Автоматическое определение токсичных газов с помощью хроматографических измерителей

1. Характеристические функции

2. ТД потенциал – уравнения ТД потенциала H =

G =

A =

3. Энергия Гельмгольца

4. Энергия Гиббса

5. Процесс достижения равновесия при Т = const и V= const. А=

6. Процесс достижения равновесия при Т = const и Р = const. G=

7. Процесс достижения равновесия при V = const и S = const. U =

8. Процесс достижения равновесия при P = const и S = const. H =

Энергия Гиббса G — функция состояния системы, представля­ющая собой разность энтальпии Н и связанной энергии системы TS: G = Н - TS. Устаревшее название этой функции – изобарно - изотермический потенциал.

Пусть процесс протекает при постоянных температуре Т = const и давлении Р = const. Согласно энергия Гиббса G = А + РV есть функция, завися­щая от аргументов А, Р, V: G = f(A,P,V). Полный дифференциал dG равен:

dG = dA + PdV + VdP

dA < -S dT - Р dV

После подстановки получаем:

dG < -SdT – PdV + PdV + VdP = -SdT + VdP

dG < -SdT + VdP

При Т = const, Р = const имеем dT = 0, dP = 0. Тогда: dG < 0

Таким образом, при постоянных температу­ре и давлении самопроизвольно протекают процессы с уменьшением энергии Гиббса (dG < 0) до состояния равновесия, когда достигается минимальное значение энергии Гиббса Gmin, возможное в данных усло­виях:

Gравн. = Gmin.

Математическое условие минимума функции G (т.е. при равнове­сии):

dG = 0, d2G > 0

 

План-конспект урока по физической культуре во 2 классе.

Тема урока: «Сюжетно-игровое занятие «Утенок Кряк»

 

Тип урока:Образовательно-тренировочной направленности

 

Цель:Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста, интереса к занятиям физкультурой и универсальных способностей посредством игровой деятельности.

 

Образовательные задачи:

1.Познакомить с новыми элементами игрового стретчинга.

2.Повторить упражнения для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы.

3.Совершенствовать раннее изученные упражнения на координацию движений.

 

Развивающие задачи:

1.Развивать умение контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.

2.Формировать умения обучающихся передавать характерные особенности образов под соответствующую музыку.

Воспитательные задачи:

1.Формировать умение проявлять дисциплинированность, ответственность, упорство в достижении поставленной цели.

2. Формировать ценностные ориентиры на здоровый образ жизни.

Место проведения:Спортивный зал.

Время урока: 45 минут.

Инвентарь и оборудование:Мячи гимнастические, гимнастические коврики, магнитофон, музыкальные диски.

Учитель: Ковылина Г.М.

 

Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Р: регулятивные П: познавательные К: коммуникативные
1. Вводная часть (7 мин)    
Дает команду на построение учащихся в шеренгу, сообщает задачи урока . Дает команды по строевой подготовке (1 мин) Строятся в шеренгу, прослушивают задач урока. Выполняют повороты на месте, марш вперед.   Р: умение применять установленные правила. П: владение знаниями и умениями выполнять повороты. К: умение обращаться за помощью.
Проводит разминку в движении (разновидности ходьбы, бега): а) специальные беговые упражнения. б) комплексные общеразвивающие упражнения. (6 мин)     Ходьба на носках, руки на поясе. Ходьба на пятках, руки на поясе. Ходьба на наружных сторонах стоп, руки на поясе. Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе, приседе, руки за спиной. Бег в колонну по одному. Бег на носочках. Боковой галоп (правым, левым боком). ОРУ с мячом: 1. И.п. – о.с. мяч внизу.1-2 – мяч поднять вперед вверх, потянуться на носочках; 3-4-и.п.. 2. И.п. – стоя, мяч перед собой, руки вытянуты. 1- поворот вправо, 2- и.п., 3- поворот влево, 4-и.п. 3. И.п. – стоя, мяч в вытянутых вверх руках. 1-2 – 3 – наклон в сторону; 4-и.п. 4. И.п. – о.с., мяч внизу. 1-2 – 3 – наклон в вперед; 4-и.п 5. И.п. – стоя, мяч в вытянутых вверх руках. 1-2 – 3 – наклон вниз; 4-и.п. 6. И.п. – стоя, мяч перед собой, 1- присед, руки вперед, 2- и.п., 3- 4-повтор. 7. И.п. – стоя, мяч зажат между коленями, руки на поясе. Прыжки на месте с поворотом на 90*. Р: умение правильно выполнять зарядку и упражнения при ходьбе и беге. П: владеть знаниями об общих условиях выполнения зарядки. К: Формирование представления о физической культуре как о средстве укрепления здоровья.  
Веселый тренинг «Цапля». Проговаривает стих, выполняет задание вместе с детьми. Когда цапля ночью спит На одной ноге стоит. Не хотите ли узнать: Трудно ль цапле так стоять? А для этого нам дружно Сделать эту позу нужно. (1 мин) Стоя на правой ноге, сгибают левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и стараются удержать равновесие на 1 ноге. А потом – на левой ноге. Проговаривают стих вместе с учителем. Р: умение сохранять равновесия в стойке на 1 ноге. П: владение знаниями о правильном сохранении равновесия. К: использование речевых средств для выполнения задания.
2. Основная часть (32 мин)    
Рассказывает сказку «Утенок кряк» под музыкальное сопровождение. Показывает упражнение «Ходьба» Дает рекомендации: Спина прямая. Ноги в коленях не сгибать.   Показывает упражнение «Бабочка» Дает рекомендации: Спина прямая. Движения динамичные. Оказывает помощь ученикам при выполнении упражнения.   Показывает упражнение «Змея» Дает рекомендации: Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Живот лежит на полу. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Показывает упражнение «Велосипед» Дает рекомендации: Спина прямая. Движения динамичные. Показывает упражнение «Птица» Дает рекомендации: Спина прямая. Ноги в коленях не сгибать. Вдох при взмахе, выдох при наклоне Показывает упражнение «Кошка» Дает рекомендации: Вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Показывает упражнение «Веточка» Дает рекомендации: Стараясь сохранять носки натянутыми. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Показывает упражнение «Рыбка» Дает рекомендации: не поднимать голову выше ног, голова и ноги должны быть на одном уровне. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты, руки в упоре сзади – высокий упор. Попеременно тянуть носки на себя. Выполняют - 8 раз в медленном темпе.   И.п. – сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руками обхватить стопы ног, спина прямая. Опустить развернутые колени до пола. Задержаться нужное время. Поднять колени с пола. Выполняют - 8 раз в медленном темпе.   И.п. – лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на полу. 1-медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Задержаться нужное время. 2- и.п. Выполняют - 6 раза в медленном темпе.   И.п. – лечь на спину, руки положить за голову. Поднять ноги, носки оттянуты. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не опуская их на пол. Выполняют - 10 раз в быстром темпе.   И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги развести как можно шире, носки оттянуть, руки соединить за спиной «полочкой», спина прямая. 1 – взмах руками, наклон к правой ноге, стараемся дотянуться до носка, задерживаемся. 2 – возвращаемся в и.п. 3 – тот же наклон к левой ноге, 4 – и.п. Выполняют - 8 раза в среднем темпе.   И.п. – стать на четвереньки, спина прямая. 1 – поднять голову, максимально прогнуть спину. 2 – опустить голову, максимально выгнуть спину. Выполняют - 8 раза в медленном темпе.   И.п. – лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки в упоре сзади на предплечьях. 1- Не сгибая колени, медленно поднять ноги в вертикальное положение, задержать нужное время. 2-Вернуться в и.п. Выполняют - 8 раза в медленном темпе.   И.п. – лечь на живот, руки вдоль туловища, ладони вверх. 1- вытянуть ноги и напрячь мышцы ягодиц (вдох); 2-3 – оторвать от пола плечи и ноги, не сгибая коленей (выдох); 4 – вернуться в и.п. Выполняют - 6 раза в медленном темпе. Р: умение оценивать правильность выполнения упражнения, умение осуществлять самоконтроль и самооценку. П: владение знаниями о правильном выполнении упражнений и правильном дыхании. К: Оказание посильной помощь и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное объяснение ошибок и способы их устранения. Умение запросить помощь и воспользоваться помощью учителя.  
Предлагает учащимся изобразить свое любимое животное (из раннее изученных) Изображают свое любое животное по очереди, все повторяют. Р: умение применять полученные знания П: знание характерных особенностей образов, используемых для показа К: стремление к самовыражению.
Игра «Совушка». Выбирает водящего «совушку». Педагог произносит «День наступает – все оживает!», «Ночь наступает – все замирает!»   Остальные дети «бабочки», «стрекозки», «птички». «Днем» дети играют, прыгают танцуют. «Ночью» дети «засыпают», «совушка» ищет тех, кто не спит, и уводит на стульчик. Р: умение осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения заданий в процессе игры. П: знание характерных особенностей образов, используем во время игры. К: владение умением оценивать ситуацию и быстро принимать решения, взаимодействовать с учениками во время игровой деятельности.
Гимнастика для глаз Для выполнения упражнений для глаз предлагает сесть поудобнее, выпрямить спинку, вытянуть ножки. Располагаются свободно. Выполняют упражнения для глаз под музыку. 1. Вращение зрачками вправо, влево, вверх и вниз. 2. Вращение по круг вправо, влево. Р: умение применять полученные знания. П: владение знаниями о правильном выполнении упражнений и работе самостоятельно. К: Формирование представления о необходимости сохранения и укрепления здоровья.
Заключительная часть (5 мин)    
Дает команду на построение учащихся в шеренгу, подводит итоги урока, сообщает домашнее задание. Строятся в шеренгу, прослушивают итоги урока, домашнее задание. Р: Умение применять полученные знания при выполнении физических упражнений П: Осуществление комплексного анализа своей деятельности К: взаимодействия с учащимися во время учебной и игровой деятельности

 

Автоматическое определение токсичных газов с помощью хроматографических измерителей

 

При выборе газоанализатора в качестве датчика (газосигнали­затора) следует помнить, что шкала прибора должна соответство­вать концентрационным пределам и что системы сигнализации довзрывных концентраций горючих газов и паров должны выда­вать сигналы при концентрациях этих веществ в воздухе в преде­лах 5—60% от нижнего предела воспламенения, а токсичных — при концентрации, не превышающей предельно допустимую.

Приборы для определения токсичных газов должны обладать высокой чувствительностью и избирательностью, так как сущест­вующие санитарные нормы не учитывают суммарного воздействия на человека различных вредных веществ.

В последнее время все большее применение получает хромато­графический метод анализа. Благодаря разработке быстро анали­зирующих автоматических приборов, способных отбирать и ана­лизировать газ непосредственно из производственного потока, а также вследствие высокой точности анализа и возможности опре­деления большого числа компонентов, этот метод может быть ус­пешно применен для оперативного автоматизированного управле­ния процессом. Определение состава газов хроматографическим методом основано на адсорбции компонентов газа поверхностью адсорбентов. В качестве адсорбента можно применять активиро­ванный уголь, силикагель, алюмогель, так называемые молекулярные сита (газовая хроматография) и нелетучие жидкости, нане­сенные на инертный носитель, например толченый кирпич, гравий (газо-жидкостная хроматография).

Точно замеренное количество исследуемого газа вводят в раз­делительную колонку, которая представляет собой металлическую трубку, заполненную адсорбентом и свернутую для компактности в спираль. В первую очередь адсорбируются тяжелые углеводоро­ды; в смеси остаются более легкие. Компоненты смеси движутся по колонке, распределяясь по зонам в соответствии со сродством к адсорбенту. Распределению способствует газ-носитель (гелий, двуокись углерода, водород), непрерывно подаваемый в колонку Газ-носитель промывает колонку, десорбирует и увлекает за собой компоненты. Для облегчения процесса колонку подогревают до определенных температур, характерных для каждого компонента.

По мере выхода с газом из колонки компонентов при помощи специальных устройств замеряют их количество.

Действие хроматографов основано на предварительном разделении компонентов, составляю­щих анализируемую смесь, и последующем выделении каждого компонента. Выходной электрический импульс передается на электронный автоматический прибор, за­писывающий хроматограмму, состоящую из ряда пиков, каждый из которых соответствует определенному компо­ненту анализируемой смеси. Площадь каждого пика про­порциональна процентному содержанию компонентов смеси.

Часто применяется хроматограф ХПА-4 для автоматического непрерывного определения и регистра­ции химического состава газовых потоков. Принцип дей­ствия хроматографа основан на физическом разделении газовой смеси на составляющие компоненты, при кото­ром компоненты распределяются между двумя фазами: подвижной и неподвижной. Разделение компонентов про­исходит за счет различной поглощаемости или неодина­кового растворения компонентов газовой смеси, прохо­дящей через слой неподвижного сорбента. В результате скорость движения газов меняется в соответствии со сте­пенью поглощения каждого газа. Чем больше сорбируемость газа, тем больше торможение и меньше его ско­рость движения. С течением времени в силу различия в скоростях газы отделяются друг от друга. Проба про­дувается через слой сорбента при помощи газа-носителя. При постоянном расходе газа-носителя и постоянной тем­пературе время выхода из хроматографической колонки компонента всегда постоянно, поэтому может быть уста­новлена определенная очередность выхода компонентов, являющаяся качественным показателем при хроматогра­фическом анализе.