В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Главными компонентами процесса подготовки специалиста с высшим образованием можно считать: деятельность преподавания, осуществляемую профессорско-преподавательским составом вуза; деятельность учения, осуществляемую студентами; содержание избранной профессии, как часть социальной культуры или, что то же самое, - социального опыта. Взаимодействие между этими компонентами и составляет основное дидактическое отношение системы вузовского образования. По аналогии с процессом школьного обучения [3; 15] оно может быть представлено в виде схемы (Рис. 1).

 

 

 

Рисунок 1. Структура подготовки специалиста в системе высшего образования (статистический разрез)

Прокомментируем эту схему.

Условием существования высшей школы и источником функционирования процесса обучения в ней является социальный заказ общества (1), отражающий потребности экономики, здравоохранения, образования, культуры и других сфер жизнедеятельности общества в квалифицированных кадрах. На современном этапе этот заказ выступает в виде запросов, исходящих от федеральных и региональных властей, а также отдельных граждан, в которых формируются основные требования к количеству специалистов определенного профиля, их личностным особенностям, уровню профессиональных знаний, умений и навыков.

Поступающий от общества заказ реализуется вузом в его структуре и в содержании обучения (2), которое определяется учебными планами факультетов, программами преподаваемых дисциплин и воплощается в учебниках, учебных пособиях, методических рекомендациях и т.д. При этом содержание обучения выступает одновременно в четырех ролях: 1) цели обучения, 2) средства профессиональной подготовки, 3) объекта усвоения,

4) результата.

Содержание обучения диктует профессорско-преподаватель-скому составу вуза его конкретные цели в обучении и воспитании будущих специалистов (3). Осознав эти цели, преподаватели, используя имеющиеся в их распоряжении средства, воздействуют на мотивы учебной деятельности студентов (4) и ставят перед ними учебные задачи. На мотивы учебной деятельности студентов непосредственно воздействуют также социальная среда (престиж профессии, ее роль в жизни общества, ситуация на рынке труда, нормы морального и материального вознаграждения) и содержание профессии (предмет, цель, орудия, условия труда и адекватные им знания, умения, навыки).

В соответствии с целями преподавателей, выраженными в учебных задачах, сообразуясь со своими мотивами и культурой учебного труда (5), студенты осуществляют учебную деятельность, в ходе которой они усваивают теоретический материал и приобретают необходимые практические навыки.

Знание закономерностей усвоения профессиональных знаний, умений и навыков позволяет преподавателям управлять учебной деятельностью студентов, а учет результатов этой деятельности (6) дает им возможность организовать следующий этап обучения, привлекая новую порцию социального опыта или возвращаясь к старой в новом ее варианте.

Из схемы видно, что заданное программой содержание профессиональной подготовки, только став содержанием деятельности преподавателей и объектом учебной деятельности студентов, становится достоянием последних, превращается в свойства личности будущего специалиста, в элемент его профессиональной эрудиции. Именно поэтому так важен вопрос о культуре учебного труда студентов и путях ее формирования в вузе. Анализируемая схема позволяет наметить некоторые из таких путей.

Во-первых и прежде всего - это совершенствование мотивов учебной деятельности студентов. Ни о какой культуре учебного труда не может быть и речи, пока цели, поставленные перед студентами, не обретут для них привлекательность и не будут приняты ими самими. Без этого процесс обучения в любом его виде просто не состоится.

И все же воспитание положительной мотивации - это только предпосылка, необходимое условие становления информационной культуры личности, формируется же она в самой деятельности учения, которая побуждается внешними факторами, но развивается по своим внутренним законам. Поэтому второй путь формирования культуры учебного труда лежит через познание закономерностей развития учебных умений и навыков и учет их в управлении и самоуправлении учебной деятельностью.