Г. Языковые правила.

Правила, относящиеся к языку закона таковы: а) корректность (соблюдение правил русского языка, правильность, точность, определенность, общепризнанность), б) ясность (простота, понятность доступность), в) стабильность, г) обобщенность (обезличенность), д) краткость (экономичность, лаконичность, компактность, концентрированность), е) унифицированность (единообразие), ж) нейтральность (отсутствие эмоциональной и художественной окраски, декларативности, пафосности).

Д. Формальные правила.Эти правила определяют реквизиты, которые должны быть у закона.

Согласно ст. 26 Закона РБ от 12 августа 1996 г. № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан»: Законы Республики Башкортостан должны иметь следующие реквизиты:

указание на форму нормативного правового акта (закон, указ, постановление, приказ и др.);

указание на орган, принявший нормативный правовой акт;

наименование, обозначающее предмет регулирования;

дату, место принятия нормативного правового акта и его регистрационный номер;

подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты Республики Башкортостан.

Е) Процедурные правила,определяющие качество закона, изложены в рамках следующих тем настоящего УМК.

5. Изменение и отмена законов.

Порядок опубликования и вступлению в силу законов в описан как вопрос следующей темы, посвященной стадиям законотворчества.

Изменение закона производится тем же органом (лицом), который принял его. Изменение вносится путем введение в действие закона, например, это Федеральный закон от 13.05.2008 № 70-ФЗ о внесении изменений в ст. 27 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Отмена нормативных правовых актов.Рассматривая вопросы вступления нормативных правовых актов в силу, следует коснуться прекращения их применения (отмены). Выделяются такие виды отмены:

1) прямая отмена – отмена путем принятия закона, в котором содержатся нормы, прямо говорящие об отмене данного акта. Используется принятие специальных актов, таких, как Федеральный закон от 1 июля 2005 года № 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» и Закон РБ от 13.07.2005 № 196-з «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, регулирующих трудовые отношения» (им отменен, в частности, Трудовой кодекс РБ).

2) косвенная отмена – данный закон специально не отменяется, но он перестает применяться, потому что вступил в силу закон с такой же или большей юридической силой, который (что обязательно) регулирует те же общественные отношения. Приведем в пример положение из определения Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 321-О: «Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации к числу законодательных актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат».

3) фактическая отмена – означает, что акт не отменен ни прямо, ни косвенно, но не применяется на практике, то есть на его основе не принимаются какие-либо юридические решения;

4) по истечении срока действия акта, на который он был принят. В ч. 2 ст. 12 Трудового кодекса РФ сказано: «Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с истечением срока действия».

 

План семинарского занятия на тему:

«Закон как результат законотворчества».

 

1. Понятие закона.

2. Специфические признаки закона. Признаки закона как нормативного правового акта.

3. Классификация законов по юридической силе; по делению на первичные и вторичные; по предмету регулирования (отраслям права и законодательства); по сроку действия; по территории действия; по субъектам принятия.

4. Правила, определяющие качество закона: а) содержательные правила; б) правила логики; в) структурные правила; г) языковые правила; д) формальные правила; 6) процедурные правила.

5. Изменение и отмена законов.

Литература для подготовки к семинару

Александров А. Юридическая техника – Судебная лингвистика – Грамматика. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Баландин А.А. Современное законотворчество и проблемы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве. //Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – С. 442-448.

Губаева Т.В. Язык и право. М., 2003. – С. 14-76.

Ермолаева А.В. Документы субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2005. – С. 58-68.

Картухин В.Ю. Отдельные аспекты использования юридической терминологии как средства законодательной техники в правотворчестве субъектов Российской Федерации. //Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. – М.: ЭКСМО, 2007. – С. 100-134.

Ковтун Н. Дефекты законодательной техники вызывают трудности в правоприменении. //Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 514-521.

Машкина Т.И. Взаимосвязь судов и законотворчества. //Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 313-314.

Осипян Б.А.. Конституционная система правомерных критериев законотворчества. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие / Ю.А.Тихомиров, И.В. Котелевская. – М.: 1999. – С. 46-150.

Романова Е.В. Экзамен по основам техники юридического письма. –С. 38-69.

Сафина С.Б. Юридическая техника. – Уфа, БАГСУ, 2004. – С. 24-29, 42-79.

Теория государства и права: Учебник для вузов. /Отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2006. – С. 197-199.

Тихомиров Ю.А. О правилах законодательной техники. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Худойкина Т.В. Стабильность закона: понятие и способы обеспечения. // Государство и право на рубеже веков (Материалы Всероссийской конференции. – М, 2001. – С. 72-77.

Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2006. – С. 425, 427-454.

Чухвичев Д.В. Законодательная техника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – С. 50-64, 117-129, 156-210.

Шейнин Л. Недостатки законодательной техники Российской Федерации. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Шугрина Е.С. Техника юридического письма. – М.: Издательство «Дело», 2001. – С. 49-76.

Югов А.А. Игишев К.А. Грани соотношения понятий «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» в Российской Федерации. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Югов А.А. Игишев К.А. Законопроектный процесс как теоретическое и практическое правовое явление в конституционном праве России. // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».

Югов А.А. Игишев К.А. Некоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия «законопроектный процесс». // Электрон. поисковая прогр. «КонсультантПлюс».