ВИДЫ ДОГОВОРА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ

 

Основной объем грузооборота мировой внешней торговли приходится на международные морские перевозки - почти 60%. Поэтому целесообразно рассмотреть организацию перевозочного процесса на данном виде транспорта более подробно.

На морском транспорте различают линейные и трамповые виды сообщений.

1. Под линейным судоходствомпонимается такая форма транспортных услуг, при которой судовладелец организует регулярное движение судов между обусловленными портами по заранее объявленному расписанию.

Договором морской перевозки в линейном сообщении является коносамент. Коносамент- это документ, выдаваемый перевозчиком и удостоверяющий принятие груза к перевозке собязательством доставить его в порт назначения и выдать получателю. Коносамент выполняет три функции:

• является договором морской перевозки в линейном судоходстве;

• удостоверяет получение груза перевозчиком у отправителя;

• выступает как товарораспорядительный документ.

2. Трамповое судоходствопредставляет собой вид сообщения, не связанное с постоянным районом плавания, заранее установленными портами отправления и назначения. Для использования судна в трамповом судоходстве необходимо заключить договор фрахтования судна (рейсовый чартер),представляющий собой соглашение между судовладельцем и фрахтователем о найме судна или части его помещений для перевозки грузов.

На практике используются три вида фрахтования судов по рейсовому чартеру:

фрахтование на один рейс.Вэтом случае после сдачи груза получателю и окончания всех расчетов по данному рейсу обе стороны свободны от взаимных обязательств;

фрахтование судна на несколько последовательных рейсов.По данному договору судовладелец после завершения первого рейса обязан немедленно направить судно во второй, затем в третий и т. д. до выполнения всего согласованного количества рейсов;

фрахтовый контрактпредставляет собой соглашение о перевозке регулярными рейсами определенного количества груза данного фрахтователя в течение оговоренного календарного периода.

Линейный коносамент и рейсовый чартер представляют собой полную форму договора морской перевозки, так как они содержат все необходимые коммерческие и юридические статьи, определяющие взаимоотношения сторон по данной сделке.

Помимо этого, существуют краткие формы договора морской перевозки. В них согласовываются только основные характеристики сделки, а в части остальных условий делается ссылка на чартер или коносамент. К таким формам относятся:

• букинг-нот (booking note) - предварительная заявка грузовладельца с целью забронировать на судне место для определенной партии груза. Применяется обычно в линейном судоходстве.

• бэрс-нот (berth note) - договор на перевозку попутных массовых грузов. Используется как в линейном, так и в трамповом судоходстве, обычно при погрузке в том же порту, где принимается основной груз.