Вопрос 1. Предметный мир Древнего Египта.

Орудия труда.

В сер. V тыс. до н.э. в Египте произошёл переход от присваивающего к производящему хозяйству. Немалую роль в этом сыграло появление медных орудий труда, это сказалось на увеличении количества и улучшении качества земледельческих орудий. С началом бронзового века в период Среднего царства

(II тыс. до н.э.) появляются съёмно-накладные приставки, что позволило делать орудия труда с более массивным остриём, улучшились рычаговые качества инструментов, и одновременно за счёт искривления рукоятки облегчился труд работников (топоры, мотыги и т.д.).

 

Ремёсла.

Основным источником, знакомящим нас с ремёслами в Древнем Египте, являются многочисленные рельефные изображения на стенах гробниц. В этих композициях все предметы даются очень точно, поэтому изображение орудий труда, предметов быта, мебели, одежды являются ценнейшим материалом для изучения предметного мира той эпохи. Египтяне освоили обработку практически всех природных материалов.

Из этих же источников мы черпаем данные и о технике различных ремёсел. На рельефах и росписях Нового царства (II тыс. до н.э.) работы в мастерских изображаются таким образом, будто все ремесленники помещены в одно помещение: резчики по камню и дереву, точильщики каменных ваз, ювелиры, оружейники, столяры и мастера по изготовлению колесниц. Понятно, что это приём композиции, но мы можем предположить, что специализированные мастерские располагались рядом друг с другом на одной улице, разные специалисты работали бок о бок и передавали друг другу изделие, пока оно не приобретало окончательный вид.

Много изделий делалось из камня: от сосудов до мебели, так как, в силу природно-климатических условий, камень был одним из основных природных материалов. Основным инструментом для обработки камня использовали трубчатое сверло. Работа сверлом считалась настолько важной, что знак сверла служил в египетском языке обозначение мастерства вообще. Полировали изделия из камня мелкими камнями.

Одним из древнейших производств в Египте было гончарное производство. Для изготовления керамических изделий использовали гончарный круг. До нас дошли амулеты, бусы, сосуды, изразцы из фаянса. Фаянс (прототип фарфора) изготавливался из белой глины, был более хрупким материалом, поэтому изделия формировали не на гончарном круге, а вылепляли руками. В галереях пирамиды Джосера имеются так называемые голубые комнаты, стены которых отделаны фаянсовой глазурью и изразцами (керамическими плитками).

С изготовлением фаянса и глазури исследователи связывают изобретение египтянами стекла и зарождение стеклянной мозаики.Состав стекла близок к современному, но плохо пропускает свет. Стекло использовали как декоративный материал для отделки. Египтяне изобрели и цветное стекло, добавляя примеси различных минералов.

Среди ремёсел важное место занимала обработка кожи и изготовление из неё различных предметов обихода: обуви, сумок для папирусов, бурдюков для вина и воды, позднее шлемы, воинское снаряжение, сбруи, колчаны.

Дерево в Египте было редкостью. Строевой лес доставляли из Сирии и Палестины. Столяры медными пилами распиливали стволы на доски или тонкую фанеру. Фанеру, сделанную из лучших сортов дерева, наклеивали на менее дорогую древесину. Из дерева делали мебель, используя медные тёсла, стамески, свёрла, которые вращали с помощью тетивы лука. Столярный верстак египтянам был не известен. Для сборки готового деревянного изделия использовали деревянные клинья, заклёпки и клей. После сборки готовые изделия полировались. В Новом царстве широко применяли гнутую древесину. Гнутое дерево использовали для изготовление луков, скипетров, музыкальных инструментов, широко применяли в производстве колесниц.

Изготовление колесниц в эпоху Нового царства (II тыс. до н.э.) стало отдельной отраслью. Колесницы являлись показателем социального статуса (как сейчас автомобили). Колесницы состояли более, чем из 50 частей. Самым трудным считалось изготовление идеально круглых колёс. Обод делался из многочисленных частей, выпиленных из досок и скреплённых между собой. Кузова царских и боевых колесниц обшивали кожей, украшали позолотой, росписью и полудрагоценными камнями.

Итак, мы видим, что в Древнем Египте технология и технические познания были весьма развиты, однако несовершенство инструментов являлось большой преградой на пути дальнейшего развития мастерства. Поэтому египетские изделия обильно покрыты орнаментами для того, что бы скрыть технические недостатки.