Возрастная периодизация психического развития Э.Меймана.

Эрнст Мейман –немецкий психолог и педагог, основатель психологической лаборатории в Гамбурге, основатель первого психологического журнала, в котором освещались педологические проблемы - «Журнал по педагогической психологии».

«Лекции по экспериментальной педагогике» (1907) –энциклопедия по педагогической психологии.

Э.Мейманпредложил свою периодизацию психического развития, критерием являются этапы интеллектуального развития.

1 этап –от рождения до 7 лет –стадия фантастического синтеза. Дети обобщают отдельные ощущения без всякой логики, получаемые ими понятия далеки от реальности.

2 этап –от 7 до 12 лет –стадия анализа. На этой стадии можно начинать систематическое обучение детей.(Разложение общих понятий на части и формирование адекватного представления об этих частях.

3 этап –от 12 до 16 лет –стадия рассудочного синтеза. У подростков формируется операциональное мышление, научные представления об окружающем.

По мнению Меймана возрастная психология должна изучать не только стадии и возрастные особенности психического развития, но и вопросы детской одаренности и отсталости, врожденные склонности детей. Воспитание и обучение должно учитывать как знания общих закономерностей так и особенности психики конкретного ребенка.

При лаборатории Меймана была организована экспериментальная школа, просуществовавшая более 20 лет. В ней опробовались программы с учетом периодизации Меймана. Исследовались различные способы отбора детей в классы по разным критериям:

-по уровню интеллекта;

-по интересам и склонностям;

-по стилю общения с учителем. Проблема взаимодействия учителя и учеников, реакции учеников на разные стили общения впервые поставлены Мейманом.

Вклад Э.Клапареда в развитие возрастной психологии.

Эдуард Клапаред (1873-1940). –швейцарский психолог, основатель ассоциации прикладной психологии и педагогического института им. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области возрастной психологии. Клапаред разделил детскую психологию на прикладную и теоретическую, так как считал, что у них разный круг изучаемых проблем.

Измерение психического развития, диагностика

Клапаред развивал идею о саморазвитии, реализации тех задатков, которые есть у ребенка с рождения. Механизмами этого саморазвития являются игра и подражание. Игра более универсальный механизм, т.к. направлена на развитие разных сторон психики: общих и специальных психических функций. Клапаред выделил игры развивающие индивидуальные особенности детей, игры интеллектуальные (развивающие познавательные способности и аффективные (развивающие чувства).

Подражание главным образом связано с развитием поведения, произвольной деятельности детей. В основе подражания лежит ассоциация между образами движений (показанными взрослым) и самими этими движениями, то есть следами их мускульных ощущений. При повторении движения ощущение от него сливается с внешним видом этого движения. После чего возможно выполнение данного действия при появлении его образа, а потом и при словесной команде.

 

Подражание движение образ движения внутренний план

 

В центре исследовательских интересов Клапареда было изучение мышления и этапов его развития у детей. Фактически он отождествлял мышление с психическим развитием. Критерием деления детства на периоды для него служил переход от одного вида мышления к другому. В психическом развитии он выделял 4 этапа:

1этап. От рождения до 2 лет – преобладает интерес к внешней стороне вещей. Интеллектуальное развитие связано главным образом с развитием восприятия.

2 этап. От 2 до 3 лет –этап начала развития речи, познавательные интересы детей сконцентрированы на словах и значениях.

3 этап. От 3 до 7 лет –этап собственно интеллектуального развития, т.е. развития мышления, при этом у детей преобладают общие умственные интересы.

4 этап. От 7 до 12 лет – проявляются индивидуальные особенности и склонности. Ученый открыл одно из основных свойств детского мышления –синкретизм, т.е. нерасчлененность, слитность детских представлений о мире.

Психическое развитие продвигается от схватывания общего вида к называнию предмета (словесная стадия), а затем –к пониманию его предназначения.

Развитие способностей по мнению Клапареда обусловлено наследственными факторами. Кроме того Клапаред выделял общую и специальнуюодаренность. Общая связана с детством, общим высоким уровнем всех умственных свойств. Специальная проявляется в зрелом возрасте, связана со способностью человека разрешать новые проблемы. Развитие возрастной психологии требовало не только четкого понимания предмета и задач этой науки, но и разработки новых объективных методов исследования, которые могли бы стать именно психологическими, направленными на изучение познавательного развития детей. Начало этому положил А.Бине. Им за 10 лет было разработано большое количество тестов для изучения разных сторон психической жизни детей, но все они были предназначены для детей от 3 лет, оставляя в стороне ранний возраст. Этим и занялся известный американский ученый А.Л.Гезелл (1880-1961).