Зарождение и становление психологии (VII-IV века до н.э.)

Первые психологические теории появились на рубеже VII-IV века до н.э. Они разрабатывались учеными милетской и элейской школ. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Философы считали, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения. Многообразие мира объяснялось различными состояниями единого материального начала, первоосновы или первоматерии. Фалес первоосновой всего сущего (архе- частица) считал воду (Земля плавает на воде, окружена ею и сама происходит из воды). Вода подвижна и изменчива, может переходить в разные состояния (жидкое, твердое, газообразное). Душа есть также особое состояние воды. Душа заставляет тело двигаться. Эта способность придавать вещам движение приписывалась всему. Душа, например, есть и у янтаря, и у магнита, так как те обладают способностью притягивать предметы. Фалес рассматривал душу в связи с телесной организацией и ставил психическое благополучие в зависимость от физического здоровья: в здоровом теле - здоровый дух.

Анаксимандр принимает за первооснову «апейрон» - состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но способное благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию породить многообразие мира. Душа – одно из состояний апейрона. Ему принадлежит идея зарождения живого из неживого: под действием солнечных лучей из Земли испаряется влага, из сгустка которой возникают растения. Из растений развиваются животные, а из животных – человек. Согласно Анаксимандру человек произошел из рыб. Главный признак, отличающий человека от животных – более длительный срок кормления ребенка грудью и более продолжительный посторонний уход за ним.

Анаксименв качестве первоосновы принимал воздух. Воздушную природу имеет и душа. Душа связывалась им с дыханием. Идея близости души и дыхания была очень распространена среди древних мыслителей.

Гераклит первоосновой считал огонь в вечном его движении и изменении. Душа – это особое переходное состояние огненного начала в организме, душу Гераклит называет «психеей». «Психея» по существу – является первым психологическим термином. «Психеи» как особые состояния огня возникают из воды и в нее же переходят. Душа человека рождается, растет, совершенствуется, постепенно старится и, наконец, умирает. Наилучшее состояние души – это ее сухость, сухостью же определяется степень зрелости души: от рождения душа ребенка влажная, с ростом ребенка душа высыхает, обретает способность к четкому и ясному мышлению. В старости душа опять пропитывается влагой, человека начинает плохо медленно соображать. Опьянение – не что иное как увлажнение души-психеи, которое делает ее грубой, отчего человек не только плохо соображает, но и начинает плохо ориентироваться в пространстве, у него нарушается координация. Гераклит впервые высказал идею о развитии души и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта. Главным в человеке является характер, понимаемый Гераклитом как рок, как главенствующий психологический фактор, определяющий судьбу человека в течение всей его жизни. Среди наиболее важных положений учения Гераклита необходимо выделить:

1.идею о материальной (огненной) природе души и зависимости психического от общих законов природы (Логоса);

2.изменчивость психических состояний, переход их из одного в другое;

3. положение о внешней и телесной детерминации психического;

4.введение первого психологического термина – «психея» для обозначения психических явлений.