ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ МЕДИЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

Поскольку информация, транслируемая в режиме on-line, где события в реальном времени и во времени презентации практически совпадают, обладает особым эффектом реальности, постольку этот эффект «присутствия» позволяет создать иллюзию достоверности факта. Между тем, произвольность и предзаданность избираемых для трансляции фрагментов действительности образуют виртуальную реальность. Достаточно реалистичные социологические модели современности на базе понятия виртуальности были созданы практически одновременно в Германии А. Бюлем и М. Паэтау, в Канаде — А. Крокером и М. Вэйстеймом.

По мнению А. Бюля, в информационном обществе как «виртуальном обществе» вычислительная техника стала выполнять функции производства «зеркальных» миров. В качестве аналогов реальных социальных процессов функционируют виртуальные системы воспроизводства общества: политические акции в сети Интернет, информационные диверсии, изменяющие показатели на валютных рынках и биржах, общение с персонажами компьютерных игр, сетевая жизнь симуляционных персонажей, подобных Кате Деткиной или Алексу Антею. Подобная «виртуализация социального», согласно М. Паэтау, становится следствием «использования» обществом новых форм коммуникации для самовоспроизводства. Очевидна связь данных моделей с концепцией Н. Лумана[87], где «аутопойесис» как воспроизводство социальности посредством сетевых акций трактуется в качестве первопричины структурной дифференциации системы, реагирующей на появление виртуальных аналогов реальных коммуникаций. Для канадских ученых, заимствующих объяснительные схемы у классиков марксизма, виртуальность есть аналог капитала, а виртуализация выступает в качестве новой формы отчуждения от самого себя в процессе превращения собственной личности в потоки электронной информации.

Создание виртуальной реальности, осмысленной в качестве симуляционной реальности, стало предметом исследования и теоретиков постмодернизма, прежде всего, Ж. Бодрийяра в его фундаментальной работе, изданной в Париже в 1981 году, «Симулякры и симуляция» («Simulacres et simulation»). Этот труд, по сути, обобщил в единую теорию более ранние исследования как самого Бодрийяра, так и многочисленные дискуссии по проблеме референции знака в киноискусстве, которые были инициированы еще в 20-е годы Р. Канудо, Л. Деллюком, В. Линдсеем и продолжены с новой силой в 60-е гг. П. Пазолини, Метцем и У.Эко. Бодрийяр показал, что следствием процесса разложения информации становится утрата потребности в ее получении и, наоборот, усиление зависимости от технических средств, способных замещать реальность ее подобиями. По существу, в современном обществе средства массовой коммуникации и функционируют как системы, создающие множественные инварианты, альтернативные константной реальности, где смысл сообщения нейтрализуется и разрушается, где реальность заменяется симулятивными ее знаками, составляющими гиперреальность[88]. В итоге — обратно пропорциональная зависимость между увеличением информации и возрастанием смысла. Причину этих процессов, к примеру, Ж. Бодрийар усматривает в абсолютной несоотнесенности информации и сигнификации, где сфера информации предстает как чисто техническое средство, подобное коду. Реальность, дублированная посредством репродуктивных материалов, улетучивается, «становится аллегорией смерти, но самим этим разрушением она и укрепляется, превращается в реальность для реальности...: гиперреальность»[89].

И если во времена модерна все коммуникационные системы рассматривались, прежде всего, как источник информации о подлинной реальности, как способ расширения собственного пространства и времени, как средство единения людей, то в эпоху постмодерна именно масс-медиа осуществляют симуляцию, характеризующую современную культуру в целом: симуляцию массы, истории, телесности, времени, пространства, реальности и, соответственно, симуляцию коммуникации, информации и смысла. В этих обстоятельствах в качестве ведущей функции средств массовой информации выступает их способность к формированию гиперреального как реального без истока и без реальности.

Представляется, что создаваемая сегодня человеком семиотическая и символическая среда, которая начинает постепенно заменять традиционно оппозиционную культуре природу, становится новой онтологической реальностью. Сегодня культура настолько подчинила себе природу, что ее приходится искусственно восстанавливать «в качестве одной из культурных форм»[90]. Эта среда, обладающая собственными онтологическими характеристиками — «киберпространством» и «вневременным временем» (М. Кастельс), настолько специфична, что она проявляет способность к подчинению своему влиянию всех иных семиотических систем, не позволяя им существовать в собственных онтологических границах. Письменная культура выступала как иная, возможно, более высокая по семантическим и аксиологическим показателям, по отношению к бесписьменной, система, но сосуществующая с последней на равных и не вторгающаяся в ее семиотическое пространство. Сетевая же культура подчиняет своему влиянию и культуру слова и культуру письма, принципиальным образом трансформируя их внутреннюю структуру.

***

В заключении отметим, что культура информационного общества, по сравнению с культурой общества индустриального, обладает целым рядом особенностей — сетевым принципом функционирования и распространения, виртуальным характером, кратковременной, спонтанной, «блиповой» формой подачи информации. В границах данной культуры объективно изменяется значение и роль личности, активность которой фундируется не внешними побудительными стимулами деятельности, а, по преимуществу, внутренними. Более того, само становление этой системы оказывается обусловленным не только материальным прогрессом, но и изменением ценностных ориентаций личности, настроенной на творчество, развитие и самосовершенствование.

Костина Анна Владимировна — доктор философских наук, доцент, заведующаякафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета.

Kostina Anna Vladimirovna — a Doctor of Science (philosophy), associate professor, the chief of the Philosophy, Culturology and Politology Department of Moscow University for the Humanities. Tel. (495) 374-61-81.

E-mail: anna_kostina (at) inbox.ru

[1] Lichtheim G. The New Europe: Today and Tomorrow. N. Y., 1963. P. 194.

[2] Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford, 1959. P. 51–59, 98–105; Drucker P. F. Post-Capitalist Society. N. Y., 1993.

[3] Drucker P. F. The New Realities. Oxford, 1996. P. 168.

[4] Burns T. The Rationale of the Corporate System. P. 50.

[5] Giddens A. Modernity and Self-Identity. Cambridge, 1991. P. 2–3.

[6] Boulding K. The Meaning on the XXth Century: The Great Transition. N. Y., 1964.

[7] Brzezinsky Zb. Between Two Ages. N. Y., 1970. P. 9.

[8] Touraine A.Critique de la modernite. P., 1992. P. 312–322.

[9] Lane R. E. The Decline of Politics and Ideology in the Knowledgeable Society // American Sociological Review.1966. Vol. 31. P. 649–662.

[10] Pakulski J., Waters M. The Death of Class. Thousand Oakes. L., 1996. P. 154.

[11] Etzioni A. The Active Society. N. Y., 1968.

[12] Bellah R. Et al.Good Society. N. Y., 1985; Galbraith J. K. The Good Society: The Human Agenda. Boston ; N. Y., 1996.

[13] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999. С. LXXXVI–CXLIV.

[14] «Приход постиндустриального общества. Авантюра в социальном предсказании» (1973), «Социальные рамки информационного общества» (1980).

[15] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 42–43.

[16] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. Гл. VIII.

[17] Martin W. I. The Information Society. L., 1988. P. 14–15.

[18] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 77.

[19] Бжезинский З. Между двумя эрами….

[20] См.: Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. М., 2003; Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М. ; Ж., 2003; Телевидение. Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 7. М., 1987.

[21] McLuhan M. The Guttenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto, 1967. P. 13.

[22] Poster M. The Mode of Information: Рoststructuralism and Social Context. Cambridge: Polity Press, 1990.

[23] Robertson D. S. The information revolution // Communication Pres. N. Y., 1990. ≈ V. 17. N2. P. 235–254.

[24] Там же.

[25] Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 14–34.

[26] Аналогичную позицию отстаивал, как известно, и Макс Вебер, убедительно показавший, что не тип экономических отношений определяет характер культуры, а напротив — культура (в данном случае — тип религии) детерминирует систему экономических отношений (Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990).

[27] Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. 2-е изд. СПб., 2002. С. 84.

[28] Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 494–495.

[29] Там же. С. 494.

[30] Танскотт Д. Электронно-цифровое общество. Киев ж Москва, 1999. С. 63.

[31] Toffler A. The Adaptive Corporation. Aldershot, Gower, 1985. Р. 123.

[32] Thurow I. C. The Future Capitalism. How Today’s Economic Forces Shape Tomorrow’s World. L. : Nicholas Brealey Publishing, 1996.

[33] Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 504.

[34] Там же. С. 494–495.

[35] Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество. Аналитическое исследование // Мир России. 2000. № 1. С. 2. URL: http://www.socio.ru/wr/oo-1/Castells.htm (дата обращения: 21.09.2009).

[36] Deleuze G., Guattari F. Rhizome. Introduction. P., 1976; Rhizome // Capitalisme et schizophrenie. Mille plateaux. P. : Les Editions de Minuit., 1980.

[37] Мальковская И. А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. М., 2004. С. 39.

[38] Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. No 7. P. 102.

[39] Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. С. 290.

[40] Там же. С. 248.

[41] Venturelli S. Cultural Rights and World Trade Agreements in the Information Society // Gazett. 1998. 60. № 1. P. 59.

[42] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. С. 113.

[43] Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. C. 164.

[44] Baudrillard J. For a Critique of the Political Economy of the Sign // Baudrillard J. Selected Writings. Stanford, 1988. Р. 93.

[45] Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. М., 2001. С. 43–45.

[46] Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000. С. 42.

[47] См.: Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. С. 171.

[48] Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N. Y. : Harper-Collins Publishers, 1995.

[49] Toffler A. The Adaptive Corporation. Aldershot : Gower, 1985.

[50] Ibid.

[51] См.: Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. С. 161–165.

[52] См.: Там же. С. 163–173.

[53] «Самообслуживание», «сделай сам», «конструктор», «самолечение».

[54] Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton (NJ), 1990. P. 151.

[55] Toffler A. The Adaptive Corporation. Aldershot, 1985. P. 100.

[56] Hicks J. Wealth and Welfare. Oxford, 1981. P. 138–139.

[57] Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton (N. Y.), Princeton Univ. Press, 1990.

[58] Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton (N. Y.), Princeton Univ. Press, 1990.

[59] Handy Ch. The Hungry Spirit. Beyond Capitalism — A Quest for purpose in the Modern World. L. : Hutchinson, 1997. Цит. по: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. С. 181.

[60] Handy Ch. The Hungry Spirit. Beyond Capitalism — A Quest for purpose in the Modern World. L., Hutchinson, 1997. Цит. по: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. С. 182–183.

[61] Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 265.

[62] Там же. С. 265.

[63] Там же. С. 54.

[64] Там же. С. 278–279.

[65] Там же. С. 279.

[66] Дилигенский Г. Г. Историческая динамика человеческой индивидуальности // Одиссей. М., 1994. С. 98.

[67] Валери П. Проблема музеев // Об искусстве. М. : Искусство, 1993. С. 207.

[68] Дилигенский Г. Г. Историческая динамика человеческой индивидуальности // Одиссей. 1992. М., 1994. С. 92.

[69] Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. С. 352.

[70] Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003. С. 5.

[71] Touraine A. Pourrons-nous vivre ensemble? Egaux et differents. P. : Editions Fayard, 1997.

[72] Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. С. 103.

[73] Скиден У. Глобальный вызов Бангеманна: о международной программе Европейской комиссии по интеграции городов в информационное общество // Информационное общество. 1999. № 4. С. 11–12.

[74] Концепция формирования информационного общества в России одобрена 28 мая 1999 г. решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской федерации по связи и информатизации.

[75] Frank R. There is no business like show business // Fortune. N. Y., 1998. № 12. P. 42–54.

[76] Ibid. Р. 46.

[77] Тоффлер Э. На пороге будущего // "Американская модель": с будущим в конфликте. М., 1984. С. 33.

[78] Toffler A. and H. War and anti-war. Survival at the dawn of the 21st century. L., 1993.

[79] Галкин Д. В. Вирильо // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн. : Интерпрессервис, 2001. С. 120.

[80]Barwinczak P.M. Achieving information superiority // Military Review. September — November 1998; Bass C. D. Building castles on sand. Underestimating the tide of information operations // Airpower Journal. Summer 1999.

[81] Thomas T. L. Deterring information warfare: a new strategic challenge // Parameters. Winter 1996–1997.

[82] Szafranski R. A theory of information warfare. Preparing for 2020 // Airpower Journal. Spring 1995; Stein G. J. Information warfare // Airpower Journal. Spring 1995; Stein G. J. Information war — cyberwar — netwar // URL: www.infowar.com/mil_c4i/steinl.html (дата обращения: 21.09.2009).

[83] Shaheen J. G. Arab and Muslim stereotyping in American popular culture. Washington, 1997.

[84] Wheatley G. F., Hayes R. E. Information warfare and deterrence. Washington, 1996.

[85] Nye J. S. Redefining NATO's mission in the information age // NATO Review. 1999. № 4.

[86] Pounder G. Opportunity lost. Public affairs, information operations and the air war against Serbia // Airpower Journal. Summer 2000.

[87] Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005.

[88] Baudrillard J. Simulacres et simulation. Paris, 1981.

[89] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. С. 149.

[90] Кастельс М. Становление общества сетевых структур. С. 505.

 

ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ МЕДИЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ