Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности

Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Она связана с появлением особых объектов иссле­дования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рожд,а.етсяпостнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы (Земля как система взаимодействия геологических, биологических и тех­ногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия мик­ро-, макро- и мегамира и др.). Формируется рациональность пост-неклассического типа. Ее основные характеристики состоят в сле-'. дующем.

Во-первых, если в неклассической науке идеал исторической реконструкции использовался преимущественно в гуманитарных науках (история, археология, языкознание и т.д.), а также в ряде естественных дисциплин, таких как геология, биология, то в по-стнеклассической науке историческая реконструкция как тип те­оретического знания стала использоваться в космологии, астро-



Основы философии науки


 


физике и даже в физике элементарных частиц, что привело к из- i менению картины мира.

Во-вторых, в ходе разработки идей термодинамики неравно- \ весных процессов, характерных для фазовых переходов и образо- j вания диссипативных структур, возникло новое направление в на- \ учных дисциплинах — синергетика. Она стала ведущей методо- ' логической концепцией в понимании и объяснении исторически '■ развивающихся систем. Синергетика базируется на представле- ] нии, что исторически развивающиеся системы совершают ^ ход от одного относительно устойчивого состояния к другому. При | этом появляется новая по сравнению с прежним состоянием уров-,| невая организация элементов системы и ее саморегуляция. Было обнаружено, что в процессе формирования каждого нового уров-1 ня система проходит через так называемые «точки бифуркации»^ (состояния неустойчивого равновесия). В этих точках система име веерный набор возможностей дальнейшего изменения. Однознач- ■ но просчитать, какая из этих возможностей будет реализована, нельзя, так как на выбор системой дальнейшего сценария своего развития может повлиять любое, даже незначительное по силе случайное воздействие. В результате из веера возможных линий развития система «выбирает» одну (см. гл. VII, § 2).

В-третьих, если учесть, что этот выбор необратим, то де ствия исследователя с такими системами требуют принципиалй но иных стратегий. Воздействия субъекта познания на такого род системы должны отличаться повышенной ответственностью и < торожностью, так как они могут стать тем «небольшим сл> ным воздействием», которое обусловит необратимый (и нежел тельный для исследователя) переход системы с одного уровня орг низации на другой. Субъект познания в такой ситуации не являе ся внешним наблюдателем, существование которого безразля для объекта. В описанной ситуации он видоизменяет каждый ] своим воздействием поле возможных состояний системы, т. | становится главным участником протекающих событий.

В-четвертых, постнеклассическая наука впервые обратила к изучению таких исторически развивающихся систем, непс ственным компонентом которых является сам человек. Это ( ты экологии, включая биосферу (глобальная экология), мел биологаческие и биотехнологические (генетическая инженер»