Виды интерфейсов пользователя

Лабораторная работа №1

 

Знакомство с операционными системами

 

Цель работы: ознакомиться с понятиями операционной системы, файла, каталога; получить представление об организации файловой системы в MS DOS и Windows; приобрести навыки выполнения операций с файлами и папками средствами ОС Windows и файловых менеджеров.

Задачи работы:

· Создание структуры каталогов

· Работа с файловым менеджером

· Создание, просмотр, редактирование файлов

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Операционная система (ОС) – это программа, которая обеспечивает диалог компьютера с пользователем, управляет всеми элементами компьютера, запускает другие (прикладные) программы на выполнение. Операционная система представляет комплекс системных и служебных программ­ных средств. Основная функция всех операционных систем – посредническая. Она заключа­ются в обеспечении нескольких видов взаимодействия (интерфейса):

– между пользователем и программно-аппаратными средствами ком­пьютера (интерфейс пользователя);

– между программным и аппаратным обеспечением (аппаратно-про­граммный интерфейс);

– между разными видами программного обеспечения (программный интерфейс).

 

Виды интерфейсов пользователя

 

По реализации интерфейса пользователя различают неграфические и графические операционные системы. Неграфические операционные системы реализуют интерфейс командной строки. Основным устройством управления в данном случае является клавиатура. Управляющие команды вводят в поле командной строки, где их можно и редактировать. Исполнение команды начинается после ее утверждения, например нажатием клавиши ENTER. Для компьютеров платформы IBM PC интерфейс команд­ной строки обеспечивается семейством операционных систем под общим названием MS DOS (версии от MS DOS 1.0 до MS DOS 6.22).

Графические операционные системы реализуют более сложный тип интерфейса, в котором в качестве органа управления кроме клавиатуры может использоваться мышь или другое адекватное устройство позиционирования. Работа с графической опера­ционной системой основана на взаимодействии активных и пассивных экранных элементов управления. В качестве активного элемента управления выступает указатель мыши – графический объект, перемещение которого на экране синхронизировано с перемещением мыши. В качестве пассивных элементов управления выступают графические элементы управления приложений (экранные кнопки, значки, переключатели, флажки, рас­крывающиеся списки, строки меню и многие другие). Характер взаимодействия между активными и пассивными элементами управления выбирает сам пользователь. В его распоряжении приемы наведения указателя мыши на элемент управления, щелчки кнопками мыши и другие средства.