Тема 15. Л.С. Выготский и его школа.

Очерк жизни и творчества Л.С. Выготского. Л.С. Выготский как теоретик психологии; “культурно-историческая” теория развития психики. Проблема опосредствовавния. История развития высших психический функций как предмет психологии. Общая характеристика высших психический функций. Проблемы возрастной и педагогической психологии в трудах Л.С. Выготского. А.Р. Лурия, очерк жизни и творчества. Исследование познавательных процессов на материале различных культур. Нейропсихология в ее историческом развитии.

А.Н. Леонтьев, очерк жизни и творчества. Исследование памяти. Проблемы развития психики. Теория деятельности и ее роль в дальнейшем развитии психологии.

Д.Б. Эльконин, очерк жизни и творчества. Проблемы возрастной периодизации психического развития. История детства. Исследование игры. Разработка экспериментальной системы обучения.

П.Я. Гальперин, очерк жизни и творчества. Теория поэтапного (планомерного) формирования умственных действий.

Разработка и развитие идей Л.С. Выготского другими учениками и последователями (А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.В. Занков, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов и др.).

Тема 16. Психологические воззрения С.Л. Рубинштейна.

Очерк жизни и творчества С.Л. Рубинштейна. Принцип творческой самодеятельности и проблема субъектности. Методологические принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности; диалектико-материалистический принцип детерминизма. Психическое как процесс. Исследования мышления.

Тема 17. И.П. Павлов и влияние его идей на отечественную

Психологию.

Очерк жизни и творчества И.П. Павлова. Проблема поведения целостного организма. Проблема сигнала. Рефлекс как единица анализа поведения. Динамика образования и изменения условных рефлексов. Учение о типах и свойствах высшей нервной деятельности. “Павловская сессия” АН СССР и АМН, ее роль в судьбах психологии и психологов.

Представление о свойствах высшей нервной деятельности и психофизиология индивидуальных различий (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын). Б.М. Теплов, очерк жизни и творчества. Проблема индивидуальных различий с точки зрения синтетического и аналитического подхода. Проблема диагностики индивидуальных различий. Соотношений свойств. Проблема их универсальности. Свойства ВНД и свойства личности. Другие направления исследований Б.М. Теплова. Исследование способностей. Исследование практического мышления.

Тема 18. Санкт-Петербургская школа психологии.

В.М. Бехтерев, очерк жизни и творчества. Проблемы построения объективной науки. Объективная психология. Рефлексология. Коллективная рефлексология. Педологические исследования. Идеи комплексного и лонгитюдного подходов в психологии.