономических, а не административно-хозяйственных методов воздействия. Следует помнить, что государство призвано не ограничивать коммерческую деятельность, а способствовать защите конечных потребителей товаров, обеспечивая в соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ охрану основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, оборону страны и безопасность государства.

При осуществлении государственного регулирования коммерческих отношений государство ограждает интересы общества от недобросовестных действий коммерсантов, обеспечивая общественные интересы. Такой подход прямо вытекает из предусмотренного в ст. 7 Конституции РФ положения, согласно которому Россия является социальным государством. Коммерческая деятельность кроме гражданского законодательства опосредуется рядом публично-правовых норм, сужающих сферу свободы коммерсантов. Создание публично-правовой базы правового регулирования коммерческой деятельности должно не только исходить из соблюдения интересов государства, предъявляющих специальные требования к деятельности участников торговых рынков, но и учитывать интересы товаровладельцев и производителей работ, а также лиц, оказывающих услуги на рынках товаров для создания для них выгодных для предпринимательства условий. Поэтому соблюдение принципа баланса частных и публичных интересов является залогом успешного развития предпринимательства вообще и коммерческой деятельности в частности.

Государственное регулирование торговли относится только к деятельности, связанной с продажей товаров и осуществляемой посредством заключения договоров розничной купли-продажи или поставки, и представляет собой особый вид правоотношения, участниками которого являются, с одной стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, а с другой стороны, юридические лица и индивидуальные предприниматели (субъекты коммерческой деятельности), организующие торговую деятельность как посредством создания торговых объектов и обеспечения их функционирования, так и без их использования. В соответствии с этим в сферу государственного регулирования торговли не входят отношения, возникающие при осуществлении купли-продажи товаров между гражданами, так как, во-первых, такая деятельность не является предпринимательской, а во-вторых, она уже урегулирована положениями гражданского законодательства; отношения между самими субъектами предпринимательской деятельности (горизонтальные связи рынка), поскольку такие отношения урегулированы нормами ГК РФ и законодательства о защите конкуренции; отношения между субъектами коммерческой деятельности и гражданами, также урегулированные гражданским законодательством, в том числе законодательством о защите прав потребителей; отношения, связанные с организацией розничных рынков, а также с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, поскольку такие отношения регламентируются Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" <1>, а также отношения, возникающие в связи с организацией и использованием торговых объектов в области предоставления услуг (например, предприятий общественного питания или бытовых услуг населению).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 34.

 

В настоящее время государственное регулирование торговой деятельности регламентируется целым рядом законодательных и подзаконных актов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Среди наиболее значимых следует отметить: Федеральные законы от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <1>; от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <2>; от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" <3>; от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" <4> и целый ряд иных федеральных законов, устанавливающих нормы и правила регулирования торговой деятельности определенных групп товаров.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

<2> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

<3> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2942.

<4> СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 759.

 

Государственное регулирование торговой деятельности выполняет ряд важных функций, исполнение которых возложено на органы государственной власти и местного самоуправления, в число которых входят формирование и реализация политики государства в сфере торговой деятельности, осуществление контроля и надзора в области торговли, формирование и ведение информационных ресурсов, включая реестры участников торговой деятельности и торговых объектов, определение мест размещения торговых объектов, выдача разрешений на осуществление торговой деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.

Система государственного регулирования коммерческой деятельности складывается из государственного регулирования деятельности субъектов товарных рынков, которое осуществляется посредством проведения лицензирования их деятельности, ведения реестров хозяйствующих субъектов торговой деятельности, осуществления государственного контроля за деятельностью субъектов товарных рынков. Особым предметом государственного регулирования являются требования, предъявляемые к качеству товаров, которые выражаются в установлении технических регламентов на отдельные группы товаров, в проведении стандартизации товаров, в подтверждении соответствия отдельных групп товаров <1>, а также в регламентации метрологических и санитарных требований к ним <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

<2> Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; Постановления Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" // СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295; от 15 сентября 2005 г. N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3953.

 

Важным аспектом государственного регулирования деятельности субъектов товарных рынков является установление порядка лицензирования некоторых ее видов. Дефиниция лицензии, установленная ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1>, предполагает специальный разрешительный порядок осуществления конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Правовой режим лицензирования является вариантом разрешительного режима правового регулирования, который связан со специфическим технико-юридическим режимом исключения, образующим неотъемлемую часть и общедозволительного, и разрешительного порядка регулирования <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

<2> См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. С. 201.

 

При осуществлении коммерческой деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 <1> обязательному лицензированию подлежат, в частности, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ <2>, лома цветных металлов <3>, деятельность по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации <4>, по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения <5>, оптовая и розничная торговля лекарственными средствами <6> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 700.

<2> Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219; Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 648 "Об утверждении Положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" // СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4798.

<3> Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 766 "О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов" // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. III). Ст. 5586.

<4> Постановление Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 526 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность" // СЗ РФ. 2002. N 29. Ст. 2965.

<5> Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2008 г. N 279 "Об утверждении Положений о лицензировании в области взрывчатых материалов промышленного назначения" // СЗ РФ. 2008. N 16. Ст. 1704.

<6> Постановление Правительства РФ от 6 июля 2006 г. N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" // СЗ РФ. 2006. N 29. Ст. 3250.

 

Серьезной проблемой при осуществлении коммерческой деятельности являются попытки хозяйствующих субъектов товарных рынков занять преимущественное положение по отношению к своим конкурентам, что находит выражение в формировании ими дискриминационных условий торговой деятельности на рынках, осуществлении недобросовестной конкуренции, попытках занять доминирующее положение на рынке. Эти факторы предопределяют необходимость установления жесткого государственного вмешательства в сферу свободного коммерческого оборота, которое заключается в применении специальных мер, ограничивающих деятельность, направленную на причинение вреда конкуренции.

Все виды мер правового воздействия, ограничивающих деятельность, которая может нанести вред конкуренции, условно можно разделить на две большие группы: меры, законодательно ограничивающие деятельность, которая может препятствовать формированию конкурентной среды, и меры, запрещающие такую деятельность. И та и другая группа мер направлены на развитие конкуренции путем введения ограничений на деятельность субъектов рынка, которые могут препятствовать добросовестной конкуренции. Существенным их отличием друг от друга является различный правовой режим. Меры, ограничивающие деятельность, препятствующую формированию конкурентных отношений на рынке, носят характер позитивных обязываний субъектов коммерческой деятельности, которые могут выражаться в установлении специальных правил, связанных с различными видами объединений субъектов на рынках, которые могут нанести вред конкуренции (например, для деятельности групп лиц, их объединений или отдельных видов лиц на рынке, а также для заключения соглашений между ними); контроле государства над деятельностью субъектов рынка (например, контроле над формированием цен на рынках); выявлении и предупреждении незаконной деятельности (например, формировании доминирующего положения субъектов на рынках); установлении порядка совершения некоторых действий (например, заключение отдельных видов договоров, проведение торгов, конкурсов и аукционов, ведение специальных реестров лиц, занимающих доминирующее положение на рынке).

Меры, запрещающие деятельность, способствующую торможению развития конкурентных отношений на рынке, носят характер общих запретов. На них распространяется разрешительный правовой режим гражданско-правового регулирования - "запрещено все, кроме прямо разрешенного". К такого рода запретам прежде всего относятся запреты на монополистическую деятельность: запрет на злоупотребление субъектом рынка его доминирующем положением, запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия субъектов рынка, запрет на недобросовестную конкуренцию, запрет на принятие актов государственных и муниципальных органов, которые могут принести вред конкуренции. Меры запретительного характера иногда рассматриваются в качестве "мер защиты конкуренции" <1>.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010. С. 130.

 

Важным элементом правового режима коммерческой деятельности является государственный контроль и надзор за деятельностью субъектов товарных рынков. С точки зрения правового режима контроль представляет собой дополнительное право органов государственной или местной исполнительной власти на осуществление проверки деятельности коммерческих структур или участников коммерческого оборота. Это право играет роль "ограничителя" прав коммерсантов, так как в случае выявления нарушений их деятельности уполномоченные органы вправе применить меры государственного воздействия на нарушителя.

В целях создания условий для добросовестной конкуренции большое значение имеет проведение государственного контроля за экономической концентрацией, который в соответствии с гл. 7 ЗоЗК реализуется путем предоставления антимонопольным органом предварительного согласия на создание и реорганизацию коммерческих организаций (ст. 27 ЗоЗК) посредством слияния коммерческих организаций, присоединения одной коммерческой организации к другой, создания коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) или имуществом другой коммерческой организации. Кроме того, государственный контроль за экономической концентрацией осуществляется посредством предоставления предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок с акциями, долями или имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (ст. 28 ЗоЗК), а также путем принятия антимонопольным органом обязательных уведомлений о совершении некоторых категорий сделок, установленных ст. 30 ЗоЗК.

Важным механизмом государственного контроля в сфере коммерческой деятельности является ведение реестров лиц, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра установлен Правительством РФ <1>. Реестр является государственным информационным ресурсом, и его ведение осуществляется путем включения в него сведений о хозяйствующих субъектах рынка, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в нем сведения. Требования к порядку исполнения антимонопольным органом государственной функции и административные процедуры по исполнению антимонопольным органом функций, связанных с ведением реестра, установлены административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов <2>, который определяет сроки и последовательность административных процедур Федеральной антимонопольной службы, ее территориальных органов и их структурных подразделений, порядок взаимодействия между ними, а также порядок взаимодействия ФАС России и ее территориальных органов с другими федеральными органами исполнительной власти и иными организациями при осуществлении указанных полномочий.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" // СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480.

<2> Приказ Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г. N 6 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов" // БНА ФОИС. 2007. N 16.

 

В соответствии со ст. 11 ЗоЗК запрещаются соглашения, а согласно ст. 11.1 ЗоЗК и согласованные действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, направленные на ограничение конкуренции. Государственный контроль также направлен на выявление таких соглашений и с целью признания их в дальнейшем недействительными. Согласно п. 1 ст. 35 ЗоЗК субъекты торговых рынков, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с ЗоЗК, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением в письменной форме о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства, предоставив в антимонопольный орган документы и сведения в соответствии с Перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом <1>. Антимонопольный орган может отказать заявителю в утверждении такого соглашения в случаях, если такие соглашения запрещены ЗоЗК (п. 1 ст. 11 ЗоЗК); если физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям, предоставившим проект соглашения, запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов (п. 3 ст. 11 ЗоЗК); если сведения, предоставленные заявителями, недостоверны; если предоставлены не все документы, предписанные Перечнем (подп. 3 п. 4 ст. 35 ЗоЗК).

--------------------------------