Барьеры входа и выхода

Искусственные барьеры – связанны с предоставлением ограниченному кругу предприятий лицензий или патентов на какой-либо вид деятельности, различного рода государственные ограничения.

Естественные барьеры – связаны:

а) с действием положительного эффекта масштаба производства;

б) с более низкими издержками производства у действующих предприятий по сравнению с «новичками»;

в) с дифференциацией продукции и приверженностью определенной торговой марке

Виды конкуренции:

- совершенная конкуренция;

- монополистическаяконкуренция;

- олигополия.

Если в отрасли господствует этот тип конкуренции (чистая), то мы имеем возможность говорить о конкурентном рынке, при остальных ситуациях на рынке существует несовершенная конкуренция.

Прежде всего, подробно определим признаки чистой конкуренции рис. 32.3.

 

Рисунок 32.3 – Характеристика совершенной конкуренции

 

Первое, что бросается в глаза, – большое количество производителей и продавцов при небольших объемах выпускаемой каждым продукции.

Второе – вся продукция однородная, стандартизированная, поэтому использовать методы неценовой конкуренции (качество, рекламу) практически очень трудно.

Третье – отдельный производитель не может контролировать цену. Связано это с тем, что каждый производитель выпускает небольшое количество товара, продавцов этого товара много, поэтому изменение цены одним производителем фактически никак не может повлиять на рыночную цену. В связи с этим каждый производитель просто соглашается с установившейся в данный период рыночной ценой и только приспосабливается к ней, чтобы не понести убытков.

И наконец, четвертое – нет серьезных препятствий для вступления новых производителей в отрасль. Как правило, производство в таких отраслях не связано со сложными технологическими процессами, требующими специального дорогостоящего оборудования и высококвалифицированной рабочей силы, поэтому не возникает и особых финансовых трудностей, не требуется больших капиталов для вхождения в эту отрасль.