Поведінка людини і право: основні аспекти взаємозв’язку та розмежування.
1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьёв).
2. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).
3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники — народы» (Ф. Пшнка).
4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов не в пользу законов» (П. Буаст).
5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-Цзы).
6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению» (О. Бисмарк).
7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).
8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии» (С. Лед).
9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (принцип римского права).
10. «Законы для всех должны иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).
11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична» (латинское изречение).
12. «Задуманное пусть и неосуществленное преступление всё же есть преступление» (Сенека).
13. «Свобода есть право делать всё, что дозволено законом» (Ш. Монтескье).
14. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер),
15. «Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием» (Теренций).
16. «Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть, которую оно утверждает» (А. Кененов).
17. «Самый заклятый враг права — привилегия» (М. Эбнер-Эшен- бах).
18. «Судья — говорящий закон, а закон — это немой судья» (Цицерон).
19. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (античный афоризм).
20. «Не всё, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон).
21. «Самое большое преступление — безнаказанность» (Б. Шоу).
22. «Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать» (Г. Державин).
23. «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Дж. Локк).
24. «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности — анархия».
1.7. Примеры для работы с высказываниями
1. Цитата | «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны». (Ф. Аквинский) |
2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность | Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом. |
3. Смысл высказывания | Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида. |
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: | Способы сознательного регулирования поведения человека. Свобода и ответственность в поведении человека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определенного типа поведения людей в обществе. |
5. Примеры | 1. Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности. |
1. Цитата | «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В. К Белинский) |
2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность | Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации. |
3. Смысл высказывания | Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную уставляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности. |
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: | Человек — живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты. Понятие социализации, ее этапы, механизмы, направления. Агенты социализации. Роль социального контроля в формировании личности. |
5. Примеры | 1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю. 2. Факты существования детей-маугли. |
Цитата | «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования»,(Дао-Цзы) |
2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность | Проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических процессов, происходящих в мире. |
3. Смысл высказывания | Автор утверждает, что степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество. |
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: | Какими качествами обладают правители — великие мудрецы? При каких условиях государственная власть не раздражает общество? Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных. Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости. Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение. Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона. |
5. Примеры | 1. Реализация идеи социального партнерства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. В Дании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми. 2. Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи простых граждан. |
1. Цитата | "Свобода одного заканчивавшей там, где начинается свобода другого" (М. Бакунин) |
2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность | Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства. |
3. Смысл высказывания | Автор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может. |
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: | Понятие свободы. Границы свободы. Свобода и ответственность. Социальные гарантии свободы. Закон как ограничитель свободы в правовом государстве. |
5. Примеры | 1. Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей. 2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом. |
1. Цитата | Щ.Культура есть неотвратимый путь человека и человечества». (Н. Бердяев) |
2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность | Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования. ИЛИ Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества. |
3. Смысл высказывания | Автор утверждает, что общество не может существовать, не создавая культуру. |
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: | Понятие культуры в широком и узком смысле слова. Виды культуры: индивидуальная, коллективная. Типология культуры: народная, массовая, элитарная. Проблема диалога культур. Роль культуры в формировании личности индивида. |
5. Примеры | 1. Школьница пишет стихи, занимается живописью — она вносит свой вклад в культуру. 2. Проявления молодежных субкультур (ЭМО, готы, панки). |
3. Рок-опера «Юнона и Авось» — сочетание церковного песнопения, симфонической музыки с современной инструментальной музыкой. |
Поведінка людини і право: основні аспекти взаємозв’язку та розмежування.