Некрофилия и биофилия
Еще З. Фрейд высказал предположение, что люди подвержены влиянию двух факторов: стремлению к жизни, которое он назвал – Эрос и стремлению к смерти – Танатос. Э. Фромм (1900–1980) в работе «Душа человека» (1964) продолжил рассуждения своего учителя. Прочтем размышления, которые он сделал по поводу людей, любящих жизнь или смерть: «С психической и моральной точек зрения нет более резкой противоположности, чем между людьми, которые любят смерть и теми, кто любит жизнь: между некрофилами и биофилами...
Для некрофила характерна установка на силу… В конечном счете всякая сила покоится на власти убивать. Для такого человека наибольшим достижением является не производство, а разрушение жизни. Некрофил прямо-таки влюблен в силу… Для них существует только два «пола»: могущественные и лишенные власти, убийцы и убитые. Некрофила привлекают ночь и темнота.
Биофильная этика имеет собственный принцип добра и зла. Добро есть все, что служит жизни; злым является все, что служит смерти. Добро есть «глубокое уважение к жизни» (А. Швейцер), все, что служит жизни, росту, развитию. Радость – это добродетель, а печаль – грех. Биофильная совесть мотивирована жизнью и радостью; цель моральных усилий состоит в том, чтобы укрепить жизнеутверждающую сторону в человеке.
Рафинированный некрофил – душевнобольной, рафинированный биофил – святой». [134]
Материалист Фромм, переходя на позиции идеализма пишет:«Существует только одно чувство, удовлетворяющее человеческую потребность в единении с миром и вместе с тем дающее ему ощущение целостности и индивидуальности, - любовь». [135. 36] Человек может обрести смысл жизни, как бы коротка и опасна она ни была, только посвятив себя обществу». [135. 255] В XIX в. проблема состояла в том, что Бог мертв; в XX – проблема в том, что мертв человек. В прошлом опасность состояла в том, что люди становились рабами. Опасность будущего в том, что люди могут стать роботами». [135. 395]