II. Содержание основных разделов контракта

 

.Все условия группируются в отдельные разделы контракта и располагаются в определенной последовательности.

Преамбула.

Текст контракта начинается с вводной части или преамбулы, которая имеет обычно следующее содержание:

· наименование и номер контракта;

· место и дата заключения контракта;

· полное юридическое наименование сторон с указанием, кто является продавцом и покупателем.

Фирменное наименование и код должны соответствовать регистрации в торговом реестре своей страны.

Если заключается договор, где от одной стороны выступает 2 и более фирм, то оговаривается их отношение друг к другу: действуют совместно, одна из них головная и т.д.

Предмет контракта.

В этом разделе в краткой форме определяется вид внешнеэкономической сделки, базисные условия поставки и товар. Пример: продавец продал, а покупатель купил на условиях «ФОВ» Мурманский порт один токарный станок типа…

Когда предметом сделки будет товар со сложными техническими характеристиками, то контракт содержит разделы: технические условия, техническая спецификация (производительность, мощность, расход топлива и др.). В этом случае в разделе «предмет контракта» дается только краткое определение товара и ссылка на специальные разделы.

В этом же разделе определяется количество товара в единицах измерения, принятых для данного товара. В контракте должна быть указана единица измерения, применяемая сторонами, т.к. в одном и том же наименовании (мешок, бочка, и т.д.) может быть различное количество. Пример: в Бразилии мешок кофе весит 60 кг, на Кубе – 90 кг, в Гаити ­– 84 кг.

Единица измерения тонна, в мировой коммерческой практике применяется: метрическая тонна 1000 кг; американская (короткая) тонна 907 кг; английская (длинная) тонна 1016 кг.

Таким образом,

количество товара в контракте выражается мерами веса, объема, площади и в штуках.

Выбор единицы измерения зависит от товара и от сложившейся практики торговли. Так, в торговле нефтепродуктами применяются как меры веса, так и объема (баррель). В торговле хлопком основной единицей измерения является вес, но размер товарных поставок выражается количеством «кип» определенного веса.

Часто в контракте указывается вес брутто и нетто.

Во многих случаях при купле-продаже сырьевых и продовольственных товаров точное соблюдение количества невозможно. В этом случае делается оговорка, а именно перед количеством ставится слово «около». На практике принято считать, что предел отклонения не может превышать 10 процентов. Так при торговле хлебом «около» означает отклонение в пределах 5%, кофе 3%, лесом 10%, каучуком 2,5%.

В разделе «предмет контракта» содержатся базисные условия поставки. Ссылка в контракте на один из терминов «Инкотермса» ясно и точно определяет взаимную ответственность покупателя и продавца.

Цена товара.

Цена товара один из существенных элементов контракта купли-продажи. Каждая внешняя сделка обязательно должна содержать условия о цене, или указание способа определения цены этого товара.

При установлении цены товара в контракте определяются: единица измерения цены; базис цены; валюта цены; способ фиксации цены; уровень цены.

Цена может быть установлена за определенную количественную единицу товара (объем, площадь, вес и т.д.) или за весовую единицу в зависимости от колебания веса, содержания примеси и т.д. Если в основу цены принимается весовая единица, необходимо определить характер веса (брутто, нетто) и оговорить, включает ли цена стоимость тары и упаковки.

Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, складские и др. расходы по доставке товара в цену товара. Базис цены обычно определяется по термину с указанием названия пункта сдачи товара.

Цена в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера ,импортера или в валюте третьей страны. При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи по этим товарам. Пример: в контрактах на каучук, цветные металлы принято указывать цену в фунтах стерлингов, на нефтепродукты, пушнину – в американских долларах.

Экспортер обычно стремится зафиксировать цену в устойчивой валюте, а импортер наоборот – установить цену в валюте, подверженной обесценению.

Цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта.

В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.

Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение срока его действия. Твердая цена применяется как в сделках с немедленной поставках в течение короткого срока, так и в сделках, предусматривающих длительные сроки поставки. Обычно делается оговорка»цена твердая, изменению не подлежит.

Подвижная цена- фиксируется при заключении контракта, может быть пересмотрена в дальнейшем ,если рыночная цена товара к моменту поставки изменится .Обычно в контракте оговаривается допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной ,в пределах которого пересмотр цены не производится.

Скользящая цена-это цена, исчисляемая в момент исполнения контракта на товары, требующие длительного срока изготовления.

Цена с последующей фиксацией. В контракте в этом случае оговариваются условия фиксации и принципы определения уровня цены.

При определении уровня цены стороны контракта обычно ориентируются на два вида цен: публикуемые и расчетные.

Публикуемые- это цены, сообщаемые в специальных источниках. Они ,обычно, отражают уровень мировых цен. Под мировой ценой понимается цена, по которой проводятся крупные коммерческие экспортные и импортные операции с платежом в СКВ. Мировые цены –э то экспортные цены основных поставщиков данного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара.

Пример: за пшеницу и алюминий мировыми ценами являются экспортные цены Канады; на пиломатериалы- экспортные цены Швеции; на каучук -цены Сингапурских бирж; на пушнину - цены С - Петербургских и Лондонских аукционов; на чай -цены аукциона в Коломбо, Калькутте и Лондоне.

Если по сырьевым товарам мировую цену определяют основные страны-поставщики, то в отношении готовых изделий и оборудования решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие эти товары.

К публикуемым ценам относятся: справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены статсправочников, цены фактических сделок, цены предложений крупных фирм.

Справочные цены - это цены внутренней или внешней торговли стран с рыночной экономикой, которые регулярно публикуются в деловых газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах. Эти цены отражают общее направление динамики цен за предшествующий период, их можно использовать при заключении контрактов на срочную поставку небольшой партии товаров. Они приблизительно отражают уровень цен реальных сделок и могут служить отправной точкой для переговоров. При установлении более стабильных торговых связей базисные цены подлежат дальнейшему согласованию: применяются различные скидки и надбавки к ним.

Биржевая цены, или биржевая котировка-цена товара, являющегося объектом биржевой торговли. Эти цены всегда отражают реальный уровень цен при заключении конкретных сделок, поскольку каждая биржа осуществляет учет, систематизацию и публикацию биржевых котировок .Как правило, биржи публикуют котировки на начало и конец утреннего и вечернего биржевых торгов (сессий),котировки продавцов и покупателей товаров, котировки на товары с немедленной поставкой (cpot).и срочной поставкой (forward).Котировки достаточно объективно отражают мировой уровень цен на биржевые товары, а их официальные публикации служат основанием для установления цен на аналогичные товары во внебиржевой торговле. Сведения о ценах на аукционах важны потому что происходит поочередная продажа реальных товаров на основе конкурса покупателей, и ,цены, следовательно, носят вполне реальный характер.

Роль международных аукционов могут выполнять крупные акционерные компании, монополисты по какому-то виду товара. Обычно они скупают товары у товаропроизводителей, затем перепродают их оптовым посредникам и получают от разницы цен прибыль. Торг на таких аукционах происходит открыто с участием самих покупателей. Цены аукционов близки к котировкам бирж, поскольку, как правило, отражают реальные сделки.

.В мировой торговле широко применяется система скидок. Обычно применяется несколько десятков видов скидок, но наиболее распространены следующие.

Бонусные скидки(скидки за оборот) обычно представляются крупным оптовым покупателям, причем не за каждую отдельную партию, а за ранее согласованный годовой объем оборота. Такие скидки как правило составляют 7-8% стоимости оборота.

Сезонные скидки имеют сезонный характер и применяются главным образом при торговле товарами массового спроса (обувь, одежда и т.д.)При наступлении сезона на рынок поступают новые более модные товары, при этом на товары, выходящие из моды, вводят скидки с цены.

Дилерские скидки представляются оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. За счет таких скидок дилеры должны покрывать свои расходы на продажу, сервис и получать прибыль. Предприятие-изготовитель может самостоятельно устанавливать розничную цену, заранее закладывать в нее размеры скидок для оптовых и розничных покупателей. Величина дилерской скидки достигает ….. и зависит от вида товара и объема посреднических услуг.

Скидки «сконто» применяются, если платежи по контракту осуществляются ранее срока, указанного в контракте, и притом оплачиваются наличными. Скидка составляет 3-5 %.

Закрытые скидки- используются в замкнутом экономическом пространстве, при поставках внутри фирмы.

Специальные скидки носят конфиденциальный характер, представляют собой коммерческую тайну и предоставляются партнеру, с которым фирма имеет особые доверительные или длительные отношения. Размер таких скидок не фиксируется.

Скидка с цены при увеличении объема заказа. Размер скидок может меняться в зависимости от величины и серийности заказа. Скидки за количество составляют обычно 10-15 % стоимости сделки, величина скидки невелика при поставке товара массового спроса и значительно больше при производстве товаров малыми сериями или по индивидуальным заказам.

Существуют и другие виды скидок: за поставку к определенному сроку, за улучшенное качество, за серийность товара, за пробные партии и т.д.

Условия платежа.

Раздел контракта, содержащий согласованные сторонами условия платежей, определяет способ и порядок расчетов между ними, а также гарантии выполнения сторонами взаимных платежных обязательств. При определении условий платежа в контракте устанавливаются:

· валюта платежа;

· срок платежа;

· способ платежа и форма расчетов;

· оговорки, направленные на уменьшение или устранение валютного риска.

· Валюта платежа, т.е. валюта в которой производится платеж.

При заключении контракта устанавливается в какой валюте будет произведена оплата товара. Такой валютой может быть валюта страны-экспортера, импортера или третьей страны. Валюта платежей может совпадать с валютой цены товара, а может и не совпадать. В последнем случае в контракте указывается курс, по которому валюта цены будет переведена в валюту платежа.

Срок платежа.

Стороны обычно устанавливают в контракте конкретные сроки платежа. Если сроки не установлены прямо или косвенно, то платеж производится через определенное число дней после уведомления продавцом покупателя о том, что товар предоставлен в его распоряжение.

Способ платежа определяет, когда должна осуществляться оплата товара по отношению к его фактической поставке. Основные способы платежа: предоплата наличными; наличный платеж; платеж с авансом; платеж в кредит.

Срок и дата поставки.

Под сроком поставки понимается момент, когда продавец обязан передать товар в собственность покупателю или, по его поручению, лицу, действующему от его имени. Датой поставки будет при этом дата фактической передачи товара в распоряжение покупателя.

Оговоренное количество товара поставляется единовременно либо по частям. При единовременной поставке устанавливается один срок поставки, если же по частям – указываются промежуточные сроки поставки. Сроки поставки товара могут быть установлены одним из следующих способов:

1) определение календарного дня поставки;

2) указание на событие, которое неизбежно должно наступить;

3) определение периода, в течение которого должна быть произведена поставка;

4) применением принятых в торговле терминов, таких как «немедленная поставка», «быстрая поставка» и т.д.

Для правильного применения сроков, установленных в контракте, следует знать порядок их исчисления. Согласно гражданского кодекса РФ, течение срока начинается на следующий день после заключения контракта. Вопросы исчисления сроков поставки очень важны, т.к. примерно 70% общего числа дел в арбитраже приходится на споры по срокам.

Качество товара.

Одной из обязанностей продавца по контракту является передача покупателю товара, отвечающего требованиям качества.

Качество – совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению. Свойства товара можно описать в самом договоре или в приложении к нему. Возможен вариант, когда указывается, что качество товара должно соответствовать образцу или требованиям научно-технической документации.

Отсутствие в контракте четкого определения качества может стать причиной трудноразрешимых споров.

При купле –продаже по образцу в контракте принято вносить указания относительно количества отобранных образцов и порядок сличения товара с образцом. Зерновые товары: пшеница, рожь и т.п. продаются ,обычно, по натуральному весу, который отражает физические свойства зерна: форму, величину зерна, его удельный вес и другие качественные характеристики.

Важное значение имеет методика определения качества. Товар при перемещении меняет качество, поэтому важно оговорить момент установления качества.

Тара, упаковка и маркировка.

Условия о таре, упаковке и маркировке не могут быть второстепенными, т.к. несоблюдение требований может привести к повреждению и гибели товара.

Если товар требует тары и упаковки, в контракт вносится условие, содержащее указание по этим вопросам.

Упаковка зависит от особенностей товара. Различают внешнюю упаковку, т.е. тару и внутреннюю упаковку не отделимую от товара.

Характер тары также зависит от дальности перевозки, от климатических условий, от торговых обычаев рынка сбыта, от количества перегрузок и т.д.

При наличии установленных стандартов или ТУ на упаковку, ее качество может определяться ссылкой на ТУ или стандарт.

Требования к упаковке зависят от базисных условий поставки. при условиях ФОБ, СИФ, ФАС экспортер обязан поставить товар в морской упаковке.

Специальные требования к упаковке выдвигаются импортерами. Причинами таких требований являются:

1) импортеру необходима специальная расфасовка товара для сбыта его без дополнительной переупаковки;

2) импортер предъявляет особые требования к весу и габариту грузовых мест, применительно к имеющимся у него подъемных и транспортных средств;

3) импортер вынужден длительный срок хранить груз на открытой площадке и необходима гидроизоляция и т.д .

В контракте может быть предусмотрено условие об отгрузке товара в таре, предоставленной покупателем, либо обязанность покупателя возвратить тару продавцу.

Маркировка груза является важным элементом технологии внешнеторговых операций. Она выполняет несколько функций:

1) представляет товаросопроводительную информацию, содержащую реквизиты, определяющие импортера, номер контракта, номер транса, весогабаритные характеристики мест, номер места, число мест в партии или трансе;

2) является указание транспортно-экспедиционным фирмам по обращению с грузом;

3) может использоваться для предупреждения об опасности.

Маркировка товара должна быть подробно оговорена в контракте. В надлежащей маркировке заинтересован не только покупатель, но и перевозчик.

Страхование.

Этот раздел контракта включает основные условия страхования: что страхуется; от каких рисков; кто страхует; в чью пользу страхует.

При сделке купли-продажи страхуются товары от рисков повреждения или утраты при транспортировке. Ссылки в контракте на базисные условия определяют страхователей, которые обязаны заключить договоры страхования.

Если контрактом не оговорены риски, от которых груз должен быть застрахован, внешнее страхование осуществляется экспортером на условиях «с ответственностью за все риски», которые не включают утраты или повреждение товаров вследствие умышленных действий или грубой неосторожности самих страхователей, от повреждения из-за внутренних свойств товаров (гниение, самовозгорание и т.д.)

Договор со страховой компанией заключается, обычно, в пользу импортера или конкретного получателя товара.

Условиями контракта уточняется кто, продавец или покупатель будет нести расходы по страхованию. Фактически речь идет о том кто будет оплачивать страхование, а расходы всегда несет покупатель , а они учитываются в цене товара.

Штрафные санкции.

Для обеспечения исполнения договора и повышения ответственности сторон за выполнение условий контракта в них обычно предусматриваются финансовые санкции. Санкция – это добровольное взаимное согласие сторон выплачивать определенные суммы в случае нарушения контрактных обязательств.

Во внешнеторговой практике в контрактах купли – продажи штрафные санкции устанавливаются в основном в виде неустойки за неисполнение тех или иных обязательств. Чаще всего за нарушение: сроков поставки товаров, качества и технического уровня товаров несоответствующих условиям контракта; за несвоевременность направления технической документации; за несвоевременность выполнения обязательств по платежам и др.

Наряду с термином «неустойка» в нормативных актах употребляется два других термина: «штраф» и «пени». Штраф и пени – это разновидность неустойки. Термин «штраф» обычно употребляется в том случае, когда речь идет о неустойке в виде процента или в твердой сумме, взыскиваемой однократно. Термин «пеня» принят в отношении неустойки, которая исчисляется в виде процента к сумме неисполненного обязательства и взыскивается за каждый день нарушения контракта или в течение определенного времени.

Если неустойка (пеня) начисляется за каждый день нарушения контракта, то она обычно ограничивается определенным максимумом.

Общим правилом отношений является принцип: штрафные санкции по своим размерам и порядку начисления должны способствовать выполнению обязательств, а не носить разорительный характер. Несложным является и порядок взыскания неустойки. Достаточно подтвердить факт наличия контракта и его нарушение. в случае нарушения контракта неустойка взыскивается независимо от того, понес ли пострадавший убытки от неисполнения обязательств. Методика расчета убытков оговаривается контрактом. В контракте могут устанавливаться предельные размеры убытков, при превышении которых покупатель приобретает право расторгнуть контракт и получить компенсацию.

Обстоятельства неопределенной силы (форс-мажор).

Не всякое неисполнение контрактных обязательств влечет за собой гражданскую ответственность сторон, допустивших неисполнение. Обычно, ответственность наступает при наличии вины. Если же обязательства не выполнены по причинам, которые невозможно предотвратить, то сторона освобождается от ответственности. Однако, при этом требуются доказательства, что она не виновна.

Для избежания неопределенности при заключении контракта в него вносят условия, в которых дается определение характера обстоятельств, признаваемых сторонами как невозможных к исполнению. Дается перечень такого рода обстоятельств. В этом же разделе контракта предусмотрены юридические последствия невозможности исполнения. Такие условия принято называть «форс-мажорной» оговоркой, т.е. оговоркой о наступлении обстоятельств непреодолимой силы. К ним относятся пожары, землетрясения, наводнения, эпидемии и т.д.

К общим принципам определения обстоятельств непреодолимой силы относят:

1) объективный и абсолютный характер обстоятельств. Они должны касаться не только данного субъекта – должника, а распространяться на всех. И невозможность исполнения должна быть абсолютной, а не затруднительной для должника;

2) юридический форс-мажор – решение высших государственных органов, запрет импорта или экспорта, валютные ограничения и др.

Не признаются форс-мажорными обстоятельства обычного коммерческого риска: банкротство предприятия, изменение цен и др.

Обстоятельства непреодолимой силы можно отразить в контракте перечислением конкретных явлений и событий. Различают две категории обстоятельств непреодолимой силы по времени их действий:

1) длительные (запрещение экспорта, импорта, война, валютные ограничения);

2) кратковременные (пожары, наводнения, замерзание моря, закрытие морских проливов).

В интересах обеих сторон заранее оговорить в контракте, какие обстоятельства относят стороны к форс-мажорным.

В международной торговле широко применяется формула форс-мажорной оговорке предусматривающая две стадии в последствиях наступления форс-мажора. На первой стадии. На определенный период продлевается срок исполнения контракта. Если по истечению этого периода события продолжают действовать, каждая из сторон имеет право на расторжение контракта.

Сторона у которой создалась ситуация непреодолимой силы, должна немедленно в письменном виде уведомить другую сторону как о наступлении, так и о прекращении действий этих обстоятельств. Если не уведомления об этих обстоятельствах сторона обязана возместить убытки.

Сторона, для которой наступили такие обстоятельства, должна представить в оговоренный срок свидетельство торговой палаты, подтверждающее наличие форс-мажора.

В разделе контракта обычно оговаривается, что если исполнение контракта из-за форс-мажорных обстоятельств становится экономически бессмысленным, то контракт может быть аннулирован без взаимных претензий.

Таким образом, форс-мажорная оговорка должна включать следующие элементы:

- условия об освобождении стороны, для которой создалась невозможность исполнения обязательства, от ответственности за его неисполнение;

- определение характера форс-мажорных обстоятельств;

- перечень обстоятельств, рассматриваемых сторонами в качестве создающих невозможность исполнения обязательства;

- указание на то, что соответствующие обстоятельства должны быть чрезвычайными, непредвиденными при данных условиях, что они не зависят от воли сторон и относятся к явлениям причинно не связанным с их деятельностью, что их отличает непредвиденность;

- обязанность уведомления в определенный срок о наступлении, предполагаемой длительности, прекращения обстоятельств, признаваемых форс-мажорными;

- форма такого уведомления;

- определение формы документа, подтверждающего наличие факта невозможности исполнения, его действия во времени и каким органом он должен быть утвержден, удостоверен;

- название нейтральной организации, которая должна подтвердить факты, содержащиеся в уведомлении о невозможности выполнения обязательств;

- договоренность о последствиях не уведомления или своевременного уведомления о форс-мажоре;

- соглашение сторон о сроке действия форс-мажорного обстоятельства, в течение которого контракт приостанавливается, а сроки исполнения отодвигаются;

- права и обязанности сторон после истечения срока действия форс-мажорного обстоятельства;

- порядок расчета между сторонами в случае прекращения договора вследствие невозможности исполнения;

- ответственность сторон за невыполнения этих обязанностей.

Арбитражные и судебные разбирательства споров.

При исполнении контрактов между контрагентами нередко возникают споры из-за различного понимания взаимных обязательств по причине неодинакового толкования условий контракта или их отсутствия. .Большинство разногласий решается путем переговоров сторон. Если разногласия не устранены, то они передаются на рассмотрение в арбитраж.

В договоре должен быть установлен порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами. Российское законодательство признает соглашение сторон об арбитраже включенное в условия контракта. Российская организация по соглашению об арбитраже со своим иностранным партнером может передать спор на разрешение постоянно действующих в РФ арбитражных судов, так и на рассмотрение любого третейского суда. Закон не содержит ограничений в отношении места такого арбитража.

Арбитражная оговорка – это соглашение по поводу возникшего спора или относительно споров, которые могут возникнуть в будущем. Арбитражная оговорка должна содержать несколько компонентов: определение круга споров, подлежащих рассмотрению в Арбитражном суде, указание на то, какой именно суд компетентен рассматривать спор.

Арбитражный суд в РФ – это государственный орган, осуществляющий судебную власть при разрешении возникающих в процессе хозяйственной деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений.

Третейский (арбитражный) суд – суд, избираемый самими сторонами для решения спора между ними. Третейские суды могут быть двух видов: постоянно действующие и для разрешения конкретного спора (ad hoc – для этого). Постоянно действующие третейские суды могут создаваться при торговых палатах, биржах, торговых ассоциациях.

В разделе контракта стороны могут устанавливать в каком арбитраже будет рассмотрен спор. При этом стороны могут передавать спор на рассмотрение арбитражей в своей или в третьих странах.

Арбитражная оговорка обычно устанавливает, в соответствии с какими правилами (регламентом) будут вестись разбирательства.

Арбитры руководствуются: условиями контракта, международными торговыми обычаями, нормами права страны, указанной в договоре, нормами международного права.

Стоимость услуг арбитров, технических экспертов очень высока. Поэтому в контракте необходимо оговорить какая сторона и в каком размере должна возмещать арбитражные расходы. Обычно оплату несет проигравшая сторона. В «арбитражной оговорке» указывается, что решение арбитража является окончательным, обязательным для исполнения обеими сторонами и не может быть обжалована судом.

Вступление контракта в силу. Контракт вступает в силу в момент его подписание уполномоченными на то лицами. Датой вступления контракта в силу считается дата указанная в правом верхнем углу первой страницы.


Список использованной литературы

 

1.Экономика внешних связей России. Учебник (под ред. А .С.Булатова.-М.:БЕК,1995.-695с.

2.Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник (под ред. Л.Е. Стровского.-М.: ЮНИТИ,2004-840с.

3.Международные экономические отношения. Учебник (под ред. В.Е. Рыбалкина.-м, ЮНИТИ, 2006-577с.

4.Международные экономические отношения. Учебник(под ред. И.П. Фаминского.-М.:1989-410с.

5.В.В.Покровская. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: Юрист,2000-456с.

6.Е.Ф. Прокушев. Учебник. Внешнеэкономическая деятельность.М.-2006

7.Таможенное право. Учебник. (под ред. Б.Н.Габричидзе-М.: БЕК, 1995-466с.

8.В.П.Шалашов. Валютные расчеты в Российской Федерации. М.-1999-367с.

9.Корепанова Н.А. Практика внешнеэкономической деятельности.-М.1993-122с.

10.С.И.Попов.Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга.-М.:1997.-170с.

11.Д.М. Михайлов. Внешнеторговый контракт.-М.:ЮНИТИ, 1997-180с.