Виды интерфейсов пользователя
Лабораторная работа №1
Знакомство с операционными системами
Цель работы: ознакомиться с понятиями операционной системы, файла, каталога; получить представление об организации файловой системы в MS DOS и Windows; приобрести навыки выполнения операций с файлами и папками средствами ОС Windows и файловых менеджеров.
Задачи работы:
· Создание структуры каталогов
· Работа с файловым менеджером
· Создание, просмотр, редактирование файлов
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Операционная система (ОС) – это программа, которая обеспечивает диалог компьютера с пользователем, управляет всеми элементами компьютера, запускает другие (прикладные) программы на выполнение. Операционная система представляет комплекс системных и служебных программных средств. Основная функция всех операционных систем – посредническая. Она заключаются в обеспечении нескольких видов взаимодействия (интерфейса):
– между пользователем и программно-аппаратными средствами компьютера (интерфейс пользователя);
– между программным и аппаратным обеспечением (аппаратно-программный интерфейс);
– между разными видами программного обеспечения (программный интерфейс).
Виды интерфейсов пользователя
По реализации интерфейса пользователя различают неграфические и графические операционные системы. Неграфические операционные системы реализуют интерфейс командной строки. Основным устройством управления в данном случае является клавиатура. Управляющие команды вводят в поле командной строки, где их можно и редактировать. Исполнение команды начинается после ее утверждения, например нажатием клавиши ENTER. Для компьютеров платформы IBM PC интерфейс командной строки обеспечивается семейством операционных систем под общим названием MS DOS (версии от MS DOS 1.0 до MS DOS 6.22).
Графические операционные системы реализуют более сложный тип интерфейса, в котором в качестве органа управления кроме клавиатуры может использоваться мышь или другое адекватное устройство позиционирования. Работа с графической операционной системой основана на взаимодействии активных и пассивных экранных элементов управления. В качестве активного элемента управления выступает указатель мыши – графический объект, перемещение которого на экране синхронизировано с перемещением мыши. В качестве пассивных элементов управления выступают графические элементы управления приложений (экранные кнопки, значки, переключатели, флажки, раскрывающиеся списки, строки меню и многие другие). Характер взаимодействия между активными и пассивными элементами управления выбирает сам пользователь. В его распоряжении приемы наведения указателя мыши на элемент управления, щелчки кнопками мыши и другие средства.