ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ –междисциплинарная область научного знания, изучающая систематические связи между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей.

Первые крупицы этнопсихологических знаний мы находим в трудах античных авторов –философов и историков: Геродота,Гиппократа,Тацита, Плиния Старшего,Страбона. М.Коул считает, что «…культурно-исторические теории восходят к Геродоту» (род. между 490 и 480 г. до н.э –ум. ок. 425 г. до н.э.).

«Подобно тому как небо в Египте иное, чем где-либо в другом месте, и как река у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки, так и нравы и обычаи египтян почти в всех отношениях противоположным нравам и обычаям остальных народов» [Геродот, История в девяти книгах, Л., 1972, с.91]

Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул положение, согласно которому все различия между народами, в том числе и поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

В Новое время первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в XVIII веке. И снова среда и климат рассматривались в качестве факторов, предопределяющих различия между ними.

Французские просветители ввели понятие «дух народа» предопределяя его отличия географическими факторами.Ш.Монтескье (1689-1755) утверждал, что многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, нравы, обычаи и в результате всего этого образуется общий дух народа. Ведущим среди факторов Монтескье называл климат. (Народы жарких климатов робки, ленивы, не способны к подвигам, но наделены живым воображением. Северные –отважны и мало чувствительны к наслаждениям). В ходе истории непосредственное влияние климата ослабевает, а действие других причин усиливается. Если «над дикарями властвуют почти исключительно природа и климат», то «китайцами управляют обычаи, в Японии тираническая власть принадлежит законам» [Монтескье Ш., Избр. произведения., М.,1955].

В немецкой философии XVIII века друг Шиллера и Гете, И.Г.Гердер (1744-1803) подчеркивал значимость психических компонентов от климата и ландшафта, но допускал и влияние образа жизни и воспитания, общественного строя и истории. Душу народа можно узнать через чувства, речь, дела, т.е. необходимо изучать всю его жизнь. На первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный дух. Осознавая, сколь сложно раскрыть психические особенности того или иного народа, немецкий мыслитель отмечал, что «… надо жить одним чувством с нацией, чтобы ощутить хотя бы одну из ее склонностей» [Гердер, Избр. соч. М., Л., 1959, с.274]. Одним из первых Гердер пытался применить результаты своих исследований при описании черт, присущих «душе» народов Европы (немцев и славян). Немцев он описывал как народ мужественных нравов, благородной доблести, добродетельный, стыдливый, умеющий глубоко любить, честный и правдивый. Недостаток соотечественников определял так: острожный, добросовестный, чтобы не сказать медлительный и неповоротливый характер. Для нас особенно интересно какие черты ученый приписывал славянам: щедрость, гостеприимство до расточительности, любовь к «сельской свободе».

В середине XIX века этнопсихология сформировалась как самостоятельная наука. Основатели –М.Лацарус (1824-1903) и Х.Штейнталь (1823-1899). В «Журнале психологии народов и языкознания» они выступили с программной статьей «Мысли о народной психологии», в которой отстаивали идею о развитии психологии народов - новой науки, входящей в состав психологии, т.к. считали, что возникла необходимость исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых общностей, в которых люди действуют как некоторое единство, прежде всего –народов, так как именно народ является для любого индивида абсолютно необходимой и самой существенной общностью. Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом т.е. психическим сходством индивидов, самосознанием. Штейнталь утверждал, что народный дух проявляется в языке, затем в нравах и обычаях, поступках, в традициях и песнопениях. Основными задачамиэтнопсихологии должны стать:

1. познание психологической сущности народного духа;

2.открытие законов, по которым совершается внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве, науке;

3.выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.

Немецкие ученые рассматривали психологию народов как науку объяснительную, сводящую общие законы языка, религии, искусства, науки, нравов и других элементов культуры к психологической сущности. Идеи Лацаруса и Штейнталя нашли отклик в многонациональной Российской империи: в 1859 году появился русский перевод изложения их программной статьи.

В России появление этнопсихологии связывают с деятельностью Русского географического общества («Психическая этнография» -термин Н.И.Надеждина). Психическая этнография должна изучать духовную сторону человеческой природы, умственные, нравственные способности, силу воли и характера, чувство человеческого достоинства. Как проявление психологии народов рассматривалось устное народное творчество: былины, песни, сказки, пословицы.

В 70-е годы XIX века К.Д.Кавелин попытался «встроить» этнопсихологию в психологию. Он высказал мысль о возможности изучать народную психологию по продуктам духовной деятельности: памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. Задача психологии народов –установление общих законов психической жизни на основе сравнения однородных явлений и продуктов духовной жизни. В научной дискуссии с И.М.Сеченовым, который считал невозможным изучать психику по продуктам духовной культуры, Кавелин потерпел поражение.

На рубеже XIX-XX вв. появляются новые этнопсихологические концепции. В.Вундт (1832-1920) –создатель психологии народов как одной из форм социально-психологического знания. Последние 20 лет своей жизни ученый посвятил созданию десятитомной «Психологии народов». В качестве содержания души народов рассматривал общие представления, чувства и стремления общих индивидов. Общие представления проявляются прежде всего в языке, мифах, обычаях. А остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к ним. В структуре продуктов творческого духа народов Вундт выделял:

-язык, который содержит общую форму живущих в душе народа представлений;

-мифы –все первобытное миросозерцание и даже начало религии. Они таят в себе первоначальное содержание этих представлений;

-обычаи –включают возникшие из этих представлений поступки.

«Язык, мифы и обычаи представляют собою общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого (…) Обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия в свою очередь делают более прочными и развивают дальше представления, из которых проистекают» [Вундт, проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.,1998, с.226].

В России в начале XX века философ Г.Г.Шпет (1879-1940) предпринял еще одну попытку создания этнической психологии. Г.Г.Шпет утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Ученый полагал, что все они (язык, мифы, нравы, религия, наука –вызывают у носителей культуры определенные переживания (несмотря на различия есть общее в людских переживаниях). Этническая психология должна выявлять типическое: что народ любит, чего боится, чему поклоняется. Принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа. Человек сам духовно определяет себя, может относить себя к данному народу или даже «переменить» народ, но не произвольно, а путем долгого упорного труда пересоздания его духовного уклада.

Идеи Лацаруса, Штейнталя, Кавелина, Вундта, Г.Г.Шпета в большинстве случаев остались на уровне объяснительных схем и не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Ценность этнопсихологии XIX-XX вв. состоит в том, что ее творцы попытались соотнести мир личности не с миром природы, а с миром культуры.

В конце XIX века английский исследователь У.Риверс (1864-1922) выдвинул компенсаторную гипотезу: первобытные народы достигли высокого развития перцептивных процессов за счет меньшего развития умственных способностей. Он изучал зрительное восприятие (остроту зрения, восприятие цвета, пространства, зрительные иллюзии), а так же слух, вкус, память, время реакции на различные стимулы. В результате Риверс утвердился во мнении, что культура воздействует на то, каким человек видит окружающий мир, но нет оснований утверждать будто примитивные народы обладают более высокоразвитым восприятием.